РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ
учебно-методический материал

Шабанова Вера Валентиновна

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nravstvennogo_vospitaniya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ

Шабанова Вера Валентиновна

ГБПОУ «МССУОР №1» Москва, Россия

Аннотация: Роль гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 14-18 лет.

Ключевые слова: подрастающее поколение, воспитание, патриотизм, нравственность.

Актуальность. Мировой опыт показывает, что недостаток внимания, уделяемого подрастающему поколению, делает его мощным дестабилизирующим фактором в обществе. Адаптация молодого поколения к новым историческим условиям, которые наступят, учитывает возможные изменения в будущем. Рост социальной несправедливости поставил под сомнение выбранную модель перемен, исказил мотивацию к труду нынешних поколений, превратил многих молодых людей в «группу риска». В последние годы назрела острая необходимость в повышении патриотических чувств россиян, их духовно-нравственного начала, особенно в воспитании молодёжи и формировании соответствующей государственной политики. В результате система образования пытается не только разработать новые концептуальные подходы к образованию и профессиональной подготовке молодых людей, но и выяснить роль гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Цель работы. Проанализировать роль гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 14-18 лет.

Результаты и их обсуждение. Молодёжь – важный фактор социальных изменений, огромная инновационная сила, которую необходимо использовать с умом. Сегодня молодые люди, сидящие в школьных и университетских аудиториях, могут в ближайшем будущем стать главами государств, определять судьбу своей страны и мировое развитие. Однако сегодняшняя молодёжь развивается в очень сложных условиях, таких как распад многих старых ценностей и установление новых социальных отношений в результате либеральных рыночных реформ.

В фокусе нашего внимания в данном исследовании – молодёжь 14-18 лет. Отрочество (от 14 до 15 лет) – «третий мир», находящийся между детством и взрослой жизнью. К концу этого периода в большинстве случаев основные процессы биологической зрелости завершены, поэтому дальнейшее физическое развитие может войти в цикл зрелости. Подростковый возраст включает в себя определённый внутренний кризис, содержание которого связано с формированием процессов самоопределения (профессионального и личного), рефлексов, форм самореализации в социальной сфере. Важнейшим психологическим процессом подростков является формирование устойчивого образа «я», представляющего собой самосознание и раскрытие внутреннего мира. Процесс раскрытия личности происходит в подростковом возрасте и проявляется большими изменениями в себе, то есть в когнитивных и эмоциональных аспектах, а также в системе индивидуальной саморегуляции.

Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, но при дифференциации умственных способностей и интересов молодым людям сложно развиваться и выбирать профессию, необходимо развивать интегративные механизмы самосознания, развивать мировоззрение и жизненную позицию.

Важнейшим достижением последних лет является научно-технический прогресс. Подготовка подростков к дальнейшей самостоятельной жизни с каждым годом усложняется. Долгое время человек считался биологическим видом, развивающимся только по законам эволюции природы. Но в последние годы все учёные пришли к выводу, что, помимо биологического принципа, у каждого из нас есть духовное начало, которое отличает нас от других биологических видов. Поэтому мы считаем, что особое внимание должно уделяться духовно-нравственному воспитанию, которое включает гражданско-патриотическое воспитание. История показывает, что с момента появления первых людей на Земле пришли любовь, целомудрие, верность, уважение, сострадание, доброта. Время показывает, что наше общество не обладает в полной мере такими добродетелями.

Тема формирования духовно-нравственных ценностей не нова для педагогики. Она осмыслена в трудах таких учёных, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. франк, С. Т. Шацкий и др.

Однако современные реалии заставляют нас пересматривать вопросы формирования духовно-нравственных ценностей подростков, вносить новые элементы в систему образования.

Роль духовно-нравственного воспитания состоит в раскрытии нравственно-духовного потенциала учащихся, формировании навыков ответственного поведения, в борьбе за духовное развитие и нравственное совершенствование, в действенном изменении окружающей жизни в соответствии с духовно-нравственными идеалами и нормами [6, с. 110].

Духовно-нравственное развитие человека происходит в детстве, то есть в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовным и нравственным ценностям общества. Учителя должны развивать то, что уже заложено в семье. Важно помнить, что это может быть, как положительным, так и отрицательным воспитательным фактором. Гармония в семейных отношениях обусловлена отношением родителей к своим детям, чуткостью, внимательностью родителей, жизненной мудростью, внимательностью и любовью [5, с. 59].

В духовно-нравственном воспитании очень эффективны выставки, кинопоказы, дискуссии, круглые столы, экскурсии, конкурсы, а также помощь учащимся в поиске выхода из предлагаемой ситуации, в решении проблемных ситуаций. Так духовно-нравственное воспитание способствует гармоничному развитию личности [7, с. 52].

Одной из наиболее эффективных форм духовно-нравственного воспитания является участие учащихся в творческих конкурсах духовно-нравственного направления. Роль данных мероприятий состоит в том, что они способствуют не только творческому росту, но и признанию подрастающим поколением истоков православной традиции и культуры [3].

Многие учёные отмечают, что кризис духовно-нравственной сферы – это не единственная проблемная точка в воспитании молодёжи. Прежняя система духовных ценностей и направлений исчезла, а новые ещё не выработаны. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов современности является также и проблема патриотического воспитания молодёжи. Ведь быть патриотом – это естественная потребность человека, часть его физического и духовного развития, формирования гуманистического образа жизни, понимания своего исторического, культурного, национального и духовного Отечества и демократических надежд на его развитие в современном мире.

Патриотическое гражданское воспитание – это системная и целенаправленная деятельность, роль которой состоит в воспитании у детей чувства преданности Родине, готовности защищать интересы Отечества. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, а также способностью успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Гражданско-патриотическое воспитание помогает молодому человеку в этом «переломном», кризисном возрасте определиться с тем, кто он, в каком положении находится в качестве гражданина, какие задачи выполняет в жизни. Основная же роль патриотического гражданского воспитания –формирование личности, стремящейся к самореализации и улучшению жизни как неотъемлемой части благополучия родины.

Воспитание патриотичной личности – процесс длительный. Это касается передачи культурных ценностей и норм от старшего поколения молодёжи и воспитания уважительного отношения к национальным традициям. Способы познания социального мира молодого человека расширяются за счёт одновременного понимания им своего «я» и социального «я». Исходя из этого, в основе существующей в обществе системы отношений и потребностей лежит его внутренняя позиция – «Я – патриот».

Развитие у подростков чувства любви к ближнему становится одним из важнейших направлений школы в сфере патриотического воспитания. Формирование чувства связи с родным краем – часть патриотического воспитания. Основываясь на этих ощущениях, нужно действовать. Важнейшая роль гражданско-патриотического воспитания у подростков – формирование любви к труду и военному, революционному прошлому нашей Родины. Переживания прошлого нашей Отчизны также могут быть результатом сочувствия к жизни другого человека. Желание приумножить славу и могущество России формируется в этих прекрасных традициях прошлого. Школа направляет свои усилия на привитие подросткам патриотических чувств в действиях, направленных на благо Родины, и ещё одна задача, тесно связанная с этой работой, - готовность детей защищать свою страну [2, с. 109].

Идея патриотизма реализуется в таких исторических условиях, когда объективные тенденции развития общества требуют применения духовных и физических сил его граждан. Именно в эти периоды патриотизм воспринимается как социальная ценность, они обладают объединяющим потенциалом, отличаются единством русского народа, особым самопожертвованием во имя национальных святынь, Родины, Отечества [1, с. 52].

Следует заметить, что сегодня невозможно принуждать к патриотизму только с помощью пропаганды и рекламы, необходимо использовать «мягкие» и непрозрачные технологии (мягкую силу). Роль этих технологий – пропаганда патриотические ценности в образе жизни, моде, характере, привычках [4, с. 90].

Выводы. Современное общество развивается таким образом, что необходимость в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании всё возрастает. Особенное внимание в данном вопросе следует обратить на молодых людей в возрасте 14-18 лет, поскольку именно этот период жизни молодого человека является переломным, он находится между детством и взрослой жизнью. Основная роль гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания для данной категории подростков – подготовка их к самостоятельной жизни. Роль духовно-нравственного воспитания заключается в корректировке поведения молодого человека, который впоследствии действенно изменяет окружающий мир в соответствии с духовно-нравственными идеалами и нормами. Роль патриотического воспитания заключена в развитии личности гражданина, патриота, который адекватно и успешно выполняет свои гражданские обязанности в мирное и военное время. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание призваны сформировать гармоничную личность гражданина России.

Список литературы

1.        Аббулгалимова А.М., Раджабова Р.В. Направления патриотического воспитания в российской школе // Студенческая наука XXI века. 2015. № 2(5). С. 51-53.

2.        Вырщиков А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 272 с.

3.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, AM. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. № 17. сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: www.vestnik.edu.ru/proect.htm

4.        Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России / В.И. Лутовинов. – М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.– 94 с.

5.        Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дис. ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.

6.        Шик К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь / К. И. Шик. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2337/ (дата обращения: 02.03.2023).

7.        Чернилевский Д. Духовное воспитание в современной образовательной системе // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 51-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Развивая  у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...

Роль семьи и рода в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Тема воспитания ребёнка всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и пе...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...