Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях
методическая разработка

Людмила Александровна Фокина

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г.Певек»

Использование кинезиологических  упражнений на уроках в начальной школе  и на логопедических занятиях

(из опыта работы учителя-логопеда

Фокиной Людмилы Александровны)

г. Певек

2021 г.

Ум – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь.

Плутарх

Введение

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна.
Успешное ее решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений, семьи и учреждений здравоохранения.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится о том, что приоритетная роль образования – это здоровье нации. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья: «состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Для ребенка средой жизнедеятельности является образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Для этого уже в начальной школе учителями широко используются   физкультминутки.  Физкультминутка - это элемент активности, который включается в ход занятия.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Влияние    кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия

У каждой высшей функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет ювелирно и точно заниматься психическим развитием детей. Развитие функций правого полушария (пространственные представления, соматогнозис-чувствование и управление собственным телом, зрительное восприятие, копирование, ритмы и т.д.) Так, фонематический слух - функция левого полушария - сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Несфрмированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи.  

Для формирования математических способностей (функции левого полушария) до семилетнего возраста необходимо развить такие функции правого полушария, как обоняние, осязание, вкус, ритмы. На это и направлены различные кинезиологические упражнения.  Их содержание предполагает интенсивное развитие логики, анализа. А за все это отвечает также «левое полушарие».

 Функции левого полушария будут интенсивно развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно   в школе. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
 Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в раннем школьном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей школьников

Развивающие кинезиологические упражнения как нельзя лучше справляются с этими задачами, что подтверждается моим опытом. Несколько лет я провожу с детьми-логопатами кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала после знакомства с книгами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Два разных мира» и А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками, развиваем речь». Позже была изучена и другая литература на эту тему.  Были проведены диагностические мероприятия, которые помогли мне определить функциональную асимметрию полушарий, ведущую модальность, индивидуальный латеральный профиль каждого ученика. Дальнейшая работа строилась с учетом данных диагностики.                                    
 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют мне выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Целью использования кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях является:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • устранение дислексии.

  В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

 Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно–развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

 В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.  Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети раннего возраста разучивают   пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с пяти лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений. Ребенок эти упражнения выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка»), произносимыми вслух или про себя. Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению к школе. Занятия направлены на преодоление патологических сингенезов, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

 Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  3. требуется точное выполнение движений и приемов;
  4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  5. длительность занятий по одному комплексу 6-8 недель;
  6. упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.  

I комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель); перерыв 2 недели.

Цель: с помощью упражнений улучшать мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость внимания, облегчить процесс письма.

II комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель); перерыв 2 недели.                  

Цель: с помощью упражнений развивать творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизировать психику, развивать интуицию.

III комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

Цель: с помощью упражнений работать над развитием объема памяти, повышать интеллектуальные возможности, помогать преодолевать математические трудности, активизировать работа головного мозга.  

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
  • если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой;
  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект;
  • под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке - значительные изменения в процесее межполушарного взаимодействия.

Что же включают в себя комплексы упражнений? 

  • Растяжки;
  •  дыхательные упражнения;
  •  глазодвигательные упражнения;
  •  телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики;
  • упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Отклонение от оптимального тонуса мышц - это причина, и следствие возникших изменений в психической и двигательной активности детей. Так гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и   быстрой утомляемостью. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушении сна, может спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Под влиянием систематически выполняемых дыхательных упражнений улучшается кровообращение в головном мозге - тонизируется центральная нервная система, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий коры головного мозга и взаимодействие коры и подкорки. Улучшается в целом нервно-психическое состояние детей. Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 5-7 минут.    

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности, прежде всего учебной. Формирование высших психических функций, как отмечал И.М. Сеченов, базируется на материальной основе – зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространно-поисковая активность органов зрения.

Упражнения для релаксации   способствуют расслаблению, снятию напряжения. Умение воспринимать, дифференцировать и уметь расслаблять организм основа   высшей психической функции

Упражнения для развития тонкой и мелкой моторики: исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим мышление ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Структура комплекса кинезиологической гимнастики преодолению дефицита внимания и развитию межполушарного взаимодействия:                                          

  1. Зарядка.
  2. Растяжки.
  3. Дыхательные упражнения.
  4. Глазодвигательные упражнения.
  5. Телесные упражнения.
  6. Упражнения для развития мелкой моторики и моторики рук.
  7. Упражнения для релаксации.

Одно из условий для успеха проводимой работы - усвоение предыдущего упражнения, без чего нельзя переходить к последующему упражнению.

Структура занятия по психомоторной коррекции (проводит учитель-логопед):

  1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).
  2. Самомассаж.
  3. Дыхательные упражнения.
  4. Телесные упражнения.
  5. Упражнения для развития мелкой моторики и моторики рук.
  6. Упражнения для релаксации.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений.

  1. основным требованием является ТОЧНОЕ выполнение движений и приёмов;
  2. педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей;
  3.  работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно;
  4. занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке; занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия;
  5. если упражнения используются при выполнении домашней работы или во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  6. в случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы;
  7. продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 -10 до 20-35 минут в день;
  8. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.

Вашему вниманию предлагаю примеры некоторых упражнений.

Комплекс № 1

Упражнения для утренней зарядки

Вверх – вниз, вверх - вниз

Это мама не каприз

Выполнять движения головой вверх-вниз

Вправо-влево, вправо-влево

Выполнять наклоны головой вправо-влево

Посмотри, как королева

Расправить плечи, голову поднять, подбородок вытянуть вперед

Головою покрутить,

Не забыть, не забыть

Выполнять круговые движения головой, сначала в оду сторону, затем в другую

И Незнайками побыть

Не забыть, не забыть  

Подергать плечами

Вперед-назад, вперед-назад

И все дела пойдут на лад

Выполнять движения плечами вперед-назад

Упражнение для развития памяти

(выполняются на уроке в качестве физкультминутки)

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас.

массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами.

массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Точка внимания

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке

Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,

Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Дыхательные упражнения

«Свеча». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Телесные упражнения

«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Глазодвигательные упражнения

Глаза вправо- глубокий вдох-пауза (задержка дыхания и движения глаз -2 секунды) –глаза в исходное положение –пассивный выдох – пауза. Глаза влево –выдох- выдох-пауза – глаза в исходное положение –выдох –пауза. Глаза вверх –вдох -пауза- глаза в исходное положение-выдох- пауза. Глаза вниз –выдох –пауза –глаза в исходное положение –выдох –пауза.

Упражнения для развития тонкой и мелкой моторики

(целесообразно проводить перед выполнением   письменных работ)

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак - ребро - ладонь 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух, или про себя.

Упражнения на релаксацию

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Комплекс №2

Логопедическое занятие

Комплекс упражнений для самомассажа

(дети перед занятием должны вымыть руки!)

Ручки растираем

И разогреваем

Потирание ладоней

Хлопки

И лицом теплом, своим лицо мы умываем

Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают все плохие мысли

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Растирание ушных раковин по краю снизу- вверх или сверху -вниз

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки

Нагибание ушных раковин кпереди оттягивание за мочки

А потом уходим пальцами на щечки

Пальцы перебегают на щеки

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговым движением

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю губу, а затем верхнюю

Мы теперь утятки, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед

Разомнем их мягко не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы

Уголками губ, мы щечки поднимаем

Средние пальцы находятся в уголках рта и поочередности поднимают то правы, то левый уголок рта

А потом от носа, вниз к губам стекаем

Спиралевидные движения средними пальцами от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопыванием по ним так что бы губы удерживали воздух

И губами влево, вправо потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно и двигаются навстречу друг-другу

Мы язык за губу заворачиваем, кулачком по губе поколачиваем

Язык под нижней губой и поколачиваем по губе кулачком

За другую губу заворачиваем, и другим кулачком поколачиваем

Язык под верхней губой и поколачиваем по губе кулачком

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с   пощипыванием нижней челюсти от подбородка к ушам   оттягиванием его вниз;

А потом по шейке ручейком сбегаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам.

Дыхательные упражнения

Упражнение №1. Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении очень эффектно использовать образное представление(визуализацию) т. е подключить  правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика «расположенного в животе», соответственно надувающегося  и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются в трубочку и с шумом «пьют» воздух.

Упражнение №2. «Сердитый ежик». И.п. - широкая стойка. На выдохе наклониться, стоя на всей ступне, обхватить грудь, голову опустить, изображая рассерженного ежика- «пф-ф-ф», затем «ф-ф-ф».

Телесные упражнения

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Частично комплекс упражнений показан в презентации (см. приложение).

Упражнения на релаксацию

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Заключение

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Предлагаемая методика, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В данной работе были приведены лишь некоторые приемы и упражнения, все остальное – это творческий процесс взрослого. Как сказано выше, высшие психические функции развиваются у детей до определенного возраста. Вот почему от нас - педагогов зависит успешность или неуспешность ребенка не только в школе, но в и будущей жизни.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Использование методики развития связного высказывания Марии Монтессори на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Использование логопедических приёмов на уроках в начальной школе с целью предупреждения и коррекции письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям, дети которых испытывают трудности в обучении по русскому языку. Представлены приемы обследования письма школьников, системат...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

  Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только науч...

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях (презентация)

Презентация к  методической разработке "Использование кинезиологических  упражнений на уроках в начальной школе  и на логопедических занятиях"...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

ldquo;Чем раньше мы начнём преподаватьиностранный язык детям, тем раньшепознакомим их с миром детей,говорящих на других языках”Р.Фройденштайн...