Формирование жизненных и социальных компетенции.
статья

Лозякова Вероника Сергеевна

Формирование жизненных и социальных компетенции у воспитанников СРЦН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zhiznennyh_kompetentsiy.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методический совет:

«Формирование социальных и жизненных компетенций»

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

 Для детей жизненные компетенции включают в себя:

- сформированные навыки самообслуживания;

- сформированное умение ориентироваться на себе и в пространстве;

- сформированные навыки социального поведения.

Программа по формированию жизненных компетенций у воспитанников состоит из следующих разделов:

  • Формирование представлений о себе и окружающем мире
  • Развитие навыков жизнеобеспечения
  • Сенсорно-перцептивное развитие
  • Предметно-игровая деятельность
  • Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Социальное развитие
  • Физическое развитие
  • Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
  • Формирование продуктивных видов деятельности.

Для повышения качества проводимой работы были необходимо разработать мониторинги, которые будут являться не только механизмом контроля, но и помогать усовершенствовать работу специалистов.

Мониторинговые исследования, проводимые специалистами СРЦН:

  • Педагог-психолог (мониторинг по показателям личностного развития).
  •  Учитель-дефектолог (мониторинг социального поведения, мониторинг игровой деятельности, мониторинг динамики развития).
  • Воспитатель (мониторинг сформированности навыков жизненной компетенции).

Данные мониторингов будут выявлять актуальный уровень и зону ближайшего развития каждого ребенка, а также дифференцировать группы воспитанников по уровням развития.

Основные направления формирования жизненных компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Иными словами, для такой категории детей наиболее важно:

- развитие способности к общению;

- формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания;

- приобретение социального опыта;

- формирование способности к трудовой деятельности.

Проблемное развитие наших воспитанников и крайне низкий уровень обучаемости создает большие сложности при овладении различными навыками.

Формирование жизненных компетенций (способность и готовность действовать в жизненно важных ситуациях) в значительной степени зависит от организованной системы взаимодействия специалистов, педагогов и медиков СРЦН.  

Важным условиям эффективной работы является соблюдение комплексности, системности и непрерывности работы всех участников процесса и круг их должен быть достаточно широким: учителя-дефектологи, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги Центра и школы.

С одной стороны необходимо организовать систему взаимодействия всех участников с целью организации оптимальных условий для преодоления проблем в развитии детей.

И это система взаимодействия охватывает все сферы:  

 Здоровье (медосмотр, лечение и профилактика, отслеживание работоспособности, двигательной активности, организации индивидуального охранительного режима)

Оптимизация жизнедеятельности (организация режима дня и индивидуальной занятости воспитанников, организация предметно - развивающей среды в группе, оказание консультативной помощи педагогам по организации работы с воспитанниками)

Обучение (коррекционно-развивающий занятия специалистов)

Досуг (организация условий в группе для развития сюжетно-ролевых игр, подвижных игр с правилами, занятия в художественно-театральной студии, студии художественной деятельности, участие в коллективных мероприятиях по плану Центра)

Цель совместной деятельности специалистов – формирование жизненных компетенций у воспитанников в процессе реабилитационного периода.

1 блок. Комплексная углубленная диагностика воспитанников, выявление особенностей физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития. Определение ключевых рисков, ключевых ресурсов и потребностей каждого ребенка.

2 блок. Определение основных направлений консультативно -  просветительской и организационно-методической работы с педагогами и развивающей работы с детьми.

 3 блок. Практическая реализация системы психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий с воспитанниками и педагогами.

Взаимодействие специалистов начинается с комплексной диагностики (учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) индивидуальных особенностей детей с проблемами в развитии.

Работая в команде, каждый участник индивидуально осуществляет специальную диагностику, выявляются ключевые риски, ключевые ресурсы. Анализ и обобщение полученных результатов обследования дает возможность определить потребности ребенка в физической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфере, основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми и обозначить оптимальные условия, обеспечивающие ситуацию положительного развития.

Таким образом, реализуется взаимодействие участников сопровождения в двух сферах: организационной и содержательной. Практическую реализацию системы психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий осуществляет каждый специалист в отдельности или совместно с другими специалистами, руководствуясь специальными методикам, сохраняя единую целевую направленность.

При практической реализации психолого-педагогических и медикосоциальных мероприятий важно определить объем, периодичность и содержание каждого процесса.  

Обязательно в этот период важно предусмотреть возможность корректировки и согласования коррекционных программ в зависимости от достигаемых результатов. Эффективность работы определяется на итоговых консилиумах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"

С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...

«Основные подходы к формированию и развитию социальных компетенций на уроках химии»

Выступление на Городском круглом столе «Формирование ключевых компетенций на уроках химии»...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Физическая культура – обширное педагогическое пространство . На уникальные возможности физической культуры в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы ...

Формирование жизненных и трудовых компетенций обучающихся с множественными нарушениями развития - доклад

Для успешной интеграции в современное общество обучающихся с множественными нарушениями развития особую важность представляет формирование жизненных и трудовых компетенций. Формирование данных компете...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"

Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть ...

Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС

Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...