Занятие: "Путь к успеху".
план-конспект

Золотарева Алёна Александровна

С лидером, как с творческим потенциалом необходимо работать. Одной из задач педагога, воспитателя является выявление лидеров в коллективе.

Можно выявить лидера с помощью тестов и различных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путь к успеху»

Знакомство с понятием лидер. Качества лидера.

Форма «План-конспект открытого занятия»

-познакомиться с понятием «лидер» и выяснить, чем он отличается от остальных.
-способствовать формированию умения определять качества лидера.

- развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы.

Задачи:

формировать навыки умения работать в команде;
- развитие у детей лидерский потенциал;
-выявление и развитие представлений о лидерстве;
- приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Образовательные

Приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства;

Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;

Способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе.

Воспитательные

Привитие навыков общения и коммуникации;

Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.

Развивающие

Создание условий для развития качеств лидера;

Развитие творческих способностей, познавательных умений и освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы;

Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать индивидуальность.

Материально-техническое оснащение занятия

ручки, листы бумаги, фломастеры, ситуационные задачи,
мультимедиа, проектор, экран, презентация, передвижная доска, раздаточный материал.

Учебно-методическое оснащение занятия

Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта и т.д.

Дидактический материал для детей: описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, тесты, плакаты, медиа фильмы, таблицы,видеофильмы).

.

Используемая литература

1. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
2. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
3. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
4. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004

План занятия


1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка целей и задач (2 мин)
- познакомиться с понятием «лидер» и выяснить, чем он отличается от остальных;
- способствовать формированию умения определять качества лидера;
развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы;
формировать навыки и умения работать в команде;
- развитие у детей лидерского и творческого потенциала;
выявление и развитие представлений о лидерстве;
- приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде;

3. Вводная беседа (6 мин.)
1)Знакомство с понятием «Лидер».
2)Упражнение «10 секунд»
3)Отличия лидера от других. Качества лидера.

4. Практическая часть (15 мин.)
1) Рассмотрение ситуаций, в которых проявляются качества лидера (10 мин.)
2)Проведение живого теста на определения у детей лидерства

3)фотография семьи
6. Подведение итогов(3 мин.)
1)Упражнение «Дополни фразу»
7. Рефлексия (2 мин.)

Ход занятия
слайд 1

1.. Организационный момент. (2 мин)

Упражнение-разминка «Готовность к дальнейшей работе» (2 минуты).  

   Я сейчас проведу с вами упражнение, для того, чтобы посмотреть, готовы ли вы к дальнейшей работе.                                                                                           Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, …

 Кулаки –                                                                                                                            Руки скрещенные –   неохотное желание работать                                                                                        Открытые ладони – вы готовы к работе.  

Спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.                                                      

2. Постановка целей и задач (2мин)

Слайд 2


Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной теме.                                     Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. Задумайтесь, что же обозначает слово «первый»? (порядковый номер, номер при счете)
Ответы детей
- А всегда ли слово «первый»  обозначает порядковый номер? (, не всегда,

первый – еще может означать, лучший, лидирующий)
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием лидер и выясним, чем он отличается от остальных.
3.Вводная беседа (6 мин)
а) Знакомство с понятием «Лидер»
Слайд 3


- Ребята, как вы считаете, кто такой «Лидер»? Кто хотел бы высказаться?
Ответы детей
Воспитатель.

Лидер- это человек, который может влиять на других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению  своей цели и вести за собой команду.

- Попробуйте назвать имена людей, которых вы можете считать лидерами?

 (известные полководцы, какие- то высшие чины).(Кутузов, Македонский, Сталин,Ленин,Петр1.)


Ответы детей

Слайд 4

Отличия лидера от других.
Давайте посмотрим на слайд. Чем лидер может отличаться от руководителя.

Тот и другой  командует людьми, ведет людей, организует, мотивирует, но здесь есть нюансы между лидером и руководителем.

Слайд5

Чем лидер отличается от руководителя.

(лидер ЛДПР Жириновский) Лидер- гласный или не гласный статус, позволяющий человеку пользоваться авторитетом и влиянием в социальной группе, управлять ею и реализовать определенные проекты и идеи.

Лидеры получают власть за счет своего обаяния, умение воздействовать на массы людей, т.е. они сами забирают власть.

Слайд6

(руководитель Сабянин)

Руководитель –это лицо, обладающий формальным статусом и должностными инструкциями, уполномоченное  своим руководителем управлять определенной группой людей.

Руководителей, как правило, назначают, а лидера выбирают.

(Назначили мэра, он теперь мэр, руководитель огромного города, не сам он стал, а его назначили, вот это нюансы.

Слайд7

(Дополнительное отличие)

Руководитель - он требует результата, а лидер принимает участие в командной работе, он сам может работать, и увлечен в определенной сферой деятельности.

Слайд8

Вот сейчас приведем пример интереснейшего человека у которого можно учится и учится- это Наполеон.

Наполеон- пример яркого лидера, создавшего самого себя и оставившего глубокий след в истории.

Кем он был? (молодым лейтенантом)  Кем стал? ( императором)

Я не считаю, что надо копировать лидера, а взять у него- то самое ценное, важное и это использовать.


-Как вы считаете, нужно родиться лидером или можно им стать?
Ответы детей
(лидерами не рождаются, ими становятся в процессе жизни)


Педагог. А давайте мы с вами попробуем выявить среди вас лидеров!
предлагаю вам следующее упражнение.

Слайд9


Упражнение «10 секунд»
Все бродят по залу. Ведущий задает вопрос, а команде в течении 10 секунд нужно его выполнить. Например: выстроиться в шеренгу по определенному признаку, например:


- в алфавитном порядке первых букв имени (Андрей, Вера, Даниил, Даша, Женя, Илья, Олеся, Рома, Света)


- цвету одежды (от темного к светлому)


- по росту

- сделать треугольник (нужно встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза). По моей команде сделать то ,что я вам скажу, только потом открыть глаза)
Анализ
: Обратить внимание – кто из ребят пытался организовать всех, чьей воле подчинились остальные, тем самым вы определите лидера.
4). Качества лидера. (3 мин.)

-Какими качествами должен обладать каждый лидер?

Ответы детей
слайд 10

Педагог. Давайте с вами посмотрим на слайд. Здесь перечислены все качества лидера, которые ему так необходимы.

  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность
  • Самокритика


слайд 11


  • Практическая часть (15 мин)

-Давайте рассмотрим ситуации, в которых проявляется то или иное качество лидера, и попробуем его назвать.

1 ситуация:

Классу задали задание: необходимо было поставить сценку для выступления на праздник. Ответственным, выбрали Петю, но он, подумав, решил отказаться. Но тут руку поднял Ваня и сказал, что он хочет быть ответственным. После уроков, как обычно, все собрались идти домой, но Ваня объяснил всем, что праздник близко и нужно начинать подготовку с сегодняшнего дня. Он предложил свою идею сценки. Ребята одобрили ее и начали репетицию.

-Как вы думаете, какое качество лидера можно увидеть в этой ситуации? (инициативность)

2 ситуация:

Вся группа была настроена против новичка. Все его подкалывали и издевались. Никто не хотел с ним сидеть, но когда Никита, отличник класса, сел за одну парту с новичком, все изменилось. У Никиты было свое мнение на счет всей ситуации, и он считал, что новичок очень умный и приятный по внешности мальчик. Он решил помочь ему «влиться» в коллектив. Тщательно продумав свой план, он решил начать действовать. В итоге, новичок стал активистом группы.

-Как вы думаете, какое качество лидера можно увидеть в этой ситуации? (общительность)

3 ситуация:

Как-то проходя мимо школьной доски объявлений, Настя увидела, что на ней что-то изменилось. Вместо привычного расписания висело новое, яркое и в нижнем углу был невзрачный листочек, на котором всех желающих приглашали на мастер-класс по вышиванию. Настя захотела пойти. На первом занятии группа сразу приступила к началу вышивания, но у Кати все нитки запутались, и крестики не получились. Она была очень расстроена, но бросать начатое дело она не хотела. Она взяла себя в руки и продолжила учиться.

-Как вы думаете, какое качество лидера можно увидеть в этой ситуации? (Настойчивость)

-Как мы видим, качеств лидера очень много. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие – руководителю, а третьи ученикам.

Слайд12

тест

-Как вы думаете, какими качествами лидера обладаете именно вы?


Сейчас я вам раздам листы, где в таблице указаны основные качества лидера.

Отметьте «галочкой» в пустом столбце таблицы присутствующие у тебя качества (приложение1)
Педагог.
 Необходимо подсчитать количество «галочек».

Если их больше пяти, то у тебя есть лидерский потенциал,

 если их больше десяти, то твои лидерские качества хорошо проявлены.


Быть лидером непросто, это – нелегкий труд. Потому что ты, как лидер, ведешь за собой, и твоему примеру подражают многие.

Слайд13


Психогеометрический тест.

Я предлагаю вам сейчас самим проверить свои лидерский потенциал с помощью простого теста.

Давайте выберем ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать «Это Я». квадрат, треугольник, круг, зигзаг.

Интерпретация: 

Квадраты -  люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят  порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

Треугольники -  люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и достигают их.

Круги – люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая степень для них – благополучие окружающих.

Зигзаги – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Слайд14

Большая семейная фотография (подписать наклейки с членами семьи)

Вы все большая семья, представьте, что сегодня к вам пришел фотограф, чтобы сделать общее фото.

 Для этого вам надо выбрать фотографа, он должен расположить всю семью, чтобы получилось красивое фото.

Первым из семьи выбирается дедушка-глава семьи, он тоже может участвовать в расстановке семьи.

На специальных листах написаны члены семьи, вы сами должны их распределить. (наклеить на одежду) (Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять.)

Давайте вспомним, как шло распределение ролей, кто первым взял на себя инициативу и попросил главные роли?

А кто стоял, в стороне дожидаясь, когда улягутся страсти с рассаживанием?

Роль фотографа и дедушки обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, фотограф)

А как развить в себе лидерские качества?

Конечно, все люди не могут быть лидерами, но стать индивидуальностью сможет каждый, и никто не запретит вам стремиться к лидерству.

Если вас это заинтересовало, то начинайте меняться прямо сейчас!

Шаг 1- ставим цели.

(пример: идя на урок, вы задаетесь целью, в начале урока поднять руку, выйти к доске и красивым громким голосом ответить урок).

Шаг 2- становимся энтузиастом.

Начиная с сегодняшнего дня, вы перестаете жаловаться.

Избавьтесь от этого, как от вредной привычки.

Если же произошла как-то неприятность, расскажите о ней с юмором.

Окружающие будут уверенны, что дружба с вами не обуза, а удовольствие.

Шаг 3- становимся героем.

Это достойное поведение в экстремальных ситуациях, в этом вам поможет близкое знакомство со спортом. Этому можно научиться только на практике, но привыкнуть к таким неожиданным поворотам судьбы не так уж просто. Однако приняв такую позицию как данность, вы сделаете решительный шаг на пути к лидерству.

Совет: не бойтесь брать на себя ответственность в самых неординарных ситуациях, которые случаются на вашем  пути – ведь это бесценная практика и проверка своих возможностей, о которых вы, возможно, и не знали.

Слайд 15

Подведем итоги.

- а теперь дополните фразу «Быть лидером значит…».


Рефлексия

Завершение

В завершении нашего занятия, я предлагаю вам поразмышлять над очень важными вопросами: а являюсь ли я лидером? А какие качества у меня есть и чего мне не хватает для лидерской позиции?

Чтобы вести за собой людей, надо четко представлять, куда мы их ведем. И мало представлять самому, а важно так ярко, эмоционально и красиво рассказать о ней, чтобы народ туда захотел.

Не забывайте, что лидера не бывает без команды. Лидер всегда проявляет себя во взаимодействии с другими людьми. Собирайте вокруг себя единомышленников, так называемый «ближний круг». Только люди помогут Вам осуществить все Ваши  самые грандиозные планы.


Приложение 1

1

Активность

Ты умеешь действовать напористо, энергично при решении поставленных задач

2

Инициативность.

Творчески проявляешь активность, выдвигаешь идеи, предложения.

3

Общительность.

Ты открыт для других, готов (хочешь и можешь) общаться с людьми.

4

Настойчивость

Ты проявляешь силу воли, упорство, умеешь доводить дело до конца.

5

Самообладание

Ты можешь контролировать свои чувства, свое поведение.

6

Работоспособность

Ты вынослив, способен вынести напряженную работу, длительное время не уставать.

7

Наблюдательность

Ты умеешь видеть, сохранять в памяти детали.

8

Самостоятельность

Ты независим в решениях, умеешь сам находить пути выполнения задач.

9

Организованность

Ты способен планировать свою деятельность.

10

Самокритика

Ты можешь честно, оценить свою работу.



Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность
  • Самокритика


    Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика



  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика




Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика



  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика

 
    Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность
  • Самокритика


  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика



  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика

  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика

   Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

        Самокритика


Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность
  • Самокритика


    Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика



  • Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика


Активность

  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность
  • Самокритика


    Активность
  • Инициативность
  • Общительность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Организованность
  • Работоспособность

Самокритика






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие "Путь к успеху"

Классный час в 9 классе, на котором ребята выясняют разницу между успехом и удачей, выводят формулу успеха, получают рекомендации к достижению успеха...

Факультативное занятие "Путь к слову"

Способность более прочному и зознательному усвоению изученного на уроке материала....

Открытое занятие "Путь к здоровью"

Описаны современные здоровьесберегающие педагогические технологии...

Коррекционное занятие " Путь к доброте"

- Занятие систематизирует  знания детей о категории «добра», знакомить учеников с новым произведением « Сказка о доброте»,  дети знакомятся с  определением  понятия «доброта»...

Открытое занятие "Путь к мечте".

Открытое занятие "Путь к мечте" проводилось в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Возвращение" для детей от 12-14 лет....

Коррекционно - развивающее занятие "Путь к дружбе"

Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия с элементами тренинга для обучающихся 5 класса...