Формирование жизненных и социальных компетенции.
статья
Формирование жизненных и социальных компетенции у воспитанников СРЦН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zhiznennyh_kompetentsiy.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методический совет:
«Формирование социальных и жизненных компетенций»
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Для детей жизненные компетенции включают в себя:
- сформированные навыки самообслуживания;
- сформированное умение ориентироваться на себе и в пространстве;
- сформированные навыки социального поведения.
Программа по формированию жизненных компетенций у воспитанников состоит из следующих разделов:
- Формирование представлений о себе и окружающем мире
- Развитие навыков жизнеобеспечения
- Сенсорно-перцептивное развитие
- Предметно-игровая деятельность
- Развитие речи и коммуникативных навыков
- Социальное развитие
- Физическое развитие
- Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
- Формирование продуктивных видов деятельности.
Для повышения качества проводимой работы были необходимо разработать мониторинги, которые будут являться не только механизмом контроля, но и помогать усовершенствовать работу специалистов.
Мониторинговые исследования, проводимые специалистами СРЦН:
- Педагог-психолог (мониторинг по показателям личностного развития).
- Учитель-дефектолог (мониторинг социального поведения, мониторинг игровой деятельности, мониторинг динамики развития).
- Воспитатель (мониторинг сформированности навыков жизненной компетенции).
Данные мониторингов будут выявлять актуальный уровень и зону ближайшего развития каждого ребенка, а также дифференцировать группы воспитанников по уровням развития.
Основные направления формирования жизненных компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Иными словами, для такой категории детей наиболее важно:
- развитие способности к общению;
- формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания;
- приобретение социального опыта;
- формирование способности к трудовой деятельности.
Проблемное развитие наших воспитанников и крайне низкий уровень обучаемости создает большие сложности при овладении различными навыками.
Формирование жизненных компетенций (способность и готовность действовать в жизненно важных ситуациях) в значительной степени зависит от организованной системы взаимодействия специалистов, педагогов и медиков СРЦН.
Важным условиям эффективной работы является соблюдение комплексности, системности и непрерывности работы всех участников процесса и круг их должен быть достаточно широким: учителя-дефектологи, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги Центра и школы.
С одной стороны необходимо организовать систему взаимодействия всех участников с целью организации оптимальных условий для преодоления проблем в развитии детей.
И это система взаимодействия охватывает все сферы:
Здоровье (медосмотр, лечение и профилактика, отслеживание работоспособности, двигательной активности, организации индивидуального охранительного режима)
Оптимизация жизнедеятельности (организация режима дня и индивидуальной занятости воспитанников, организация предметно - развивающей среды в группе, оказание консультативной помощи педагогам по организации работы с воспитанниками)
Обучение (коррекционно-развивающий занятия специалистов)
Досуг (организация условий в группе для развития сюжетно-ролевых игр, подвижных игр с правилами, занятия в художественно-театральной студии, студии художественной деятельности, участие в коллективных мероприятиях по плану Центра)
Цель совместной деятельности специалистов – формирование жизненных компетенций у воспитанников в процессе реабилитационного периода.
1 блок. Комплексная углубленная диагностика воспитанников, выявление особенностей физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития. Определение ключевых рисков, ключевых ресурсов и потребностей каждого ребенка.
2 блок. Определение основных направлений консультативно - просветительской и организационно-методической работы с педагогами и развивающей работы с детьми.
3 блок. Практическая реализация системы психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий с воспитанниками и педагогами.
Взаимодействие специалистов начинается с комплексной диагностики (учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) индивидуальных особенностей детей с проблемами в развитии.
Работая в команде, каждый участник индивидуально осуществляет специальную диагностику, выявляются ключевые риски, ключевые ресурсы. Анализ и обобщение полученных результатов обследования дает возможность определить потребности ребенка в физической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфере, основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми и обозначить оптимальные условия, обеспечивающие ситуацию положительного развития.
Таким образом, реализуется взаимодействие участников сопровождения в двух сферах: организационной и содержательной. Практическую реализацию системы психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий осуществляет каждый специалист в отдельности или совместно с другими специалистами, руководствуясь специальными методикам, сохраняя единую целевую направленность.
При практической реализации психолого-педагогических и медикосоциальных мероприятий важно определить объем, периодичность и содержание каждого процесса.
Обязательно в этот период важно предусмотреть возможность корректировки и согласования коррекционных программ в зависимости от достигаемых результатов. Эффективность работы определяется на итоговых консилиумах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"
С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...
«Основные подходы к формированию и развитию социальных компетенций на уроках химии»
Выступление на Городском круглом столе «Формирование ключевых компетенций на уроках химии»...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура – обширное педагогическое пространство . На уникальные возможности физической культуры в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы ...
Формирование жизненных и трудовых компетенций обучающихся с множественными нарушениями развития - доклад
Для успешной интеграции в современное общество обучающихся с множественными нарушениями развития особую важность представляет формирование жизненных и трудовых компетенций. Формирование данных компете...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"
Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть ...
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...