« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах».
материал по теме
« Система работы учителя-логопеда
по выявлению и преодолению предрасположенности
к дислексии (специфическому нарушению чтения)
в начальных классах».
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах». П Р О Т О К О Л Р А Н Н Е Г О В Ы Я В Л Е Н И Я П Р Е Д Р А С П О Л О Ж Е Н Н О С Т И К Д И С Л Е К С И И 1. "Рядоговорение ". |
- перечислить по порядку времена года |
- перечислить по порядку дни недели |
Итоговая оценка |
2."Ритмы"(с 6 лет). |
- простые ритмы !! ! ! !! !! ! ! ! ! !! ! !!! |
- сложные ритмы !!! ! ! ! !! !! ! !!! ! !! !!! ! |
Итоговая оценка |
3.Проба «Кулак - ребро - ладонь » (с 6 лет). Итоговая оценка |
4. Субтест "Повторение цифр". |
Ц И Ф Р О В Ы Е Р Я Д Ы |
Прямой счёт: |
№ - 3 3-8-6 ( 6-1-2) |
№ - 4 3-4-1-7 ( 6-1-5-8) (с 4,5 лет) |
№ - 5 8-4-2-3-9 ( 5-2-1-8-6) (с 6,5 – 7 лет) |
Обратный счёт: |
№ - 2 2-5 (6-3) |
№ - 3 5-7-4 (2-5-9) (с 7 лет) |
№ - 4 7-2-9-6 (8-4-9-3) (с 9 лет) |
Итоговая оценка |
5. Ориентировка в «право - лево»: |
- простая ориентировка. |
- речевая проба Хеда (легковыполнимо с 8 лет) |
Итоговая оценка |
6. Составление рассказа по серии картинок. |
- оценивание качества построения рассказа |
- оценивание понимания причинно-следственных связей |
Итоговая оценка |
З а к л ю ч е н и е : |
Методика раннего выявления дислексии.
Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
- «Рядоговорение». Инструкция ребёнку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». При недостаточном понимании временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления. Оценка (здесь и далее оценка даётся в штрафных баллах):
- правильно ответил на оба вопроса - 0 баллов;
- правильно ответил на один вопрос - 2 балла;
- не ответил ни на один вопрос - 3 балла.
- «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Если правильно выполнены простые ритмы, то переходят к более сложным, если допущено более одной ошибки, то прекращают. Оценки:
- выполнены оба задания - 0 баллов;
- выполнены только простые ритмы - 2 балла;
- не выполнено ни одного задания - 3 балла.
- Тест «Кулак – ребро – ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему ещё попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из 3-х движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. всего допускается не более 5 демонстраций. Оценки:
- правильное воспроизведение с одной – двух
попыток после 1-й демонстрации - 0 баллов;
- правильное воспроизведение после двух
демонстраций или после трёх демонстраций
с 1-й попытки - 2 балла;
- правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций
или после 3-х демонстраций со 2-й и более попыток - 3 балла
- Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их в точно таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4-х цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Сначала предлагается ряд из 2-х цифр, затем из 3-х и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания. Оценки:
- итоговый результат больше 6 - 0 баллов;
- итоговый результат равен 6 - 2 балла;
- итоговый результата меньше 6 - 3 балла.
- Ориентировка в «право – лево»:
- Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с
левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
- речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой -за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Оценки:
- выполнены оба задания - 0 баллов;
- выполнена только простая ориентировка - 2 балла;
- не выполнено ни одного задания - 3 балла.
- Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ в 2-х картинках
(удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги
Н. Радлова «Рассказы в картинках»). Если ребёнок не может самостоятельно составить
рассказ или вместо него перечисляет изображённые предметы, то нужно задать наводящие
вопросы. После того как ребёнок закончил рассказ, задаётся вопрос: «Объясни: почему
цыплята стали чёрными?». Правильным считается любое объяснение типа. Оценки выставляются в два этапа.
- Оценивается качество построение рассказа:
- рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей - 0 баллов;
- рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых
погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями
(пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность
событи) - 2 балла;
- вместо рассказа перечисляются изображённые предметы - 3 балла;
- ребёнок без посторонней помощи даже не перечисляет
изображённые предметы - 4 балла.
- Оценивается понимание причинно- следственных связей:
- дано правильное объяснение (испачкались в саже, краске) - 0 баллов;
- объяснение неполное («труба – чёрная») – при этом задаётся
наводящий вопрос, и если удовлетворительного ответа не дано, то - 1 балл;
- объяснения совсем нет - 2 балла.
Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.
Составление окончательного заключения:
- При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение, «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка).
- При обследовании детей 7,5 – 8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки:
за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в «право – лево» и «Рассказ по картинкам».
Сумма баллов, превышающая 5,
свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения. Таким образом вопросы изучения механизмов дислексий (специфических нарушений чтения), их ранняя диагностика, а также пути коррекции были и остаются актуальными по сей день. К сожалению в нашей стране работ, посвящённых специально дислексии, почти нет, а в имеющихся раскрывается лишь педагогический аспект этого расстройства.
А.Н.Корнев впервые для понимания механизмов дислексий и дисграфий использовал всесторонний подход, т.е. клиническое, клинико-диагностическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследование.
Среди детей с недоразвитием устной речи и с задержками психического развития расстройства чтения встречаются примерно у 33%.
У большей части детей, поступающих в 1-е классы, отмечаются:
- несформированность звуковой стороны речи;
- незаконченность формирования фонематического восприятия;
- бедность словарного запаса;
- нарушения в грамматическом оформлении речи;
- ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
- неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от
несущественных;
- низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять
существенный признак предметов и явлений;
- слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические
связи между понятиями.
Обследование по методике Корнева, проведённое в первых классах показало следующие результаты:
1-А - 62% учащихся, предрасположенных к дислексии;
1-Б - 50% учащихся, предрасположенных к дислексии;
1-В - 90% учащихся, предрасположенных к дислексии.
Учитель-логопед совместно с учителями начальных классов и педагогом –психологом разработали направления коррекционной работы по устранению
предрасположенности к дислексии.
Обследование, проведённое через 5 месяцев при скрупулёзном подходе учителей дало следующие результаты:
1-А - 11% дислексиков
1-Б - нет
1-В - 20% дислексики
Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий, но систематическая работа всего педколлектива поможет идти ребёнку дальше.
Направления коррекционной работы по устранению предрасположенности
к дислексии у учащихся начальных классов.
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания):
толкование пословиц, метафор; игры и упражнения из программы детского сада («Угадай, кто кричит?», «Угадай, что делают?»); длительная сортировка и нанизывание бусинок, лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца), таблицы Шульте (можно заменить цифры на буквы); для развития оперативной памяти можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко.
- Формирование связной речи.
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок (последовательность их формирования хорошо представлена у И.Н. Садовниковой). Сюда же можно включить упражнения, способствующие развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хеда на определение схемы собственного тела).
- Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.
- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь и т.д.)
- Расширение поля зрения ребёнка (можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко, таблицами Шульте).
- Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, реконструирование букв, работа с кубиками Кооса, складывание картинок, пазлы.
- Развитие изобразительно-графических способностей: срисовывание фигур(учитывать пропорции), дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы.
- Развитие сукцессивных способностей. Упражнения на последовательность действий и планирование: игры на выполнение многошаговых инструкций, по памяти, «Живые цепочки», «Живые слова», отстукивание ритмов, рядоговорение, физминутки (последовательность из 3-6 движений).
Литература
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997.
2. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его
коррекция (практическое пособие). – 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
ДОКЛАД на научно-практическойконференции Тема: Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших ш...
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального об...
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ
Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....
- Мне нравится (1)