Система работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в школе.
опыты и эксперименты
Логопедические занятия направлены на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_detmi_zpr.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в школе.
В 21 веке современная школа предполагает переосмысление составляющих образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ. Сегодня речь пойдет о конкретной категории детей. Это дети с ЗПР. В чем заключается работа учителя-логопеда с данной категорией учащихся.
Цель логопедических занятий – коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи:
• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
• совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
• коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
•формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Логопедические занятия направлены на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Логопедические занятия включают в себя следующие направления работы:
- Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика (направлено на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены);
- Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика (направлено на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок);
- Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология (направлено на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок);
- Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо) (направлено на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок).
Обучающиеся с ЗПР испытывают трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития.
Поскольку категория обучающихся с ЗПР многочисленна и неоднородна по своему составу, то выраженность речевого нарушения может быть разной у обучающихся одной возрастной группы. У некоторых обучающихся с ЗПР сохраняется нечеткость артикуляции и произношения, недостаточная автоматизированность отдельных звуков, недостаточность произвольности, объема и переключаемости артикуляционных движений. В речи встречаются нестойкие замены и пропуски звуков.
Трудности письма часто обусловлены у обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования недостатками фонематических процессов, нарушением языкового анализа и синтеза. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в выделении позиций и последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах, сложных для фонематического восприятия. У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются специфично и с некоторым запозданием. У них затруднены навыки словообразования приставочного и суффиксального способа. Обучающиеся могут применить изученный ранее способ преобразования на других словах, формально, без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, допуская ошибки. Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и предложении, они могут изменить форму существительного, забывая при этом про форму прилагательного и наоборот. Обучающиеся допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне лексико-грамматического строя речи, допускают семантические замены, затрудняются в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно затрудняет овладение орфографическими навыками в 5–9 классах, программным материалом по учебному предмету «Русский язык». Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи.
На занятиях использую разнообразные виды деятельности. Комбинирую аудирование (процесс восприятия и понимания речи на слух), говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки, предлагают способы выполнения задания, задают вопросы. Постоянно развиваю у обучающихся с ЗПР умение работать с письменным текстом и справочной литературой.
Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем использую наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.
Провожу зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти, чтение и пересказ текста, работа с деформированным текстом, составление связного рассказа и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и умение правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию. Учу различать звуки в речи и буквы на письме, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству (например, дифференциация а-о, и-у, ш-и, м-л, п-т). Выполняем упражнения, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонетическому сходству (дифференциация з-с, ж-ш, д-т, в-ф, б-п, г-к). Использую игровые упражнения по развитию произношения и навыков чтения (скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки). Отрабатываем правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, -чк, -чн, -нщ, -рщ, ударные - безударные гласные, глухие – звонкие согласные и т.д. На занятиях предусматриваю отработку практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового конверта, составление текста поздравления, письма, написание смс-сообщения на заданную тему). Выразительно читаем стихотворные и прозаические тексты. Учимся письменно последовательно излагать прослушанный текст по ключевым словам и опорным вопросам.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с расписанием занятий учителя - логопеда, согласованным с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Продолжительность и интенсивность занятий 1-2 раза в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
групповое занятие – 40 минут;
подгрупповое занятие – 30–40 минут;
индивидуальное занятие – 20–40 минут.
Работаю в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (педагогом-психологом и учителями русского языка), что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.
Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...
« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах».
« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах»....
Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...
Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида
Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми
Социально-психологическое сопровождение детей с особенностями развития....
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...