«Технология проектной деятельности» - основа для формирования у обучающихся функциональной грамотности
методическая разработка

Мымрина Наталья Васильевна

освоение и использование технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.10._stazhirovka_22.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа стажировки

  1. Информационный блок программы
  1. Мымрина Наталья Васильевна, учитель математики МБОУ «СОШ №73», высшая квалификационная категория.
  2. «Технология проектной деятельности» - основа для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
  3. Цель программы: освоение и использование технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  4. Задачи программы:
  1. организовать работу стажировки;
  2. изучить особенности технологии проектной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности;
  3. представить технологию проектной деятельности, которая используется для формирования функциональной грамотности обучающихся;
  4. научить стажёра использовать технологию
  5. представить опыт работы и результаты стажировки педагогическому сообществу.

         1.5.  Ключевая идея стажировки – научить педагогов технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся.  

Стажёры получат возможность:

  1. Изучить особенности формирования функциональной грамотности через технологию проектной деятельности;
  2. познакомиться с материалами по технологии проектной деятельности, и её использование для формирования   функциональной грамотности обучающихся, разработанными автором программы стажировки в данном образовательном учреждении, посетить открытые творческие лаборатории автора;
  3. научиться создавать в образовательном учреждении вместе с обучающимися проекты, направленные на формирования функциональной грамотности.

        XXI век требует от выпускников, обладающих новым мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний и, применять эти знания на практике. И поэтому появилась необходимость развития функциональной грамотности у обучающихся.                    В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые знания для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

         Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

      Функциональную грамотность ребенка характеризуют такие навыки как читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность.  Все эти качества можно сформировать с помощью технологии проектной деятельности.

           Немаловажно и то, что в процессе использования технологии проектной деятельности развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.   Обучающиеся обращаются к социальному опыту – собственному и своих друзей, при этом им приходится вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать трудности.

Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.

1)компетентностный подход (развитие познавательных и коммуникативных умений);

2)развитие критического (развитие нестандартного мышления);

3)групповая форма работы;

4) взаимообучение;

5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности;

6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся;

7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения.

             В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной грамотности.

2. Содержательный блок программы

  1. Перечень необходимого оборудования, необходимого для проведения стажировки:
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • мобильный класс;
  • интернет;
  • канцелярские принадлежности.
  1. Программа стажировки.        
  1. Организация этапа мотивации, постановки проблемы и целей для формирования технологии работы учителя, выстроенной на использовании проектной деятельности. Мотивация деятельности стажёров. Организация этапа постановки проблемы и целей (1,5 часа).
  1. Дистанционная онлайн-конференция для организации работы;
  2. Знакомство участников стажёрской площадки;
  3. установочный семинар (постановка цели, планирование деятельности стажёров и обсуждения оценок деятельности стажёров);
  4. Создание группы в ВК с участниками стажировки.
  1. Изучение особенностей использования технологии проектной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности Формирование научного или категориально-понятийного аппарата (3,5 часа).
  1. Представление стажёрам основные положения технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности;
  2. Практическая работа по изучению теоретического материала;
  3. Оценка овладения понятийного аппарата по теме стажировки её участниками и представление результатов в группе стажировки в ВК.
  1. Технология проектной деятельности для формирования функциональной грамотности. Представление собственного опыта (5 часов).

           1.   Круглый стол   по вопросу организации и проведения в школе авторской программы с участием стажёров;

       2.  Представление совместно с обучающимися школы результатов работы     кружка по проектной деятельности;

       3.    Подведение итогов: роль проектной деятельности в воспитании обучающихся и представление результатов оценки стажёров в группе в ВК.

      4) Овладение стажёрами технологией проектной деятельности для повышения функциональной грамотности обучающихся (12 часов).

  1. Организация мастерских, совместно с обучающимися, по созданию краткосрочных проектов;
  2. Организация и проведения события с участием стажёров, учителей и обучающихся школы с представлением проектов;
  3. Рефлексия стажёров.
  1. Организация этапа оценки деятельности участников площадки как этапа, завершающего деятельность (3 часа).
  1. Анализ деятельности мастерских стажёрами, учащимися;
  2.  Круглый стол и представление результатов в сети интернет на странице стажировки в ВК;
  3. Событие - конференция "Итоги деятельности стажировки".

  1. Учебный план стажировки:

Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировка

Количество часов

Лекции

Семинар

Стажерская проба

Оценочное событие

1

 Организация этапа  мотивации, постановки  проблемы и целей.

0,5

0,5

0,5

2

 Изучение терминологии технологии проектной деятельности и понятия  функциональной грамотности.

 1

1

1

0,5

3

Технология проектной деятельности» и ее использование для формирования функциональной грамотности. Представление опыта.

4

1

4

 Овладение стажёрами технологией проектной деятельности, и ее роль в формировании функциональной грамотности.

1

10

1

5

 Организация этапа оценки деятельности участников  площадки.

        

2

1

Итого (24 часа)

1

5,5

13,5

4

3. Способы оценки результатов стажировки

  1. Внешняя оценка результатов стажеров

Форма оценки

Кем организована

Способ фиксирования оценки

1

Этап мотивации

Стажёрами

1)Создание группы в ВК;

2)Интернет-  опрос по готовности участвовать в работе стажировки;

3) интернет опрос  по теме проекта;

2

Изучение терминологии технологии проектной деятельности и понятия функциональной грамотности.

Участники стажировки

Провести  заполнение кроссворда по основным понятиям темы

3

Технология проектной деятельности» для развития функциональной грамотности.

Участники стажировки, учителя и обучающиеся школы

 Участники

Заполняют таблицу

(ниже)

4

 Овладение стажёрами технологией проектной деятельности для формирования функциональной грамотности

Участники стажировки, учителя и обучающиеся школы

Защита проектов.

5

Организация этапа оценки деятельности участников  площадки

стажёры

Выпуск фотогазеты

Индикаторы функциональной грамотности школьников через использование проектной деятельности

Критерии анализа

проект

Общая грамотность

компьютерная

Грамотность действий в чрезвычайных ситуаций

Информационная

Коммуникативная

Владение иностранными языками

Грамотность при решении бытовых проблем

Правовая и общественно политическая

  1. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

 «Солнышко и туча»

«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.

«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся»

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

«Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся» (удостоверение).

laquo;Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся» (удостоверение)....

Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. ( из опыта работы)

В статье рассказывается о  развитии функциональной грамотности через технологию проектной деятельности из опыта работы учителя английского языка....