Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
проект по истории

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

 «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Авторы проекта:

Мотыгуллина Л.Р.- учитель  истории и обществознания

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова"

Аксубаевского муниципального района РТ

         Cафаров Р.И .- учитель  истории и обществознания

     МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципального  района РТ

Оглавление

Введение

  1. Анализ ситуации
  2. Актуальность проекта
  3. Цели и задачи проекта
  4. Проектное решение
  5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта
  6. Бюджет проекта
  7. Ожидаемые результаты реализации проекта
  8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
  9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Заключение

Список использованных документов и источников информации

Глоссарий

Приложения

Приложение №1. Положение о школьном Научном Обществе    

учащихся   «Наши первые открытия»

Приложение №2. Особенности организации учебного исследования

Приложение №3. Элективный курс по проектной деятельности    учащихся

"Я – исследователь"

     


Введение

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. главной задачей поставлена модернизация общего образования как института социального развития. От успеха модернизации школьного образования в целом и историко-обществоведческого образования в качестве его центрального звена во многом зависит судьба нашей страны, ведь школа определяет будущее России, является важным условием ее возрождения общества, воспитание патриотизма и толерантности.

В настоящее время в общее и профессиональное образование нашей страны широкомасштабно внедряется компетентостная  модель, основу которой составляет системно-деятельностный подход , лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

  1. Анализ ситуации

Историко-обществоведческое образование на сегодняшний день диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, является актуальной проблема формирования гражданственности и подрастающего поколения. Современной школе и учителю достаточно трудно воспитывать гражданина и патриота, так как социальная действительность во многом расходятся с теми примерами и знаниями, которые прописаны во многих учебниках и пособиях, имеющихся в школах. В этих условиях учителю необходимо четко выбрать методы и формы обучения.

  1. Актуальность проекта

Принятие новых образовательных стандартов и их внедрение в основную школу заставляет пересмотреть сложившуюся систему педагогической деятельности и выстраивать по-новому школьное образовательное пространство. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и образование таких качеств личности, которые позволят ей адаптироваться к условиям современного общества. Современное образование должно готовить молодое поколение к тому, чтобы стать ответственным гражданином, активным участником различных сфер жизни общества, овладеть широким спектром ценностей, норм, достойных образцов поведения. Поэтому наряду с традиционными формами учебной деятельности необходимо постоянно осваивать инновационные технологии, позволяющие эффективно решать задачи, поставленные перед школьным образованием.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка и реализация эффективной модели формирование политических   и социальных компетенций с использованием проектно-исследовательских технологий

Задачи проекта:

1.Изучить научно-методических и нормативно-правовых основ поднятой проблематики;

2. Разработать элективный курс по проектно-исследовательской деятельности, с целью развития политических и социальных компетенций;

3. Разработать комплекс дидактического материала по поставленной проблеме;

4. Разработать положение об ученическом научном обществе;

5. Реализовать модель в практике учителей истории.

Целевая группа проекта: учащиеся среднего и старшего звена школы

  1.   Объект исследования – формирование политических и социальных компетенций
  2. Предмет исследования – исследовательские навыки
  1. Проектное решение

Ведущей идеей проекта я считаю освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении. Такой комплекс позволяет поддерживать интерес к предмету, продуктивно  использовать учебное время, повышает качество и уровень обученности учащихся, способствует формированию активной гражданской позиции, создает условия для самореализации учащихся.

Наша педагогическая деятельность нацелена на постановку и решение ряда задач:

  1. анализ и систематизация содержания исторического и обществоведческого образования, выбор качественных учебных материалов в соответствии с профилем;
  2. выбор технологий и методик преподавания, расстановка приоритетов своей педагогической деятельности;
  3. внедрение современных технологий гражданско–патриотического воспитания;
  4. совершенствование форм, методов обучения при  подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Для воплощения в жизнь проекта мы разработали модель методической системы, которая позволит нам решить поставленную проблему. В основе нашего проекта формирование политических и социальных компетенций через проектно-исследовательскую деятельность. Конечно же, другие педагогические технологии способны развивать данные компетенции, но мы хотели  бы сделать акцент именно на проектах, так как сегодня эта технология очень популярна и, самое важно, привлекательна для  большинства учащихся.

Для реализации модели разрабатываем:

  1. Образовательную программу на основе проектно-исследовательских технологий;
  2.  Элективный курс по проектно-исследовательской деятельности с целью развития политический и социальных компетенций;
  3. Положение об ученическом научном обществе, с целью практики для учащихся;
  4. Дидактический материал для реализации образовательной программы;
  5. Диагностические измерители для определения эффективности проекта.

5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта 1календарный год

Этапы реализации проекта

1.Подготовка, закупка необходимого оборудования

2.Работа с учениками

3.Подведение итогов, мониторинг

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1.

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по изучению    поставленной проблемы проекта.

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

август

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

2.

Создание рабочей группы

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

сентябрь

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

3.

Разработка дидактического материала

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

август

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

4

Создание НОУ «Наши первые открытия»

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

сентябрь

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

1.

Реализация программы

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

Учебный год

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

2.

Внедрение элективного курса "Я – исследователь"

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

Учебный год

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

3.

Деятельность ученического научного общества

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

Учебный год

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

4

Диагностика политических и социальных компетенций

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

Учебный год

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории Сафаров Р.И ,

учитель истории

1.

Проверка эффективности разработанной модели в реальном учебном процессе.

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имениМ.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш.Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

май

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

2.

Выступление на методическом объединении

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

июнь

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

3.

Выступление на педсовете

МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ

МБОУ "Коморгузинская  СОШ имени Ш. Марджани"

Атнинского  муниципаль-

ного  района РТ

август

Мотыгуллина Л.Р. учитель истории

Сафаров Р.И ,

учитель истории

6. Бюджет проекта

Статья расходов

Источник финансирования

Объем собственных средств (руб.)

Объем запрашиваемых средств (руб.)

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Деятельность ученического научного общества.

2. Повышение уровня политических и социальных компетенций на 15%.

3.Участие учеников в научно-практических конференциях и конкурсах.

7.1 Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Категория

Социальные эффекты

Обучающиеся

Повышение уровня политических и социальных компетенций

Родители

Повышение уровня удовлетворённости обучения детей

Педагогический коллектив

Получение методической базы для развития политических и социальных компетенций

1.Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Сомнения партнёров в эффективности модели

Представление исследовательских работ, указание на типичные ошибки учащихся, прогнозирование результатов

Финансовые

Нет спонсоров

Привлечение школьной бизнес компании,

Материально-технические

Нет оборудования

Договориться с администрацией школы об безвозмездной аренде

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

Повышение уровня политических компетенций

15

Карта наблюдения

Повышение уровня социальных компетенций

15

Карта наблюдения

                Заключение

        В современных условиях перехода на ФГОС ОО учителя должны быть мобильными, живо реагировать на новые требования, изменять свою систему работы. Поскольку современное общество предъявляет к выпускнику высокие требования  , следовательно именно благодаря креативности учителя можно достичь желаемых результатов.

Нами было выбрано две компетенции – политические и социальные, так как они позволяют сформировать личность с высокой гражданской позицией, коммуникабельную, умеющую давать свою оценку ситуациям и слушать мнение других.

Данные компетенции можно формировать при помощи разных педагогических технологий, мы сделали акцент на поектно-исследовательскую.

 Разработанная нами модель поможет в работе учителям истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС

Список использованных документов и источников информации

  1. Знаменская О. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников / О. Знаменская, О. Белоконь, О. Францен // Директор школы. - 2010. - №5. - с.60-65.
  2. Кузьмичёва Т.Ю. Формирование научной и профессиональной компетентностей / Т.Ю. Кузьмичёва // Физика. – 2009. - №2 (январь). - с.13-17.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2010. - №5. - С.3-12.
  4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2011. - № 4. - с.136-144.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования. – Введён 2012-05-17. М.: ФГОС России, 2012.- 45 с
  6. http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
  7. http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
  8. http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
  9. http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе
  10. http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
  11. http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер
  12. http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
  13. http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения
  14. http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
  15. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
  16. http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка
  17.  А.С. Границкая Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991
  18.  В.П. Беспалько Слагаемые педагогической технологии, М., -

«Педагогика», 1989.

  1.  Н.П. Капуслен Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.
  2.   М.В. Кларин Технология обучения, Рига – 1999. 
  3.  Карпенко М. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель– 1999 № 6.
  4.  Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу //

 Народное образование 1998 №5.

  1.  Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, - М.,1969
  2.  Журнал «Педагогические технологии».

Глоссарий

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области

Социальная компетенция - соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом

Политическая компетенция –совокупность готовности и способности  активно, ответственно и эффективно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Исследовательская деятельность — это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование...

Приложение №1.

Положение

о школьном Научном Обществе Учащихся

«Наши первые открытия»

  1. Общие положения

Научное Общество Учащихся (НОУ) является добровольной общественной организацией учащихся, проявляющих интерес к научным проблемам, склонность к самостоятельному изучению научных проблем, к творческим работам по истории и обществознанию. НОУ является одной из форм активного действующего воспитания учащегося.

Участие в его деятельности расширяет кругозор учащегося, приучает его к самостоятельной и повседневной работе, к серьёзному, вдумчивому анализу исследования вопросов на основе диалектического метода познания, к творческому решению рассматриваемых проблем, к более прочному усвоению учебного материала. Интеграционное и программно-целевое планирование исследовательской работы учащегося приводит к серьёзной перестройке системы общего среднего образования с принципами ранней профессиональной специализации на основе органического слияния научной и общеобразовательной деятельности в единый научно учебно-производственный процесс.

Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет руководитель школьного методического объединения учителей истории и обществознания.

Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно- исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Высшим органом НОУ является собрание НОУ. Собрание проводится в начале учебного года, на нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается план работы на год.

Общее собрание НОУ проводится два раза в год. Заседание совета НОУ – 1 раз в четверть. Занятия в секциях проходят один раз в месяц. Научно исследовательская конференция школы проводится 1 раз в год в феврале.

Членами НОУ являются учащиеся 2 – 11-х классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.

  1. Цели и задачи Научного Общества Учащихся

· содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

· развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

· знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

· учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;

· способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

· содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

  1.  Основные направления работы

Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

Подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.

Активная проектно-исследовательская деятельность

1. Проект – цель, принятая детьми, конкретное творческое дело.

2. Проект – уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.

3. Проект – форма организации учебного процесса. Полноценный проект нельзя «вписать» только в уроки – он альтернатива классно-урочной системе.

4. Проект – философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.

5. Проект – педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.

6. Проект – это дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.

7. Проект – маленький шаг по пути творческого развития, капля в море жизненного опыта, которая формирует личность. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, на умение работать с различными источниками информации, он позволяет интегрировать знания, полученные из разных предметных областей.

В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

 1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.

2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.

4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Устав ШНОУ

 1. ШНОУ – добровольная общественная организацией учащихся, проявляющих интерес к научным проблемам, склонность к самостоятельному изучению научных проблем, к творческим работам.

2. ШНОУ является одной из форм активного действующего воспитания учащегося.

3. Членом НОУ может стать каждый успевающий ученик.

4. Каждый член ШНОУ имеет право выбирать и быть избранным в органы НОУ.

5. Работу НОУ возглавляет научный руководитель.

6. Общее руководство учебно-исследовательской работой учащихся в рамках НОУ осуществляет Совет школы.

7. В школьный Совет НОУ входят учителя из числа научных кураторов и наиболее активные учащиеся ШНОУ.

8. Высшим органом ШНОУ является конференция, которая работает в один раз в год.

9. Основной принцип работы ШНОУ является связь исследований с жизнью и производством.

                          Член НОУ обязан:

 Систематически вести научно-исследовательскую или реферативную работу, не реже одного раза в год докладывать о ходе её выполнения на заседании НК или конференции НОУ;

Успешно выполнять учебный план, расширять общую и профессиональную подготовку;

Выступать с докладами, активно участвовать в заседаниях НК, конференциях, конкурсах, олимпиадах;

Выполнять данное Положение и решения Совета НОУ.

Член НОУ имеет право:

 Выступать с научными сообщениями на заседаниях НПК и конференциях НОУ;

Участвовать в конкурсах научных работ и предметных олимпиадах;

Быть командированным в другие города на региональные и республиканские конференции НОУ для выступлений;

Публиковать свои работы в трудах, издаваемых Советом НОУ, ВУЗами в периодической печати;

Выбирать и быть избранным в органы НОУ;

При достижении существенных успехов и отличной учёбе награждаются похвальной грамотой, экзаменов и зачётов по профилирующим в НИР предметам.

Формы, методы участия учащихся в научно-исследовательской работе:

 Овладение принципами работы с литературой: реферат по различным источникам с выводами и формулировками вопросов, подлежащих исследованию;

Составление аннотаций на новую литературу с критической её оценкой;

Выполнение лабораторных работ с элементами научного исследования;

Участие в выполнении отдельных фрагментов научных исследований по индивидуальному плану НИР;

Самостоятельное проведение доступных экспериментальных научных исследований;

Обобщение и анализ собственных и заимствованных научных исследований в виде выступлений, тезисов, докладов, статей.

Функции Совета НОУ школы:

 Руководит работой НОУ, контролирует работу;

Способствует комплексной разработке тем, имеющих приоритетное направление;

Осуществляет связь Советом НОУ  других учебных заведений;

Организует тематические и итоговые научные конференции;

Отчитывается на итоговой конференции;

Участвует в организации и проведении конкурсов на лучшую исследовательскую работу, предметных олимпиад и конференций;

Следит за ходом работы научных секторов и кружков, принимает меры по улучшению их работы;

Организует лекции и встречи с видными деятелями науки;

Организует смотры-конкурсы на выявление лучших кружков, лекторных групп, научных работ учащихся и т.д.

Отражает работу НОУ в стенной печати школы.

Приложение №2.

Особенности организации учебного исследования

Итак, мы решили заниматься учебно-исследовательской деятельностью. А что это такое? «Вспоминается характерный случай: ученица одной из школ с вдохновением читает подготовленный доклад: сообщается масса эффектных фактов, демонстрируются иллюстрации. Все с интересом слушают. Наступает время подведения итогов: фамилии девочки, которая произвела яркое впечатление на публику, не оказывается в списках победителей. В чем же дело? Аргументы жюри – работа не соответствует требованиям, которые предъявляются к исследовательским работам. Какие требования предъявляются к исследовательским работам?

Чем реферат отличается от исследования?
• Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, он не содержит развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
• Реферат может рассматриваться как один из этапов исследовательской работы, но ни в коем случае, не заменитель. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
• К элементам исследовательской деятельности относятся:
1. Методы исследования.
2. наличный экспериментальный материал.
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Конечно, учащиеся при этом получают новые знания в избранной ими области. Следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь советует, ориентирует учащегося в мире информации – методологии, литературе, проблематике.
В исследовательской деятельности различают три этапа (А.М.Новиков):
1. Прогностический – подготовительный.
2. Проведение научного исследования.
3. Оформление исследовательской работы.
4. Защита результатов исследования.
I этап исследования
Подготовка к проведению научного исследования
1.Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Изучение научной литературы и уточнение темы
Формулировка цели и задачи исследования

Объектная область исследования – это сфера науки или практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике это может быть учебная дисциплина, н-р: математика, литература, биология и др.
Объект исследования – это определенный процесс, или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике, и служат источником необходимой для исследования информации. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования более конкретен. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Или «Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные его стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта)».
Предмет исследования определяет цель и задачи исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.  
2. Тема, проблема и актуальность исследования
Тема – отражает черты проблемы. Тема – ещё более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы – очень трудный этап. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы, они могут стать непосильными в рамках учебного исследования. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Основные критерии выбора темы:
• желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к его будущей специальности;
• очень хорошо, когда выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
• тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что должны быть доступны оборудование и литература.
Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность темы – это значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно эта тема на данный момент является актуальной и осветить причины, по которым изучение темы стало необходимым.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Следует представить проблему как некоторую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение проблемы связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно представлять на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого нужно изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется. 
3. Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых важных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
• быть проверяемой;

• содержать предположение;
• быть логически непротиворечивой;
• соответствовать фактам.
В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если …, то…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как первичное, временное предположение. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает окончательный вид научной гипотезы. 
4. Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи исследования должны уточнять направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования так же можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Вот некоторые из них. Можно представить целью:
• выявить…;
• установить…;
• обосновать…;
• уточнить…;
• разработать… .
• Формулировать задачи необходимо очень тщательно, т.к. описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи .
5.
Определение методов исследования
Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные.
К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.
Теоретические методы:
• моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
• восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• сравнение;
• эксперимент.
Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами.
Математические методы:
• статистические методы;
• методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
• методы и модели динамического программирования;
• методы и модели массового обслуживания;
• метод визуализации данных (функции, графики и др.)
Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.
II этап исследования
Проведение научного исследования
Проведение научного исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.

Памятка по разработку проектирования.

«Учебные проекты обучающихся».

Проект- самостоятельная итоговая работа обучающихся. Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы проект, особенно сложный, выполнялся индивидуально. Проект может быть выполнен совместно с группой одноклассников, при этом работа каждого должна быть строго оговорена. Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. В этом случае за каждый этап будет выставляться отдельная оценка.

Оформление и содержание проекта:

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- фамилию, имя и отчество автора;

- тему работы;

- фамилию, имя и отчество руководителя (педагог);

-  название населенного пункта  и год.

Оглавление

Включает:

- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

План выполнения проекта

Включает:

- короткое перечисление  этапов, возникновение идей, решение проблем, обработка результатов исследований и ход их выполнения.

Введение

Содержит:

-цель, задачи исследования

- изучение истории.

- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

- Выбор и обоснование  выбранного  проекта

Цель работы

Содержит:

-для чего предназначен проект

-кто будет использовать

Основная часть:

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по  теме:

Глава 1. Теоретические изучение проблемы

  1. Историческое освещение изучаемой темы
  2. Современное состояние изучаемой проблемы.
  3. Выводы по первой главе.

Глава 2. Практическое подтверждение исследуемой проблемы.

2.1. Методика исследования ( описаниеметодики сбора материала, источников информации, методов обработки материала)

2.2. Результаты исследования.

2.3. Выводы по второй главе.

Заключение

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы: обучающийся анализирует полученное изделие.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

Приложения

Имеющиеся вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.


        Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный список (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники. Примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обучения.- М.: Интеллектцентр, 2001.- 296 с.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М.: Российское педагогическое сообщество, 1998. – 345 с.
Сборник с коллективом авторов:
1. Теоретические прблемы и технологии в образовании: Сб. науч. Статей / Сост. О.С.Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000. – 180 с.
Статья из газеты или журнала:
Михайлов С.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. - № 5.- С.2 -19.
Статья из энциклопедии или словаря:
Бирюкова В.А., Екушкин Н.Н., Валуев Е.К. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С.393 – 395.
Инновация // Словарь- справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1997. – С.20-31.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное значение), необходимое для наиболее полного освещения темы. Оно помещается после основного текста. Основные требования при оформлении приложений:
• размещаются после библиографического списка;
• в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
• каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на листе не позволяет его разместить. То его можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, размещать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, их можно разместить в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаются внутри текста различным образом:
• в круглых скобках;
• подстрочно (оформляются как сноски);
• после параграфа или глав.
Что может быть примечанием? Например:
• определение терминов или устаревших слов;
• справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
• перевод иностранных слов и предложений;
• пояснения основного текста;
• примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Памятка по разработке  проектов

  1. Выбрать тему, поставить  цель, сформулировать задачи.
  2. Подготовить информационную справку (актуальность темы).
  3. Разработать план достижения  цели (перспективное планирование, структура проекта)
  4. Составление плана – схемы и проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Презентация проекта.

                                        Условия успеха проекта

  1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как пробуждающее событие.
  2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе.
  3. Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения  конкретного проекта (иллюстративно справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, СD - диски, вспомогательные материалы).      
  4. Проектные задания должны предусматривать использование  хорошо знакомых знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести).
  5. Чётко спланировать ход проекта
  6. Спланировать предварительную и подготовительную работу.
  7. Профессионализм педагога.
  8. Исследование должно идти одновременно с обучением.
  9. Чётко выстраивать стратегию руководства проектом.    

Приложение №3

Элективный курс по проектной деятельности учащихся

"Я – исследователь"

Пояснительная записка

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. они направлены на достижение конкретных целей;
  2. они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  4. все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
  3. Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
  4. Формирование социально приемлемых форм поведения.
  5. Воспитание целеустремленности и настойчивости.
  6. Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
  7. Формирование умения решения творческих задач.
  8. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования        

            рабочего времени.

  1. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,

            использование).

  1. Формирование политических и социальных компетенций в ходе работы над проектами.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Занятия над проектами проводятся в элективного курса, один час в неделю, , достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 часа в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XIX века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

4.

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

4

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

3

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

2

- имеются элементы новизны;

1

- ничего нового нет.

0

5.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности решения;

1

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

0

7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;

2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

20 баллов

 Критерии оценки докладов

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

3

- четко выстроен;

2

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

1

- зачитывается.

0

2.

Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

2

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

1

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

0

3.

Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;

3

- не может ответить на большинство вопросов;

2

- не может четко ответить на вопросы.

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;

3

- использованы общенаучные и специальные термины;

2

- показано владение базовым аппаратом.

1

5.

Четкость выводов:
- полностью характеризует работу;

3

- нечетки;

2

- имеются, но не доказаны.

1

  Итого:

14 баллов

        

Учебно–тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

 Теория / Практика

Формы контроля

1.

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность.

4 ч

 

 

1.1.

Виды исследовательских работ.

 

1/ 1

 

1.2.

Основные понятия исследовательской работы

 

1/ 1

 

2.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования.

14 ч

 

Отчет о проведенном эксперименте.

2.1.

Выбор темы. Постановка цели и задач.

 

1/ 2

 

2.2.

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

 

2/ 2

 

2.3.

Способы обработки полученной информации.

 

2/ 2

 

2.4.

Организация и методика исследования.

 

1/ 2

 

3.

Раздел 3. Оформление работы.

5 ч

 

Учебно-исследовательская работа.

3.1.

Структура учебно-исследовательской работы.

 

1/ 1

 

3.2.

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

 

1/ 2

 

4.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы.

10 ч

 

Доклад по учебно-исследовательской работе.

4.1.

Требования к докладу.

 

1/ 1

 

4.2.

Составление текста доклада.

 

1/ 1

 

4.3.

Культура выступления.

 

1/ 1

 

4.4.

Упражнения. Развитие дикции.

 

1/ 1

 

4.5.

Зачетная работа.

 

1/ 1

 

Всего:

33 ч

15/ 18

 

Содержание учебного материала.

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

  1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)

  1. Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
  2. Практическая работа № 1.
  3. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
  4. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
  5. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
  6. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
  7. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
  8. Практическая работа № 4. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (5 часов)

  1. Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
  2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.
  3. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).

  1. Подготовка к защите. Требование к докладу.
  2. Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
  3. Культура выступления.
  4. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
  5. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.

Программное обеспечение образовательного назначения

  1. Методические рекомендации.
  2. Программа « Школа 2100».
  3. Презентации по проектам.
  4. Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
  5. Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.

Плакаты, презентации, дидактический материал

  1. Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
  2. Комплект презентаций.
  3. Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).

Список используемой литературы для педагогов:

  1. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  3. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Список используемой литературы для родителей.

  1. Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
  3. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
  4. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"

В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...

Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности

Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...