Открытое занятие "Путь к здоровью"
классный час по биологии (5 класс) по теме

Вареникова Тамара Ивановна

Описаны современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_zdorovyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                    СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

             УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                         «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

                       ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

                                                      ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

                  АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                 ВАРЕНИКОВА ТАМАРА ИВАНОВНА

                                               Г. СМОЛЕСК 2014

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

ЦЕЛИ: ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, К САМОРАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧЕЗЕЗЬ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ – ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МИНИ-ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ.

ЗАДАЧИ:

- укрепление здоровья обучающихся

-  воспитание бережного отношения к природе

- расширение кругозора в области географии, биологии, краеведения

- формирование духовно-нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям

- овладения знаниями, лежащими в основе физического и психического здоровья

- развитие познавательных потребностей

- формирование привычки к здоровому образу жизни

- воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к животным и природе

- формирование чувства гражданского долга, дисциплинированности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.

                                           ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, говорят, что движение – это жизнь, поэтому занятие мы начинаем с мини-похода по маршруту «СЮН – Ясенный Тупик – СЮН». Для работы нам нужны планшеты, компас, карандаши. Предлагаю взять с собой определенный запас настойчивости, прочности, выдержки, не помешает нам и здоровый юмор. Сориентируйте свои карты с местностью, определите направление маршрута и…вперед!

  Ориентировщики, доложите направление движения. Правильно, наш путь лежит на запад. Знайте, что до захода Солнца, нам надо вернуться на станцию.

Экологи, вам слово.

- проходим жилые районы, экологическая обстановка благоприятная, т.к. район находится в стороне от транспортных магистралей и заводских корпусов.

- начинается территория гаражей… О! Смотрите, впереди городская свалка – зона крайне неблагоприятная, причем она занимает значительную территорию, а далее – обрыв рельефа, как пропасть…

Педагог: Да, юные экологи, это одна из неблагополучных экологических зон нашего города. Однако, скажите за последние годы в городе наметился положительный сдвиг в сторону улучшения экологической обстановки?

- да, город стал значительно чище, во дворах мы уже давно не замечаем брошенных пластиковых бутылок, банок, полиэтиленовых пакетов.

Педагог: Вы правильно подмечаете, анализируя экологическую обстановку, в связи с рядом законов принятых правительством, активизацией экологического движения в системе образования и все возрастающей культурой населения, мы начинаем бережнее относится к природе нашего края. А городская свалка в этом районе уже давно закрыта, раньше она выходила за пределы Ясенного Тупика. Вот теперь стоит проблема утилизации мусора. Этим в мировом масштабе занимается наука гарбология – мусороведение. Ребята, давайте зарисуем территорию экологически неблагоприятной зоны, а так же сфотографируем эту зону оврага, погребенную под мусором. Ваши предложения, впечатления и планы на будущее. Слушаем командира экологического отряда.

- ребята, давайте дадим все клятву «Не мусорить! Ведь планета больна и повинен в этом человек!»

- наши планы на завтрашний день: создать эко патрули в каждом дворе и классах школы и проводить профилактические рейды, походы и беседы по формированию экологической культуры населения. Давайте станем, как маленькие костры по всей нашей огромной стране, от горения которых вспыхивают все новые и новые искры искры экологической культуры, сознания и биосферной нравственности.

Педагог: Спасибо, ребята, эти золотые слова мы запишем  в свои дневники похода и будем продолжать работу по восстановлению природы родного края.

Назовите, пожалуйста, направление нашего возвращения.

- на восток

Педагог. Верно. Ребята, наш путь проходит по улицам городских окраин, не лишенных транспортного движения. Давайте вспомним правила безопасного поведения на улице. Улица часто становится местом, где возникают экстремальные ситуации. Назовите правила перехода улицы (переходить на зеленый сигнал светофора, обходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди, не играть на проезжей части улицы.)

  Опасно самостоятельно посещать стройплощадки и играть там.

На улице незнакомый человек опасен: он может оказаться преступником, замышляющим недоброе, просто пьяным или хулиганом, готовым обидеть любого, кто слабее его. А поэтому:

- избегайте безлюдных, плохо освещенных вечером мест;

- не садитесь в машину к незнакомому водителю или в такси;

- избегайте мест скопления большого количества народа.

 Ребята, мы подходим к нашей станции. Вот уже более 20 лет этот зеленый островок среди смоленских круч и оврагов с радостью встречает своих юннатов: экологов, биологов, краеведов -  защитников и знатоков природы

  После похода располагайтесь в нашем классе, расслабьтесь, отдохните.

А теперь нам предстоит усвоить и повести психофизическую тренировку, после чего должно появиться ощущение приятной легкости.

Закройте глаза и слушайте внимательно мои слова…

- Напряжение улетело…и расслаблено все тело (2раза)

- Будто мы лежим на травке…

- На зеленой мягкой травке…

- Греет Солнышко сейчас…

- Руки теплые у нас.

- Дышится легко, ровно, глубоко…

- Все чудесно расслабляется…

- Нам понятно, что такое состояние покоя!

Теперь потянитесь, откройте глаза. Перед нами открыты двери в Страну Здоровья. Мы шагаем по ее улицам, нам легко дышится, а мы продолжаем мысленно путешествовать.

Педагог: Перенесемся на берег реки и… поем «Я на солнышке лежу, все лежу…»

Скажите, все ли вы правильно загораете? Лучший загар с 10ти до 11 часов дня, или с 16 ти до 17 часов дня. Хорошо если солнечные ванны сочетаются с водными. Давайте «поплаваем»

Все как один плывем как дельфин

Одной, другой – это «кроль»

Вместе – раз! Это «Брасс»

Зачем надо знать свой организм? (ответы)

- чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

- чтобы умело использовать свои возможности

- чтобы сохранять и укреплять свое здоровье

Я прочту вам 3 стоки, чем они отличаются?

- сутулый, неуклюжий, хилый

- горбатый, желтый, бледный

- стройный, ловкий, сильный

Ответ: О здоровье говорит третья строка.

Педагог: Вот сейчас мы с вами отдохнули, а теперь  наши юннаты-хозяюшки Наташа, Вика и Ирина приглашают нас к столу, где расстелена скатерть самобранка.

Ребята: Ура! Мы здорово проголодались. Побежали!

Педагог: Юные экологи, кто из вас вспомнит, прежде чем бежать к столу, уроки Мойдодыра, который учит нас не забывать о болезнях грязных рук, вспомнили?

Дети: Да, прежде к умывальнику, а потом уже к скатерти самобранке! Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Педагог: Слово вам наши хозяюшки, чем вы нас порадуете?

Наташа: Ребята, мы сварили картошку, которую вырастили сами на УОУ, приготовили салат из огурцов и помидоров с укропчиком и петрушкой, а так же предлагаем вам отведать сладкие перчики.

Вика: Я хочу угостить вас солеными грибами, которые мы с бабушкой собирали в лесу. Кушайте на здоровье!

Миша: Девочки, подайте, пожалуйста, соль, я люблю все соленое.

Ирина: Ребята, в овощах есть определенный процент соли. Этого может быть достаточно для организма.

Ребята, давайте с научной точки зрения проанализируем народное высказывание «Соль да вода – молодецкая еда!»

Разговор о соли (ваше мнение о том, «соленая пища – это здоровая пища?»)

  Ни один человек не будет использовать для приправы в пище натрий, который в воде превращается в едкую щелочь или хлор, весьма ядовитый газ. Н о потрясающая истина заключается в том, что большинство людей поступает именно так, потому что они не знают , что эти весьма активные вещества образует неорганическое кристаллическое вещество, известное, как соль, которое может оказывать негативное влияние на здоровье.

  Вот несколько фактов:

1. Соль – не еда!

2. Соль не переваривается и не усваивается организмом. Она не имеет питательной ценности, витаминов и может принести массу неприятностей почкам, сердцу, артериям и другим кровеносным сосудам. Соль может обезводить ткани, приводя их к критическому состоянию.

3. Соль может оказаться ядом для сердца. Она так же увеличивает возбудимость нервной системы.

4. Соль содействует вымыванию кальция из организма, воздействует на слизистую оболочку, покрывающую весь желудочно-кишечный тракт.

Если соль столь вредна для организма, почему же она так широко используется? Преимущественно потому, что солить пищу стало привычкой, укоренившейся в течении тысячелетий. Но эта привычка основана на серьезном недоразумении. Предрассудок заключается в том, что соль якобы нужна нашему организму. Однако многие народы, например эскимосы, никогда не едят соль и не страдают от этого. У человека, избавившегося от этой привычки, соль вызывает ощущение, подобное тому, какое вызывает сигарета у человека, который никогда не курил. Для некоторых животных соль является абсолютным ядом, особенно для домашней птицы.

Ирина: Ребята, кто покушал, обратите внимание на стенд, где мы написали памятки о целебных свойствах овощей. Это самые полезные продукты питания.

Петя: Это что! Вот у меня есть, действительно, вкусный продукт! (извлекает из кармана пачку чипсов)

Вика: Петя, это ошибочное мнение. Открой, пожалуйста, наш альбом «Страна здоровья» и прочти, куда относится твой по незнанию «любимый продукт».

Петя: «Здоровое питание – залог долгой жизни», а дальше заголовки

           Съедобные полезности               Вкусные вредности

                            Яблоки                                  Чипсы

                            Лук                                         Газированные напитки

                               Морковь                              Шоколадные батончики

                               Орехи                                   Сосиски, колбасы, сардельки

                               Рыба                                     Майонез

                               Молоко, кефир                    Сухарики

                               Мед                                       Глазированные сырки

                               Зеленый чай                        Мороженое

                               Бананы                                 Фастфуд и уличная еда

                               Оливки                                 Лапша б/п, картофельное пюре

Теперь я буду питаться здоровой пищей. Спасибо за предупреждение!

Вика: Ребята, я хочу рассказать об увлекательном путешествии по лесу осенью так называемой «грибной охоте» Лес приготовил для нас чудесный подарок – грибы. Только надо знать особые «грибные» места. Яркие лисички, полосатые волнушки, крепкие грузди, дружные опята – собирай-торопись! А вот торопиться-то и не надо. Мухомор своей красной шляпкой сразу говорит: «Не ешь меня!» А бледная поганка и ложный опенок притворяются съедобными. Съешь – попадешь в больницу. Поэтому на грибную охоту нужно ходить только со взрослыми опытными людьми. Не клади в корзинку незнакомые грибы. Никогда не ешь грибы сырыми, даже если какой-нибудь шутник скажет, что это сыроежка.

Педагог: Предлагаю тему для дискуссии:  «Вода на земле»

Человеческий организм более чем на 70% состоит из воды. Вода нужна каждой клеточке нашего организма. Ребята, а вы не задумывались какую воду мы пьем? Я думаю, что все знают, что пить воду из крана это значит перенасыщать организм вредными солями. Как же вода очищается? (фильтры, система очистительных сооружений, кипячение и другие способы очистки)

Пища и вода поступает в наш организм и переноситься ко всем органам и тканям. Как переносится? Через кровь и лимфу, которые тоже имеют в своем составе воду. Итак, наш организм – это система органов, каждый из которых выполняет определенную жизненно важную функцию.

   Ребята, я назову органы, а вы ответьте, какую роль в организме они играют: Сердце, легкие, печень, почки, головной мозг? Молодцы, вы знаете свой организм!

Все наши органы и их отделы объединены в системы органов: нервная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная и другие. Мышцы и костный скелет представляют опорно-двигательную систему организма. Все системы работают слаженно, как в часовом механизме, но чтобы предупредить сбои и «поломки» мы должны быть внимательными к своему здоровью

Ребята, готовясь к занятию, вы подбирали материалы по следующим темам, с которыми вы будете выступать перед младшими товарищами в нашем школьном лектории:1) «Нет! Сигарете в семейном бюджете»2) «Ненормативная лексика» 3) «Чистота – залог здоровья!» 4) «Умей владеть собой!» 5) «Шум – враг здоровья»

Ребята, а кто может ответить на такой вопрос: «Как связано понятие «ненормативная лексика» с возникновением порой непредвиденных болезней?

Петя: Наш организм состоит из воды. Я прочитал, что вода – это определенная живая система, которая воспринимает любую информацию, как положительную, так и отрицательную. Структура воды – это красивые шестигранники узорчатой формы, как снежинки, которые разрушаются, если в организм врывается поток грязной информации в виде грубых слов и брани. В это разрушенное поле организма может хлынуть поток болезнетворных бактерий и вирусов – отсюда болезни. Ребята, давайте бороться за культуру речи. Я предлагаю еще одну тему для нашего лектория – «О! Великий, могучий русский язык!»

Педагог: «Спасибо, Петя, за предложение, мы обязательно будем работать по этой и другим темам по сохранению здоровья. Давайте запишем в нашу волшебную шкатулку «Секреты здоровья и красоты» еще несколько советов. Начнем со слов Великого Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

   Физическая активность способствует улучшению циркуляции крови по всему организму. Зарядка, физические упражнения укрепляют костную ткань, улучшая усвоение кальция и других минеральных веществ, повышают трудоспособность как при физической так и при умственной деятельности, повышают устойчивость к простудным и другим инфекционным заболеваниям (при регулярных физических упражнениях риск простудных заболеваний снижается на 25%, уменьшается риск онкологических заболеваний). Физические упражнения позволяют снизить вес, нормализовать работу всей нервной системы, способствуют развитию умственных способностей, повышают выносливость, улучшают сон. Физически активный человек более оптимистичен, физические нагрузки не влекут за собой депрессии и упадка сил. Одним из лучших средств для снятия нервно эмоционального напряжения является физическая нагрузка. Однако, помните, что отрицательные эмоции могут свести на нет всю пользу от физических упражнений. Поэтому давайте будем учиться в любой ситуации владеть собой. Спасибо за внимание! В заключение выполняем  комплекс физических упражнений «В здоровом теле – здоровый дух!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия День Здоровья «Золотая осень.»

НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»Цели.-Популяризация занятий физической культурой и спортом.-Пропаганда здорового образа жизни.Задачи.-Комплексное развитие физических качеств учащи...

Открытый урок: «Быть здоровым хорошо» (подготовка к сочинению-повествованию)

Урок по развитию речи (здоровьесберегающие технологии)....

Открытое мероприятие "День здоровья"

Мероприятие направлено на массовое привлечение учащихся к спорту...

открытый урок Учитель здоровья 2013

урок был подготовлек к конкурсу "Учитель здоровья 2013"...

Открытый урок: Формула здоровья.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи: 1. Формировать у учащихся представления о положительных и отрицательных факторах, влияющих на организм человека, о негативных последствиях употребления ...