«Технология проектной деятельности» - основа для формирования у обучающихся функциональной грамотности
методическая разработка
освоение и использование технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.10._stazhirovka_22.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа стажировки
- Информационный блок программы
- Мымрина Наталья Васильевна, учитель математики МБОУ «СОШ №73», высшая квалификационная категория.
- «Технология проектной деятельности» - основа для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
- Цель программы: освоение и использование технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Задачи программы:
- организовать работу стажировки;
- изучить особенности технологии проектной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности;
- представить технологию проектной деятельности, которая используется для формирования функциональной грамотности обучающихся;
- научить стажёра использовать технологию
- представить опыт работы и результаты стажировки педагогическому сообществу.
1.5. Ключевая идея стажировки – научить педагогов технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Стажёры получат возможность:
- Изучить особенности формирования функциональной грамотности через технологию проектной деятельности;
- познакомиться с материалами по технологии проектной деятельности, и её использование для формирования функциональной грамотности обучающихся, разработанными автором программы стажировки в данном образовательном учреждении, посетить открытые творческие лаборатории автора;
- научиться создавать в образовательном учреждении вместе с обучающимися проекты, направленные на формирования функциональной грамотности.
XXI век требует от выпускников, обладающих новым мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний и, применять эти знания на практике. И поэтому появилась необходимость развития функциональной грамотности у обучающихся. В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые знания для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Функциональную грамотность ребенка характеризуют такие навыки как читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность. Все эти качества можно сформировать с помощью технологии проектной деятельности.
Немаловажно и то, что в процессе использования технологии проектной деятельности развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения. Обучающиеся обращаются к социальному опыту – собственному и своих друзей, при этом им приходится вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать трудности.
Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
1)компетентностный подход (развитие познавательных и коммуникативных умений);
2)развитие критического (развитие нестандартного мышления);
3)групповая форма работы;
4) взаимообучение;
5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности;
6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся;
7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения.
В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной грамотности.
2. Содержательный блок программы
- Перечень необходимого оборудования, необходимого для проведения стажировки:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- проектор;
- мобильный класс;
- интернет;
- канцелярские принадлежности.
- Программа стажировки.
- Организация этапа мотивации, постановки проблемы и целей для формирования технологии работы учителя, выстроенной на использовании проектной деятельности. Мотивация деятельности стажёров. Организация этапа постановки проблемы и целей (1,5 часа).
- Дистанционная онлайн-конференция для организации работы;
- Знакомство участников стажёрской площадки;
- установочный семинар (постановка цели, планирование деятельности стажёров и обсуждения оценок деятельности стажёров);
- Создание группы в ВК с участниками стажировки.
- Изучение особенностей использования технологии проектной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности Формирование научного или категориально-понятийного аппарата (3,5 часа).
- Представление стажёрам основные положения технологии проектной деятельности для формирования функциональной грамотности;
- Практическая работа по изучению теоретического материала;
- Оценка овладения понятийного аппарата по теме стажировки её участниками и представление результатов в группе стажировки в ВК.
- Технология проектной деятельности для формирования функциональной грамотности. Представление собственного опыта (5 часов).
1. Круглый стол по вопросу организации и проведения в школе авторской программы с участием стажёров;
2. Представление совместно с обучающимися школы результатов работы кружка по проектной деятельности;
3. Подведение итогов: роль проектной деятельности в воспитании обучающихся и представление результатов оценки стажёров в группе в ВК.
4) Овладение стажёрами технологией проектной деятельности для повышения функциональной грамотности обучающихся (12 часов).
- Организация мастерских, совместно с обучающимися, по созданию краткосрочных проектов;
- Организация и проведения события с участием стажёров, учителей и обучающихся школы с представлением проектов;
- Рефлексия стажёров.
- Организация этапа оценки деятельности участников площадки как этапа, завершающего деятельность (3 часа).
- Анализ деятельности мастерских стажёрами, учащимися;
- Круглый стол и представление результатов в сети интернет на странице стажировки в ВК;
- Событие - конференция "Итоги деятельности стажировки".
- Учебный план стажировки:
№ | Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировка | Количество часов | |||
Лекции | Семинар | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Организация этапа мотивации, постановки проблемы и целей. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Изучение терминологии технологии проектной деятельности и понятия функциональной грамотности. | 1 | 1 | 1 | 0,5 |
3 | Технология проектной деятельности» и ее использование для формирования функциональной грамотности. Представление опыта. | 4 | 1 | ||
4 | Овладение стажёрами технологией проектной деятельности, и ее роль в формировании функциональной грамотности. | 1 | 10 | 1 | |
5 | Организация этапа оценки деятельности участников площадки. |
| 2 | 1 | |
Итого (24 часа) | 1 | 5,5 | 13,5 | 4 |
3. Способы оценки результатов стажировки
- Внешняя оценка результатов стажеров
№ | Форма оценки | Кем организована | Способ фиксирования оценки |
1 | Этап мотивации | Стажёрами | 1)Создание группы в ВК; 2)Интернет- опрос по готовности участвовать в работе стажировки; 3) интернет опрос по теме проекта; |
2 | Изучение терминологии технологии проектной деятельности и понятия функциональной грамотности. | Участники стажировки | Провести заполнение кроссворда по основным понятиям темы |
3 | Технология проектной деятельности» для развития функциональной грамотности. | Участники стажировки, учителя и обучающиеся школы | Участники Заполняют таблицу (ниже) |
4 | Овладение стажёрами технологией проектной деятельности для формирования функциональной грамотности | Участники стажировки, учителя и обучающиеся школы | Защита проектов. |
5 | Организация этапа оценки деятельности участников площадки | стажёры | Выпуск фотогазеты |
Индикаторы функциональной грамотности школьников через использование проектной деятельности
Критерии анализа | проект |
Общая грамотность | |
компьютерная | |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуаций | |
Информационная | |
Коммуникативная | |
Владение иностранными языками | |
Грамотность при решении бытовых проблем | |
Правовая и общественно политическая |
- Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).
«Солнышко и туча»
«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.
«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.
«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся»
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
«Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся» (удостоверение).
laquo;Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся» (удостоверение)....
Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. ( из опыта работы)
В статье рассказывается о развитии функциональной грамотности через технологию проектной деятельности из опыта работы учителя английского языка....