Профориентация на уроках географии
статья по географии по теме
Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профориентация на уроках географии»
ГБОУ ЦО №173 Шустрова Н.А.
Содержание
- Введение……………………………………………………………3
- Глава I………………………………………………………………4
- Глава II……………………………………………………………...8
- Вывод……………………………………………………………...12
- Заключение………………………………………………………..13
- Список литературы.………………………………………………14
Введение
Государственный образовательный стандарт общего образования [1], хотя и наполнен некоторыми новациями, не дает оптимизма в отношении профориентационной информированности учебного материала.
В образовательном стандарте по технологии среди целей изучения предмета отмечено «развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда» [1].
Не многим лучше обстоит дело с образовательными стандартами среднего (полного) общего образования. Здесь помимо технологии рекомендовано уделить внимание профориентации при изучении экономики: «ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии и траектории дальнейшего образования»[1]. Однако экономика как отдельный учебный предмет выделен в учебных планах лишь некоторых образовательных учреждений.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Но география – единственный мировоззренческий предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство». На каждом уроке учитель решает не только обучающие, но и воспитательные задачи. Мастерство учителя проявляется, в том числе, и в умении выделить из множества проблем воспитательно-образовательного процесса главные, приоритетные, требующие немедленного решения проблемы. Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты. Развитие информационных технологий предъявляют всё более высокие требования к учёту индивидуальных психофизиологических особенностей человека, ибо меняется содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются выносливость и ответственность. Современный мировой экономический кризис снова изменит профессиональные приоритеты молодёжи.
Глава I
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии.
Работа учителя в этом направлении – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс. Набор методов и средств профориентационной работы широк и разнообразен. Преподаватель должен познакомиться с опытом работы своих коллег из других стран.
У ряда исследователей, занимающихся проблемой профориентации при изучении школьной географии, можно проследить расширение диапазона от осуществления профориентационной работы на отдельных уроках /3,4,5/ и знакомства с профессиями в обучении географии /5/ до изучения профориентационных возможностей целых географических курсов /9,10/. Четкая интегративная связь между географией и профориентацией в научно-методической литературе не прослеживается. Изучив накопленный опыт по проблеме, я пришла к выводу, что сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.
В начале учебного года они получают задание рассказать о профессии своих ближайших родственников. Этот проект носит название «Калейдоскоп профессий». Таким образом, учитывается влияние одного из факторов - социальное окружение личности. На годичных курсах по географии «Теория и методика обучения» поднимался вопрос, что раньше дети учились, прежде всего, у своих предшественников, «…прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения…». В наше время взрослые учатся у своих детей. Новые технологии позволяют молодёжи приобретать опыт, которого не было у старшего поколения. Это ведёт к потере традиций и это опасная тенденция. Через мини-проекты ученики выходят на важную информацию, которая храниться в летописи их семей. Например, ученик 8-го класса Преображенский Иван в своём проекте рассказал о профессии геолога на примере своей семьи. Его дед – геодезист преподаёт в Горном университете, папа – геолог, мама – гидролог, дедушка по маминой линии - профессор минералогии, живёт во Владивостоке и преподаёт в местном университете. Сам ученик мечтает о профессии аэрофотогеодезиста. Из проектов ученики узнают о династиях моряков, врачей, судостроителей. Работая над этим проектом, они раскрывают перечисленные ниже пункты:
- Общие сведения о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
- Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
- Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:
1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.
2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).
3. Поиск информации.
4. Оформление проекта.
5. Организация деятельности по созданию проекта.
6. Защита проекта.
Памятка берется за основу, но в неё можно вносить коррективы.
Ученики с удовольствием работают над проектами. Создаётся информационная база. Мини-проекты в виде презентации могут быть использованы на уроках географии как дополнительный материал. Позволяют организовать встречи учеников с интересными людьми.
Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, а так же использование разных образовательных площадок.
Экскурсионное направление работы осуществляется за счёт посещения выставочного комплекса «Ленэкспо».Выставочный комплекс является прекрасной площадкой для изучения современного состояния промышленности, транспорта, туризма. График выставок находится в классе и ведётся предварительная запись желающих посетить выставку. В этом году я со своими учениками посетила следующие выставки:
- Мехатроника и робототехника 2011
- Российский промышленник 2011
- Нева 2011 (судостроение, судоходство)
- 19-ая международная туристическая выставка
- Машиностроение 2011
Планируется посещение:
- ПТЯ – Петербургская техническая ярмарка 2012
Международные специализированные выставки по направлениям: "Металлургия. Литейное дело", "Металлообработка", "Машиностроение", "Автомобильная промышленность", "Инфраструктура промышленного предприятия", "Промышленные инновации". Российско-финляндский промышленный форум. IV Конференция "Нанотехнологии и Наноматериалы"
- III Региональный Форум поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС Северо-Запад»
III Региональный Форум-выставка поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС-Северо-Запад»
- Энергетика и электротехника 2012
Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования
Перед посещением выставочного центра ученики получают задание от учителя на тему выставки и после сдают отчёт. Например, к 19-ой международной туристической выставке ученики 11 класса получили задание:
- перечислить страны, активно представленные на туристическом рынке России;
- Какие природные объекты (рекреационные ресурсы) являются основой туристического бизнеса стран;
- Какие профессии задействованы в туристическом бизнесе.
Готовят собственный буклет приглашающий посетить страну (по выбору).
Выставочный комплекс позволяет увидеть достижение стран – участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры.
Я преподаю экономическую и социальную географию мира в 10классе. Изучение географической дисциплины в школе интегрирую с профориентационным обучением. Это позволяет связать обучение с решением задач, стоящих перед молодежью и хозяйством страны в условиях перехода на рыночные отношения.
С точки зрения профессиональной ориентации экономическая география является самым «выигрышным» предметом.
Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.
Тема урока | профессия, место работы |
Введение. Политическая карта мира. | Дипломат, лоббист, спичрайтер |
Государственный строй стран мира. | Страновед |
Международные отношения .политическая география | экономико-географ, политолог, политгеограф, журналист место работы-СМИ, различные политические объединения |
Взаимодействие общества и природы | Эколог, ландшафтовед |
Загрязнение и охрана окружающей среды | Биолог |
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. | Геолог |
Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана | Океанограф, гидролог, лимнолог, гляциолог, туризм, гостиничный бизнес |
Научно-техническая революция | Историк |
Мировое хозяйство | Маркетолог, логист. |
Мировое хозяйство в эпоху НТР | Риск-менеджер, кризис менеджер. |
Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. | Социолог, этнограф, демограф, геронтолог. |
Размещение и миграция населения | Сотрудник миграционной службы |
Религиозный состав населения Земли | Историк, философ |
Расселение. Урбанизация. | Архитектор, урбанист. |
Топливно-энергетический комплекс | Сварщик, монтажник, буровщик. |
Электроэнергетика | Инженер-электрик, энергоаудитор, инженер по системе отопления, инженер теплотехник, энергетик |
Черная металлургия | Технолог литейного производства |
Цветная металлургия | Технолог литейного производства, |
Машиностроение мира | Технолог машиностроения, инженер-конструктор, программист. |
Химическая и легкая промышленность мира | Химик-технолог, инженер-химик, химик-аналитик. |
Европа. | Переводчик. |
Восточная Азия | Филолог, переводчик-востоковед. Место учёбы: факультет Востоковедения; место работы: министерство иностранных дел РФ, дипломатические миссии, сферы массовой коммуникации. Туристическая деятельность. |
Африка | Переводчик. Место учёбы: факультет Африканистика; место работы: министерство иностранных дел РФ, дипломатические миссии, сферы массовой коммуникации. Туристическая деятельность. |
Латинская Америка | Институт Латинской Америки в России. |
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты | Матиматик,астроном.Обсерватории и университеты России и зарубежья (США,Германия,Великобритания,Финляндия,Бразилия идр. Астрономические учреждения Российской академии наук: Пулковская обсерватория и институт прикладной астрономии в СПб, Специальная астрофизическая обсерватория |
Глава II
Географические специальности
Задача каждого учителя географии заинтересовать своим предметом. Если школьник хочет сдать ЕГЭ по географии и связать свою жизнь с дальнейшим изучением этой науки, то ему необходимо дать исчерпывающую информацию о сфере применения географических знаний и показать важность этих знаний в новых экономических условиях. Наиболее широко представлены факультеты по этому профилю в СПБГУ/11/.
С инициативной группой учеников мы оформляем стенд, посвящённый профессиям в области географии. На стенде находится информация о факультетах, датах открытых дверей и олимпиадах.
Пример информационных листов по профориентации:
Факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета
Факультет Географии.
Основой целью изучения географии в Санкт-Петербургском Государственном Университете является подготовка специалистов, знающих природные, политические, экономические и социальные особенности территории и умеющих диагностировать их состояние, проблемы развития, способных осуществлять эффективное управление обществом, учитывая масштаб и особенности региона.
Где работают выпускники:
- Сферы ландшафтного дизайна ;
- Природоохранные территориальные структуры;
- Градостроительные организации, осуществляющие разработку генеральных планов городов, схем территориального планирования;
- Промышленные и торговые компании, банки;
- Организации, деятельность которых направлена на решение региональных проблем: экономических, социальных, градостроительных, социально-экологических и внешнеэкономических;
- Органы государственной власти: Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и внешнеэкономическим связям Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ленинградской области.
Факультет Картографии и геоинформатики.
Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отображать на карте практически любые географические процессы, явления с помощью традиционных и самых современных методов картографии.
Где работают выпускники:
- Проектные институты, связанные с разработкой, проектированием и созданием разнообразных карт и геоинформационных систем;
- Государственные и коммерческие картографические и геодезические структуры;
- Геодезические организации, выполняющие кадастровую съемку местности;
- Инновационные компании, архитектурные и строительные организации.
Факультет Гидрометеорологии.
Основной целью данной программы является подготовка специалистов, разбирающихся во всём многообразии явлений, происходящих в атмосфере и гидросфере. Студенты учатся моделировать и прогнозировать развитие природных процессов, оценивать техногенное воздействие на окружающую среду
Где работают выпускники:
- Проектные институты, осуществляющие работы по укреплению берегов, строительству портов, морских каналов и экологии РФ;
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
- Институт Военно-Морского Флота РФ;
- ГУП «Водоканал»;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Факультет Почвоведения.
Подготовка кадров для работы в области почвоведенья, экологии, земельного кадастра и лесного хозяйства, контроля и управления земельными ресурсами в государственных и частных компаниях, органах власти.
Где работают выпускники:
- Научно-исследовательские институты Российской академии наук: Центр экологической безопасности, НИИ физико-химических и биологических проблем почвоведения, Институт почвоведения и агрохимии;
- Государственные научные учреждения РАСХН: НИИ сельскохозяйственной микробиологии, центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, агрофизический научно-исследовательский институт, почвенный институт имени В.В. Докучаева.
- Федеральная служба земельного кадастра России;
- Государственные органы экологического контроля и управления земельными ресурсами;
- Частные организации, использующие знания и информацию о почвах (экология, ландшафтный дизайн, агрономия, картография и археология).
Факультет Экологии и природопользования.
Программа направлена на подготовку бакалавров способных предсказывать, выявлять, оценивать природные и природно-техногенные воздействия на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работа по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономико-экологический аудит.
Где работают выпускники:
- Органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием ( федеральные и региональные учреждения министерства природных ресурсов РФ, министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ).
- Комитет природных ресурсов Правительства Ленинградской области и других регионов РФ.
- Организации экологического аудита и маркетинга;
- Производственные организации, такие как ЛАЭС, «Нефтегазогеодезия» ;
- Государственная экологическая инспекция;
- Органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения министерства природных ресурсов РФ, министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ).
Факультет Геологии.
Где работают выпускники:
- Организации министерства природных ресурсов и экологии РФ, министерство энергетики РФ, министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Госстроя России;
- Институт Российской Академии Наук и Ведомственных Научно-исследовательские организации геологического профиля;
- Акционерные и частные компании, осуществляющие поиски, разведку и добычу минерального сырья;
- Преподавательская деятельность.
Факультет Экологии и недропользования.
Программа направлена на подготовку бакалавров, способных предсказывать, выявлять и оценивать природные и природно-техногенное воздействие на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работы по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономическо-экологический аудит.
Где работают выпускники:
- В качестве экспертов и исследователей в подразделениях Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ
- Государственные и районные природоохранные органы управления;
- Государственные и частные производительные организации;
- Научно-исследовательские, академические и проективные учреждения;
- Страховые компании;
- Преподавательская деятельность.
Факультет Биоразнообразия и охраны природы.
Основная задача программы - подготовка высококвалифицированных экологов-практиков, способных плодотворно решать различные задачи по охране и управлению использованием природных ресурсов, владеющих методами и способами развития правовой и экономической баз охраняемых природных территорий и регламентации хозяйственной деятельности на них.
Где работают выпускники:
- Государственные природоохранные службы и комитеты природопользования в том числе департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-западному федеральному округу, комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, комитет по природопользованию, охране окружающей среды и по обеспечению экологической безопасности правительства СПб.
- Научно-исследовательский институты российской академии наук и различных ведомств;
- Производственные объединения экологического профиля и организации, предоставляющие консалтинговые услуги;
- Предприятия реального сектора экономики в области экологии и рационального природопользования;
- Некоммерческая экологическая организации я «Оптимальный мир», центр экологического аудита и консалтинга «РАВНОПРАВИЕ»
Факультет Землеустройства и кадастра.
Программа направлена на подготовку специалистов высокой квалификации по землеустройству и кадастру недвижимости. Комплекс дисциплин, изучаемых в рамках данной программы позволяет сформировать знания по широкому спектру актуальных вопросов в сфере землепользования и управления земельными ресурсами в контексте сложившихся рыночных отношений.
Где работают выпускники:
- Росреестр, система управления земельными ресурсами;
- Государственные проектные институты по землеустройству;
- Земельные кадастровые палаты и департаменты земельных ресурсов регионов РФ;
- Коммерческие организации, осуществляющие кадастровую оценку земель.
Выводы
- Актуальность исследования по теме профориентация на уроках географии, обусловлена, во-первых, новой парадигмой в педагогике: переходом от коллективно-центрической к человеко-центрической концепции формирования личности; во-вторых, очевидным противоречием между социальным заказом и возможностями системы школьного географического образования в реализации интегративного подхода к формированию личности школьника. Она обусловлена социальным заказом огромной важности: дать школьнику прочные географические знания, помочь выбрать специальность и научить работать, не нанося ущерба окружающей среде.
- Работая с проектами, ученики с уважением и пониманием относятся к труду своих близких. Ценят их вклад в общество, через личностное восприятие. Крепнет связь между прошлым поколением и молодым.
- У школьников расширяют представление о мире профессий. Посещая выставки, они видят истинную, современную картину рынка труда, Происходит более осознанный выбор своего места в мире.
- В процессе профориентационной работы возникают доверительные отношения между учителем и учащимся, ведь преподаватель помогает в сложной ситуации выбора дальнейшего пути. Как следствие уроки географии проходят с повышенным интересом
Рекомендации
Следует увеличивать количество часов географии в учебном плане в старших классах (9-11 кл.), создавать дополнительные пособия в помощь учителю географии по профориентации .
Список используемой литературы
- Государственные образовательные стандарты. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
- Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2008. – С. 183.
- Агапова Г.Г. Подготовка учащихся к выбору профессии в США// Шк. и пр-во,1991,№ 2.-С.90-92.
- Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профес-сии//Сов.педагогика, 1990,№ 2.-С.25-30.
- Апостолов С.П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,1991,№ 3.-С.73-76.
- Бабосов Е.М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 1988.-158с.
- Бабанский Д.К.,Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся.-Киев:Радянска шк., 1985.-256с.
- Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 1985.-241с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педа-гогика, 1988.- 184с.
- Чернов Б.А.,Рекита И.Ю. Краеведческий принцип в профориентации учащихся сельской школы// География в шк.,1978,№ 5.-C.58-59.
- Санкт-Петербургский государственный университет.. Образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/23/picture-61789.jpg)
Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"
"Если человек не знает, к какойпристани он держит путь, для негодля него ни один ветер не будет попутным" ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375119-1389273295.jpg)
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-250517-1367505217.jpg)
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ
Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....
Профориентация на уроках столярного дела как средство социализации личности.
Этот доклад был выполнен для выступления на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-825945-1484558954.jpg)
Элементы профориентации на уроках в начальных классах школы VIII вида
В статье раскрывается тема важности проведения профориентации учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, начиная с 1-ого года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-412084-1394553834.jpg)
«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-1501156-1702464886.jpg)
"Профориентация обучающихся на уроках географии, как одно из важнейших направлений современного образования"
В настоящее время целью современного образования является развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить ...