Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"
методическая разработка (технология, 7,8 класс) по теме

Мистрюкова Людмила Васильевна

"Если человек не знает, к какой

пристани он держит путь, для него

для него ни один ветер не будет попутным" 

                                                                                                                                                                               Сенека

Под таким девизом 28 февраля 2012 года в городском центре профессиональной ориентации «Аныяк» состоялся семинар учителей технологии города Кызыла по теме «Профессиональная ориентация на уроках технологии». Начался семинар с новой формы организации профориентационной работы с учащимися – виртуальной экскурсии по учебным заведениям города. На тренинге «Знакомство» учителя технического и обслуживающего труда высказали свое отношение к вопросу профориентации: «Для меня профориентация – это …». В ходе тренинга пришли к общему выводу о том, что учителю технологии принадлежит особая, важная роль в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики. Учителя высказали мнение о том, что цель профориентации – это выработка у школьников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии. Сформулировали задачи профориентации:

·        научить учащихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой деятельности к человеку;

·        вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;

·        ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.

Заострили внимание на содержании  профориентации:

5-7 классы

Выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения обучения в старших классах, и будущей сферой труда.

8-9 классы

Формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.

Затем учителя КЦО «Аныяк», следуя методике проведения открытых уроков, предложенной доктором педагогических наук М.М. Поташником, рассказали о своей творческой лаборатории при подготовке к открытому уроку, дали характеристику  учащимся класса. С презентацией открытых уроков выступили Мистрюкова Людмила Васильевна и Ткаченко Владимир Валерьевич – учителя технологии высшей категории. После уроков учителя проанализировали уроки сами по схеме из методики М.М. Поташника. А затем их коллеги дали оценку и анализ эффективности открытых уроков. Оба урока получили высокую оценку – оптимальный методический уровень.

Далее с теоретическим сообщением выступила Аг-оол Вера Валерьевна, учитель технологии КЦО «Аныяк», она говорила о том, что  важность и обязательность профориентации школьников очевидна, в ней  заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности. Кроме того, оптимистичная ориентация на престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно влияет на учебный процесс уже в настоящем. Особенно это важно подросткам, для которых учебные мотивации в чистом виде становятся неактуальны, их очень быстро замещают соблазны криминальных компаний и пагубных привычек. Таким образом, школьная профориентация является действенным инструментом для решения и экономических, и социальных проблем.

В образовательной области Технология имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.

И в завершение семинара, методист по профориентации КЦО «Аныяк»  Васильева Ирина Юрьевна провела профориентационные игры, которые пополнили методические копилки учителей технологии. Учителя технологии дали высокую оценку проведенному мероприятию, отметили важность того, что  получили много методических материалов в свои копилки: методические разработки уроков, разработки профориентационных игр, получили положительный заряд на работу по профориентации. Высказали  уверенность в том, что в связи  с повышенным вниманием со стороны правительства РФ, РТ, министерств образования РФ и РТ к вопросу профориентации изменится отношение к предмету технология, которое в последнее десятилетие изменялось в худшую сторону.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если человек не знает, к какой

пристани он держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным!»

                                                                                                                     Сенека

Под таким девизом 28 февраля 2012 года в городском центре профессиональной ориентации «Аныяк» состоялся семинар учителей технологии города Кызыла по теме «Профессиональная ориентация на уроках технологии». Начался семинар с новой формы организации профориентационной работы с учащимися – виртуальной экскурсии по учебным заведениям города. На тренинге «Знакомство» учителя технического и обслуживающего труда высказали свое отношение к вопросу профориентации: «Для меня профориентация – это …». В ходе тренинга пришли к общему выводу о том, что учителю технологии принадлежит особая, важная роль в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики. Учителя высказали мнение о том, что цель профориентации – это выработка у школьников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии. Сформулировали задачи профориентации:

  1. научить учащихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой деятельности к человеку;
  2. вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;
  3. ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.

Заострили внимание на содержании  профориентации:

5-7 классы

Выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения обучения в старших классах, и будущей сферой труда.

8-9 классы

Формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.

Затем учителя КЦО «Аныяк», следуя методике проведения открытых уроков, предложенной доктором педагогических наук М.М. Поташником, рассказали о своей творческой лаборатории при подготовке к открытому уроку, дали характеристику  учащимся класса.

С презентацией открытого урока выступила Мистрюкова Людмила Васильевна – учитель технологии высшей категории, Отличник народного просвещения, Заслуженный работник образования Республики Тыва.  

Карта открытого урока

Дата 28.02.2012 год.

Учитель Мистрюкова Людмила Васильевна, учитель высшей категории.

Класс 7 «Д» школы № 2.

Предмет технология «обслуживающий труд» - 2часа в неделю.

Раздел программы: «Интерьер жилого помещения» - 4 часа  по рабочей программе.

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры»  - 2 часа по календарно-тематическому плану.

Цель: Изучить роль комнатных растений в жизни человека, в создании интерьера  квартиры.  

Задачи:

           1. Изучить классификацию комнатных растений;

           2. Изучить основные приемы размещения комнатных растений;

           3. Изучить профессиограммы  профессий - цветовод, флорист,         фитодизайнер  (тип «Человек — природа», «Человек - художественный образ»)

Методы обучения: теоретический, практический, наглядный.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с ЦОР, индивидуальный опрос учащихся у доски, фронтальный опрос, опрос по «цепочке»

Учебное оборудование, программное обеспечение: мультимедийный комплекс, ОМS плеер

Дидактические средства обучения: учебник, ЦОР, инструкционная карта, образцы композиций размещения комнатных растений  – «одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум»

Тип урока: изучение нового материала

Ход  первого  урока:

1.Организационная часть. Мотивация на изучение профессиограмм профессий через интеллектуальную разминку «Калейдоскоп профессий»

 2.Вводная часть. Формулирование целей и задач урока через беседу с учащимися.

3. Содержательная часть. Изучение нового материала с использованием ЦОР.

4.Практическая часть. Использование ЦОР.

5.Итог урока.

6. Домашнее задание.

Ход второго урока:

1.Вводная часть. Изучение инструкционной карты.

2.Экскурсия в цветочный магазин.

Организационная часть. Домашнее задание. На дом учащимся дается задание написать мини-сочинение «Моя будущая профессия», с целью подготовки к участию в республиканском конкурсе «Парус -профи». Для повышения интереса у учащихся  к изучению профессиограмм  и расширения перечня знакомых профессий, предлагается интеллектуальная  разминка «Калейдоскоп профессий».

Интеллектуальная разминка «Калейдоскоп профессий»

1.Кто работает со вкусом?  (Дегустатор - отведыватель)

2.Профессор кислых щей - это?  (Повар)

3.Самый сладкий мастер – это? (Кондитер)

4.Кто не сеет и не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

5. Ухажер за деревьями, цветами это? (Садовник)

6. Звездный бухгалтер – это (Астроном)

7.Парикмахер для травы это? (Газонокосильщик)

8.Преобразователь ткани в одежду – это (Портной)

9. Носильщик в ресторане – это (Официант)

10 Постовой вместо светофора – это (Регулировщик уличного движения)

11. Представители какой профессии все время задают вопросы молодым людям, на которые сами знают ответы (Учителя)

12. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекарь)

13.Как называют профессионала. который пойдет с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то. что  вам подойдет. (Стилист)

14.О каком профессионале гласит народная мудрость. Что он приходит во время еды? (Официант)

15. Кто заставляет моду пищать? (Кутюрье, модельеры)

16 Водоплавающий повар? (Кок)

17. Крестьянин, работающий по капиталистически – это (Фермер)

18. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)

Вводная часть. Формулирование целей, задач урока через вопросы к учащимся.

1.Сегодня мы начинаем изучать новый раздел программы  

Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения.

Дом – это место, куда человек стремится вернуться, где бы он ни  находился. Здесь человек  чувствует себя защищенным, здесь его семья, родные, близкие люди. В каждом доме (квартире) человек стремиться создать соответствующую обстановку, интерьер. Интерьер в переводе с французского  означает «внутренний». На доску вывешивается карточка с определением «интерьер – это». Под интерьером мы понимаем архитектурно и художественно оформленное помещение, его устройство, убранство. Квартира должна быть комфортной, т.е. благоустроенной, уютной, удобной для проживания. Ничто в обстановке не должно отвлекать, раздражать. К этому люди стремились и будут стремиться всегда. Оформление квартиры, ее интерьера – дело не простое. Следует заранее продумывать все до мелочей.

При выборе интерьера жилища особое внимание уделяют трем основным качествам интерьера:

Функциональные качества способствуют нормальным условиям проживания. У каждого помещения в квартире есть свое назначение (функция).

Гигиенические качества – это звуковая изоляция, освещение, воздухообмен, система отопления, водоснабжения, канализация, материалы для отделки.

Эстетические качества – это гармония вещей и пространства. Это расположение предметов интерьера  в пространстве, их соответствие друг другу, отделка поверхностей цветовое и световое оформление, формы и характер оборудования, декоративное убранство, озеленение.

Сегодня на уроке мы уделим особое внимание эстетическим качествам интерьера, а именно озеленению. Формулируются вопросы к учащимся:

1.С какой целью человек озеленяет дом? Чем озеленяет дом?

2.Какова роль комнатных растений в жизни  человека?

3.Какова роль комнатных растений в создании интерьера жилого помещения?

3.Какая наука изучает растения?

4.Какие растения есть у вас дома, в школе, в кабинете технологии? Как они называются?

5.Люди каких профессий работают с комнатными растениями? Где с ними можно познакомиться?

Таким образом, через беседу с учащимися определяется цель и задачи урока, учащиеся в тетрадях записывают название раздела программы, тему урока,  зачитывают задачи урока. Используется методический прием - работа «по цепочке», текстовые слайды.

Цель: Изучить роль комнатных растений в жизни человека, в создании интерьера квартиры.  

Что нужно сделать, чтобы реализовать поставленную задачу?

Задачи:

           1. Изучить классификацию комнатных растений;

           2. Изучить основные приемы размещения комнатных растений;

           3. Изучить профессиограммы  профессий - цветовод, флорист,         фитодизайнер  (тип «Человек — природа», «Человек- художественный образ»).

Вывод, делает учитель:

Люди издавна украшали свои жилища цветами. Обычай украшать, оформлять жилище растениями возник, вероятно в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы сохранить в доме зеленый островок живой природы. По мер открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с другими товарами завозили семена, корни и луковицы необычных растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы, оранжереи, зимние сады.

Комнатные растения способствуют единению человека с природой. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают нервное напряжение. Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.

Для выполнения задачи №1 (Изучить классификацию комнатных растений), используется ЦОР «Комнатные растения»

По внешним данным комнатные растения можно разделить на 6 групп. Злаковидные отличаются длинными, узкими листьями, собранными в пучок (аир, осока) Наиболее популярны среди них с более широкими листьями (хлорофитум, нарцисс)

Растения с прямо стоячими стеблями: столбовидные, деревья (лавр, фикус), ложные пальмы (драцена)

Лианы и ампельные растения. Их стебли свисают по сторонам горшка (пассифлора, бегония повислая)

Розеточные растения имеют листья, сближенные к одной точке. Эти растения невысокие среди них различают плоские (глоксиния, примула)

Шаровидные растения не имеют плоских листьев (астрофитум, ребуция)

Кустистые. У таких растений обычно  растут из земли несколько стеблей (маранта) 

Рассматриваются примеры, дается характеристика растений по группам, определяются названия комнатных растений в кабинете технологии, к комнатным растениям прикрепляются таблички с названиями. Например: хлорофитум, драцена, юкка, плющ, фикус Бенджамина, фиалка  и т.д. по одному растению из группы.

Для выполнения задачи №2 (Изучить основные приемы размещения комнатных растений) используются образцы цветочных композиций, слайды; по учебнику «Технология» для учащихся 7 класса (под редакцией В.Д. Симоненко),  параграф № 43, учащиеся зачитывают характеристику приемов размещения комнатных растений.

Цветы это один из элементов убранства квартиры, поддающихся законам аранжировки. Восприятие их прелести и красоты будет более ярким, если они будут гармонировать с интерьером комнаты. Существует 4 основных приема размещения комнатных растений:

Одиночные растения. ОР могут быть вечнозелеными или цветущими.Растения располагают отдельно на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшке или декоративном кашпо. ОР могут быть миниатюрными (цикломен, бегония) или крупными как фикус или пальма. ОР с разнообразными  пестрыми листьями  наиболее эффектны на фоне однотонной стены. Слайд, образец цветочной композиции.

Композиция из горшечных растений. Горшки с цветами устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Рстения можно расположить на полу, подставках, этажерках. Обычно на заднем плане располагают высокое растение с крупными листьями, а около него – более низкие. Для создания особо выразительных композиций  пользуются различными подставками и декоративными кашпо. Вертикальные цветочные композиции удобны в помещениях маленьких размеров. Растения размещают на разных уровнях вертикальной подставки. Слайд, образец цветочной композиции.

Комнатный садик. Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки, прикрытыми мхом и галькой образуют КС. Он может быть миниатюрным и располагаться на столе, подоконнике или образовывать крупную композицию, занимающую угол комнаты или часть помещения – зимний сад Слайд, образец цветочной композиции.

Террариум. Это цветочная композиция, созданная внутри пластмассового или стеклянного сосуда, например аквариум. Слайд, образец цветочной композиции.

Вывод, делает учитель:

При размещении растений следует учитывать их декоративно-художественную ценность и своеобразие.

Лучший способ разместить вьющееся растение в комнате - посадить его в кашпо, подвешать к потолку или стене. Тогда стеблям ничего не будет мешать и растение может зрительно увеличить высоту композиции, оживить стену.

Крупное одиночное растение размещают на полу. Высокие узкие растения зрительно поднимают потолки, а низкие широкие растения – опускают зрительно потолки.

На подоконнике с точки зрения внешнего эффекта лучше будет смотреться одиночное растение низкое и кустистое растение, если поставить его посередине окна. Или высокое и узкое, если оно будет располагаться ассиметрично.

Определенная расстановка растений не только зрительно изменяет пространство, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны, организовать уголок отдыха в виде зимнего сада.

4.Практическая часть и итог урока проводится с использованием ЦОР -практический модуль.

Второй урок.

Перед экскурсией в цветочный магазин, учащиеся изучают профессиограммы профессий цветовод, фитодизайнер, флорист. Также проводится инструктаж по проведению экскурсии.

Инструкционная карта.

Экскурсия в цветочный магазин.

Тема:  Профессии типа «Человек - природа», «Человек – художественный образ».

Цель:  Изучить профессиограммы,  познакомиться с представителями профессий типа «Человек - природа», «Человек – художественный образ»:

 Флорист, цветовод, фитодизайнер.

Правила проведения экскурсии:

1.Соблюдать правила дорожного движения.

Переходить дорогу по пешеходному переходу и по сигналу светофора.

2.Соблюдать правила культурного поведения на улице, в магазине.

На улице и в магазине громко не разговаривать, громко не смеяться, громко не разговаривать по мобильному телефону.

3.Внимательно слушать экскурсовода, вопросы задавать после рассказа.

4.В конце экскурсии поблагодарить работников магазина.

Задание:

1.Познакомиться с ассортиментом комнатных цветов в магазине.

Узнать цветы, которые видели на уроке в фильме.

2.Узнать, какие цветы фитодизайнеры рекомендуют размещать в детской комнате, на кухне, в гостиной, почему?

3.Узнать какие цветы флористы рекомендуют сегодня в подарок?

Срезанные или горшечные, почему? Узнать стоимость цветов в подарок.

4.Узнать, что должен знать и уметь цветовод, какое образование у работников магазина.

5.Где можно получить специальные знания, умения по профессиям фитодизайнер, флорист, цветовод?

5.Рассказать родителям об экскурсии. Предложить маме приобрести понравившиеся цветы в ваш дом.

Адрес магазина «Цветы»: магазин «Саяны», 1 этаж.

Старший менеджер (экскурсовод)  Айлана Анатольевна Хомушку

С презентацией открытого урока выступил Ткаченко Владимир Валерьевич – учитель технологии высшей категории.  

8 класс

Раздел: Современное производство. Профессиональное образование.

Тема:  Профессиональное образование, профессиональная карьера.

Цели: *Способствовать формированию знаний и умений оценивать уровень       своей самооценки. Роль самооценки при выборе профессии.

            *Способствовать пониманию зависимости между уровнем самооценки   и реальными возможностями работать по той или иной профессии.

           *Формировать и развивать познавательный интерес учащихся по предмету «Технология».

 Тип урока: Освоение новых знаний.

Дидактический материал: Инструкция по выполнению практической работы, раздаточный материал «черты характера».

Средства обучения: Кабинет технологии, голос учителя, компьютер, проектор, экран.

Методы обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Объект работы: Определение уровня самооценки.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть.

* Приветствие

* Контроль посещаемости

* Проверка готовности учащихся к уроку

П

О

Т

О

Б

Е

Е

С

Е

А

Н

Ь

В

У

Л

Е

Я

И

2. Теоретическая часть.

* Повторение пройденного материала.

 Заполните форму терминами по разделу

    «Профессиональное образование».

    - профессия

    - образование

    - техникум

    - обучение

    - специальность

     - училище

* Сообщение темы и цели урока

* Изложение нового материала

   (рассказ с демонстрацией слайдов, работа в тетрадях).        

    Когда речь заходит о выборе профессии, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.

    Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой? Умный или глупый? Сильный? Красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

    Самосознание не дается от рождения, а формируется в процессе развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе. Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой.

    Самооценка – это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания.

Самооценка

заниженная        нормальная       завышенная

    Заниженная самооценка подразумевает недооценивание своих возможностей. Человек с такой самооценкой неуверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах.

    Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов и других качеств.

    Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека. Важно воспитывать видеть в себе как достоинства, так и недостатки. Следует стремиться к нормальной, спокойной адекватной самооценке, при достаточной самокритичности не впадать в крайности и сохранять самоуважение.

3. Практическая часть.

Практическая работа  «Определение уровня самооценки»

  1. На листе бумаги выписать в два столбца черты характера «Мой идеал» и «Мой антиидеал».
  2. Отметить знаком «+» черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам.
  3. Количество «+» разделить на количество слов в столбце и вычислить коэффициент самооценки.
  4. По таблице определить характер своей самооценки.

Мой идеал

Мой антиидеал

коэффициент

самооценка

коэффициент

самооценка

0,0 – 0,3

0,4 – 0,6

0,7 – 1,0

Заниженная

Нормальная

Завышенная

0,0 – 0,3

0,4 – 0,6

0,7 – 1,0

Завышенная

Нормальная

Заниженная

    Для более полного знания себя и формирования реального представления о себе необходимо знакомиться с тем, коков ты в глазах окружающих тебя людей.

4. Закрепление нового материала.

фронтальный опрос по теме урока

  1. Что называют самосознанием, что самооценкой?
  2. Что подразумевает адекватная самооценка?
  3. Что необходимо для наиболее полного, реального представления о себе?

5. Итоговая часть.

* рефлексия (сообщение о достижении цели урока).

* домашнее задание (сравните результаты определения самооценки с        оценкой других знающих вас людей).

* выставление отметок в дневники и в классный журнал.

После уроков учителя проанализировали уроки сами по схеме из методики М.М. Поташника. А затем их коллеги дали оценку и анализ эффективности открытых уроков. Оба урока получили высокую оценку – оптимальный методический уровень.

Далее с теоретическим сообщением выступила Аг-оол Вера Валерьевна, учитель технологии КЦО «Аныяк», она говорила о том, что  важность и обязательность профориентации школьников очевидна, в ней  заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности. Кроме того, оптимистичная ориентация на престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно влияет на учебный процесс уже в настоящем. Особенно это важно подросткам, для которых учебные мотивации в чистом виде становятся неактуальны, их очень быстро замещают соблазны криминальных компаний и пагубных привычек. Таким образом, школьная профориентация является действенным инструментом для решения и экономических, и социальных проблем. Современные реалии строги к нынешним ученикам. Они не в выпускном классе, а гораздо раньше задумываются о выборе профессии. Школа помогает ребёнку самоопределиться. Но зачастую профориентационные методики не соответствуют времени, которое их опережает. Одна из приоритетных задач школы – социализация ученика. Это понятие включает в себя и ориентацию в мире профессий.

                                        Когда стоит начать?

Ещё в начальных и младших классах на уроках труда, а затем технологии, возможно осуществлять знакомство учащихся с особенностями разных профессий. Это может происходить в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии. Хорошо проводить такие мероприятия систематически.

Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. Всё это, конечно, происходит с учётом возрастных особенностей детей.

В течение учебного года можно проводить тематические недели по технологии «Профессий интересных очень много!». В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео уроки.

Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить ребятам небольшую исследовательскую работу, творческий проект. В течение всей недели они будут общаться с кем-то из родителей, задавая ему вопросы относительно его работы. Ребята могут представить это в виде дневника, в котором каждый день будет отмечен каким-то интересным событием у мамы (папы) на работе. Ребёнок может взять интервью у родителя и представить своё исследование в такой диалоговой форме.

          Если говорить о старшем звене, здесь подход к проблеме усложняется. Один учитель технологии не сможет полностью справиться с таким воспитательным блоком как профориентация. Ему нужна команда, которая поможет более эффективно провести комплекс мероприятий.

Конечно, в неё войдёт психолог. Его основная задача – провести тестирование на выявление профессиональных предпочтений и склонностей. Вариаций такой диагностики сегодня великое множество. На этом работа психолога не заканчивается. Он может провести с классным коллективом обучающий семинар, на котором ребята практически попробуют себя в каком-то профессиональном аспекте. Они могут научиться составлять рабочий план дня, поупражняться в публичном выступлении, проверить свои умения концентрировать внимание и быстро переключаться с одного действия на другое.

В профориентационные мероприятия стоит привлечь и администрацию школы. Можно пригласить директора или завуча на занятие, где они поделятся с ребятами особенностями работы управленца.

         Попробовать себя непосредственно в профессии хочет каждый ученик. Но предоставить ему такую возможность довольно проблематично. Однако приблизиться к этому реально. Ребёнок может провести несколько послеурочных часов с представителем той или иной профессии. Разумеется, учителю придётся договариваться со специалистами и это займёт время, но такой опыт для ребёнка особенно важен и полезен. С кем можно договориться? С юристами, педагогами, представителями местных средств массовой информаций, водителями, работниками торговли и др. Надёжными помощниками учителя могут стать родители. После того, как ребёнок прошёл опыт таких своеобразных профессиональных проб, необходимо провести рефлексию. В дружеском кругу ребята поделятся своими впечатлениями и расскажут, оправдались ли их ожидания.

          Сегодня необходимый педагогический инструментарий без особых проблем можно найти в Интернете. Учитель может скачать фильмы, повествующие о той или иной профессии, интервью со специалистами, видео занятия.

Можно предложить ученикам составить сообщение или подборку интересных фактов о профессии. Возможно, кое-кто захочет создать творческую работу, которая будет своеобразным отчётом по пройденным профориентационным мероприятиям.

Чтобы запланированные мероприятия соответствовали запросам класса, необходимо выяснить, чего же хотят дети? Простой и надёжный метод анкетирования вполне здесь уместен. Пусть ребята заполнят анкеты, где расскажут о предпочтительных для них мероприятиях, о тех местах, где они хотели бы побывать на экскурсии. В этих анкетах, скорее всего, будут интересные предложения.

Немаловажный компонент воспитательных мероприятий по профориентации – сотрудничество с ВУЗами и средними учебными заведениями. Встречаясь в школе с представителями ВУЗов, училищ, техникумов, ребята знакомится со своим потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу, помогает более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы.

Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда. Необходимо напомнить ученикам и о том, что многие из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности, что отражается и на заработной плате.

Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Необходимо помочь ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей.

Профориентационная работа на занятиях по технологии

В образовательной области Технология имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.

При проведении практических работ в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а так же при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной профессии. Необходимо отметить что профориентация будет намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко спланирован, организован и продуктивен.

В соответствии с содержанием программ образовательной области Технология в содержание календарно-тематического плана и конспекты уроков наряду с формированием образовательных элементов, технических и специальных знаний и умений необходимо включать овладение определенным объемом общетрудовых и профессиографических сведений (название профессий, описание результатов профессиональной деятельности людей, связанных с обработкой используемых учащимися материалов, инструментами, владение специальными умениями и т.д.)

В ходе изучения теоретического материала, выполнения практических работ на уроках технологии школьники знакомятся с содержанием и условиями труда по ряду профессий. Использовать такую информацию можно во время вводного и текущего инструктажей, предусмотреть в инструкциях и технологических картах.

Вот почему, готовясь к занятиям, учитель в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Исходить при этом надо прежде всего из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. Объем и сложность профориентационных сведений год от года возрастают. Примерное распределение по этапам может быть следующее:

1 – 4 классы. Первоначальные сведения о наиболее распространенных профессиях: название, выполняемая работа, основные инструменты, приносимая польза обществу. Школьникам предлагается рассказать о работе своих родителей, других членов семьи.

5 – 8 классы. Содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах и орудиях их труда, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Рекомендуется использовать сведения из истории профессий, их развитии, о гениях-самоучках, изобретателях, новаторах производства.

9 – 11 классы. Об условиях труда по основным типам профессий: какими специальными, общетрудовыми и общетехническими знаниями, умениями и навыками необходимо владеть работнику; гигиеническая характеристика профессии; психофизиологические требования, предъявляемые профессией к человеку; система оплаты труда; система профессиональной подготовки и повышения квалификации. Учащиеся знакомятся с конкретными профессиограммами. Они могут быть оформлены в виде каталога профессий, стендов-вертушек, книжек-раскладушек, снабженных иллюстрациями. Составляется список рекомендательной литературы. Наиболее распространенным методом профориентации на уроке технологии является беседа. Она проводится эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы полезно продемонстрировать имеющееся оборудование, инструменты, приспособления, изделия или фотографии, показать приемы работы, раскрыть как наиболее привлекательные стороны конкретной профессии, так и ее сложности и трудности. Необходимо донести до учащихся мысль о возможности творческого характера труда в любой профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания многих известных ученых, изобретателей, новаторов о том, что их жизненный путь начинался с учебы в профтехучилище, техникуме, с работы на заводе, фабрике, мастерской. Используя местный материал, рекомендуется привести интересные сведения о лучших работниках окружающих производств и хозяйств. Сведения о профессиях целесообразно сообщать и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.

А на заключительное занятие в конце учебного года желательно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих  в различных сферах местного производства. Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии.

И в завершение семинара, методист по профориентации КЦО «Аныяк»  Васильева Ирина Юрьевна провела профориентационные игры, которые пополнили методические копилки учителей технологии. Учителя технологии дали высокую оценку проведенному мероприятию, отметили важность того, что  получили много методических материалов в свои копилки: методические разработки уроков, разработки профориентационных игр, получили положительный заряд на работу по профориентации. Высказали  уверенность в том, что в связи  с повышенным вниманием со стороны правительства РФ, РТ, министерств образования РФ и РТ к вопросу профориентации изменится отношение к предмету технология, которое в последнее десятилетие изменялось в худшую сторону. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Пособие к уроку по теме "Алфавит" (обучающий плакат). Выступление Михайловой И. А.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыМихайлова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 311 г. Санкт-Петербург)...

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Повторение по теме "Фонетика". Выступление Петровой О. Ю.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыПетрова Ольга Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 296 г. Санкт-Петербург)...

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Методический семинар " Использование игр и информационно- коммуникативных технологий на уроках английского языка"

Методический семинар " Использование игр и информационно- коммуникативных технологий на уроках английского языка"...