« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах».
материал по теме

Ложникова Кристина Валерьевна

 

« Система работы учителя-логопеда

по выявлению и преодолению предрасположенности

к дислексии (специфическому нарушению чтения)

в начальных классах».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:














« Система работы учителя-логопеда

по выявлению и преодолению предрасположенности

к дислексии (специфическому нарушению чтения)

в начальных классах».



















П Р О Т О К О Л

Р А Н Н Е Г О   В Ы Я В Л Е Н И Я

П Р Е Д Р А С П О Л О Ж Е Н Н О С Т И   К   Д И С Л Е К С И И



1. "Рядоговорение ".

     -   перечислить по порядку времена года

     -   перечислить по порядку дни недели

                                                                                    Итоговая оценка

2."Ритмы"(с 6 лет).

    -   простые ритмы   !!  !       !  !!           !!  !  !        !  !  !!        !  !!!

    -   сложные ритмы  !!! ! !     !  !!  !!      !  !!!  !       !!  !!!  !

                                                                                    Итоговая оценка

3.Проба   «Кулак  -  ребро  -  ладонь » (с 6 лет). Итоговая оценка           

4. Субтест  "Повторение цифр".

Ц И Ф Р О В Ы Е        Р Я Д Ы

         Прямой счёт:

         № - 3                3-8-6                ( 6-1-2)

         № - 4                3-4-1-7            ( 6-1-5-8)     (с 4,5 лет)  

         № - 5                8-4-2-3-9         ( 5-2-1-8-6) (с 6,5 – 7 лет)

         Обратный счёт:

         № - 2                2-5                   (6-3)

         № - 3                5-7-4                (2-5-9)    (с 7 лет)

         № - 4                7-2-9-6            (8-4-9-3)  (с 9 лет)

                                                                                    Итоговая оценка

5. Ориентировка в «право  -  лево»:

     -   простая ориентировка.

     -   речевая проба Хеда (легковыполнимо с 8 лет)

                                                                                    Итоговая оценка

6. Составление рассказа по серии картинок.

      -  оценивание качества построения рассказа

      -  оценивание понимания  причинно-следственных связей

                                                                                    Итоговая оценка



         З а к л ю ч е н и е :

Методика раннего выявления дислексии.

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

  1. «Рядоговорение». Инструкция ребёнку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». При недостаточном понимании временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления. Оценка (здесь и далее оценка даётся в штрафных баллах):
  1. правильно ответил на оба вопроса                                                                - 0 баллов;
  2. правильно ответил на один вопрос                                                               - 2 балла;
  3. не ответил ни на один вопрос                                                                        - 3 балла.
  1. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Если правильно выполнены простые ритмы, то переходят к более сложным, если допущено более одной ошибки, то прекращают. Оценки:
  1. выполнены оба задания                                                                                 - 0 баллов;
  2. выполнены только простые ритмы                                                              - 2 балла;
  3. не выполнено ни одного задания                                                                 - 3 балла.
  1. Тест  «Кулак – ребро – ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему ещё попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из 3-х движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. всего допускается не более 5 демонстраций. Оценки:
  1. правильное воспроизведение с одной – двух

     попыток  после 1-й демонстрации                                                                 - 0 баллов;

  1. правильное воспроизведение после двух

демонстраций или после трёх демонстраций

с 1-й попытки                                                                                                  - 2 балла;

  1. правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций

или после 3-х демонстраций со 2-й и более попыток                                 - 3 балла   

  1. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их в точно таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из  4-х цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать  2-1». При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Сначала предлагается ряд из 2-х цифр, затем из 3-х и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за  первую и вторую половины задания. Оценки:
  1. итоговый результат больше  6                                                                       - 0 баллов;
  2. итоговый результат равен  6                                                                          - 2 балла;
  3. итоговый результата меньше  6                                                                     - 3 балла.

  1. Ориентировка в «право – лево»:

-    Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с

левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание  выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

- речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо,  правой рукой  -за правое ухо, правой рукой  -  за левое ухо, покажи левой   рукой правый глаз». Оценки:

  1.   выполнены оба задания                                                                                    - 0 баллов;
  2.   выполнена только простая ориентировка                                                      - 2 балла;
  3.   не выполнено ни одного задания                                                                    - 3 балла.
  1. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ в 2-х  картинках

(удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги

Н.  Радлова  «Рассказы в картинках»). Если ребёнок не может самостоятельно составить

рассказ или вместо него перечисляет изображённые предметы, то нужно задать наводящие

вопросы. После того как ребёнок закончил рассказ, задаётся вопрос: «Объясни: почему

цыплята стали чёрными?». Правильным считается любое объяснение типа. Оценки выставляются в два этапа.

- Оценивается качество построение рассказа:

  1. рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей      - 0 баллов;
  2. рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых

погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями

(пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность

событи)                                                                                                           - 2 балла;

  1. вместо рассказа перечисляются изображённые предметы                       - 3 балла;
  2. ребёнок без посторонней помощи даже не перечисляет

изображённые предметы                                                                              - 4 балла.

- Оценивается понимание причинно- следственных связей:  

  1. дано правильное объяснение (испачкались в саже, краске)                     - 0 баллов;
  2. объяснение неполное («труба – чёрная») – при этом задаётся

 наводящий вопрос, и если удовлетворительного ответа не дано, то      - 1 балл;

  1. объяснения совсем нет                                                                                  - 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

Составление окончательного заключения:

- При обследовании детей  6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение, «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы»  (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка).

- При обследовании детей 7,5 – 8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки:

за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в «право – лево» и «Рассказ по картинкам».

Сумма баллов, превышающая  5,

свидетельствует  о  предрасположенности к дислексии.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения. Таким образом вопросы изучения механизмов дислексий (специфических  нарушений чтения), их ранняя диагностика, а также пути коррекции были и остаются актуальными по сей день. К сожалению в нашей стране работ, посвящённых специально дислексии, почти нет, а в имеющихся раскрывается лишь педагогический аспект этого расстройства.

А.Н.Корнев впервые для понимания механизмов дислексий и дисграфий использовал всесторонний подход, т.е. клиническое, клинико-диагностическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследование.

Среди детей с недоразвитием устной речи и с задержками психического развития расстройства чтения встречаются примерно у 33%.

У большей части детей, поступающих в 1-е классы, отмечаются:

- несформированность звуковой стороны речи;

- незаконченность формирования фонематического восприятия;

- бедность словарного запаса;

- нарушения в грамматическом оформлении речи;

- ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

- неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от

  несущественных;

- низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять

  существенный признак предметов и явлений;

- слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические

  связи между понятиями.

Обследование по методике Корнева, проведённое в первых классах показало следующие результаты:

1-А   -  62% учащихся, предрасположенных к дислексии;

1-Б    -  50% учащихся, предрасположенных к дислексии;

1-В   -  90% учащихся, предрасположенных к дислексии.

Учитель-логопед совместно с учителями начальных классов и педагогом –психологом разработали направления коррекционной работы по устранению

предрасположенности к дислексии.

Обследование, проведённое через 5 месяцев при скрупулёзном подходе учителей дало следующие результаты:

1-А   - 11% дислексиков

1-Б   -  нет

1-В  -  20% дислексики

Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий, но систематическая работа всего педколлектива поможет идти ребёнку дальше.

Направления коррекционной работы по устранению предрасположенности

к дислексии у учащихся начальных классов.

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания):

толкование пословиц, метафор; игры и упражнения из программы детского сада («Угадай, кто кричит?», «Угадай, что делают?»); длительная сортировка и нанизывание бусинок, лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца), таблицы Шульте (можно заменить цифры на буквы); для развития оперативной памяти можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко.

  1. Формирование связной речи.
  2. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (последовательность их формирования хорошо представлена у И.Н. Садовниковой). Сюда же можно включить упражнения, способствующие развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хеда на определение схемы собственного тела).
  3. Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.
  4. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь и т.д.)
  5. Расширение поля зрения ребёнка (можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко, таблицами Шульте).
  6.  Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, реконструирование букв, работа с кубиками Кооса, складывание картинок, пазлы.
  7.  Развитие изобразительно-графических способностей: срисовывание фигур(учитывать пропорции), дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы.
  8.  Развитие сукцессивных способностей. Упражнения на последовательность действий и планирование: игры на выполнение многошаговых инструкций, по памяти, «Живые цепочки», «Живые слова», отстукивание ритмов, рядоговорение, физминутки (последовательность из 3-6 движений).

Литература

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997.

2. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его

коррекция (практическое пособие). – 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ДОКЛАД на научно-практическойконференции  Тема: Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших ш...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального об...

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ

Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....