Использование логопедических приёмов на уроках в начальной школе с целью предупреждения и коррекции письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
учебно-методический материал по теме

Ботова Ирина Юрьевна

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям, дети которых испытывают трудности в обучении по русскому языку. Представлены приемы обследования письма школьников, систематизация выявленных ошибок и виды упражнений, которые можно использовать на уроках, для коррекции ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_botova_iyu.docx363.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедических приёмов на уроках в начальной школе с целью предупреждения и коррекции письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

И.Ю.Ботова

учитель-логопед

МБОУ СОШ № 1 п.Ноглики,

 Сахалинской области

          Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.

Письмо является сложным психическим процессом, включающим совместную деятельность восприятия разной модальности (слуховой, зрительной, тактильной и др.), предметных действие, сформированность произвольных поведенческих реакций.

 Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной их этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» - письмо).

В начале 90-х годов ХХ в. число учащихся, испытывающих трудности обучению письму, по данным М.М. Безруких и С.П. Ефимовой, достигал 20-30 %, т.е. семь-девять учеников в каждом классе общеобразовательной школы

Тенденция к увеличению числа таких учеников прослеживается и в наши дни. По данным исследования письменной речи первоклассников на конец учебного года– 31 % учащихся допускают ошибки дисграфического характера.

Выделяют 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

  1. Акустическая диcгрaфия

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие - шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контаминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

  1. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

  1. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв. 

        Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Не во всех школах есть логопеды, которые могут оказать необходимую помощь учащимся. Что же может сделать рядовой учитель без помощи специалистов? С чего начать?

В первую очередь необходимо определить уровень нарушения письма; распространяется ли он лишь на звуко-буквенный анализ записываемых слов, обусловленных недоразвитием фонематической стороны речи, или связан с более сложным уровнем организации речи, с нарушением средств языка.

Приемы обследования письма:

  • Слуховой диктант букв, слогов, слов различной слоговой структуры. Оговаривается условие: если ученик забыл букву, он обозначает её точкой.
  • Списывание слов и предложения с рукописного текста.
  • Списывание слов и предложения с печатного текста.
  • Зрительный диктант букв и слогов, когда ребенку предъявляется печатный вариант, а он должен перешифровать его в рукописный.
  • Зрительный диктант, при котором ребенок должен сначала причитать слово или предложение, а затем записать по памяти.
  • Складывание слогов, слов из букв разрезной азбуки (проба подходит для детей с недостаточно сформированным навыком письма). В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются более наглядно.

Путем сравнительного анализа можно оценить отдельные нарушения письма, выделить общие признаки для группы нарушения письма и тем самым установить качественные особенности нарушения письма. Таблица 1.

Анализ ошибок письма. Таблица 1.

Типы ошибок

Виды ошибок

Ошибки звукового состава слова

1. Замены согласных

2. Замены гласных

3. Пропуски гласных

4. Пропуски согласных

5. Пропуски слогов и частей слова

6. Перестановки букв и слогов

7. Добавления лишних букв и слогов

8. Раздельное написание частей слова

Лексико-грамматические ошибки

1.Нарушения согласования слов

2. Нарушения управления

3. Замена слов по звуковому сходству

4. Замена слов по семантическому сходству

5. Пропуски слов

6. Слитное написание слов

Графические ошибки

1.Замена букв по количеству элементов

2.Замена букв по пространственному расположению

3. Зеркальное письмо букв

4. Общее искажение букв

Ошибки на правила правописания

1.Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

2.Большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных и т.д.

3. Правописание мягких согласных

4. Правописание безударной гласной в корне слова (двусложные слова).

Определив характер ошибок можно построить дальнейшую работу.

Упражнения не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении навыка письма. Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.  

Рассмотрим несколько видов упражнений, для коррекции ошибок, обусловленных несформированностью  фонематического восприятия.

Работа с гласными (задания постепенно усложняются, «от простого к сложному».

  • «Запиши только гласные буквы» Предлагается ряд картинок, необходимо записать только гласные буквы.
  • Подумай и скажи, какое ведро подойдёт к какому колодцу? «Опусти» вёдра в колодцы. Прочитай и напиши получившиеся слова. Подчеркни гласные буквы. Рис. 1

C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1619.JPG

Рис. 1

  • Вставь в каждое слово сначала букву а, а потом букву о. Напиши слова. Назови непонятные слова.

р . д           д . м            м . к             р . й             с . м         м . л         б . к  

  • Назови картинки. Скажи, какие гласные буквы пропущены в словах. Рис.2

C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1609.JPG   

                           Рис. 2                                             Рис. 3

  • Спиши слова, вставляя пропущенные гласные буквы.

к . ша            н . ги             м . ло               л . па             б . бочк .        г . л . би

  • Прочитай слова. Найди ошибки. Напиши правильно. Подчеркни гласные буквы красной буквой.

Яркое слнышко          жаркое лто             бегут мравьи           капельк   росы

Работа с двусложными словами

  • Спиши слова, деля их на слоги по образцу. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласную букву.

Ри-та                      ле-жи                  я-ма                 шля-па            пар-та

Рома                       руки                   ежи                   труба               белка

  • Спиши слова, не деля их на слоги. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласную букву красной ручкой.

ти-хо      пе-сок     кор-ни     ус-нул      ста-вит     лас-тик    кос-мос

  • Назови пропущенный слог в слове. Рис. 3
  • Составь слова из слогов. Напиши их по слогам. Подчеркни гласные красной ручкой.

тя, Ви       ры, го          лый, бе     ми, лый       ло, те      бит, ру

Затем подобные упражнения подбираются с трёхсложными словами.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

  • Выпиши гласные после твердых согласных. Назови их.

Ла, ро, сы, то, ля, рё, пи, ло, ме, му, гы, лё, ба, ну

  • Прочитай слоги. Выпиши сначала те, в которых согласный звучит твёрдо, затем те, в которых согласный звучит мягко.

Са, ва, ся, ве, ды, ди, ры, фе, гы, лё, зе, во, ки, мя

  • Составь слова. Напиши их парами. Образец: мал-мял  Рис. 4

C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1614.JPG                            C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1616.JPG

     Рис. 4                                                                 Рис. 5

  • Игра «Санки». «Спустись» на санках с горки и отгадай слова со звуками П-П”  Рис. 5
  • Назови пропущенные слоги. Напиши слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркни мягкие согласные вместе с последующими гласными.

Шап.., кап.., сан.., гру.., цап.., са… .

..чики, ябло.., сис..чки, апель.. .

  • Прочитай текст. Найди ошибки.

Осень

Пришла осен.  Лес стоит голый.  Идёт дождь.  Всюду гряз.  Стал дут холодный ветер.  По улицам трудно ходить. Можно упаст.

  • Спиши текст. Вставляя где надо мягкий знак.

Мальчик чистит вален.ки,

Моет сам калоши.

Он хотя и мален.кий,

Но вполне хороший.

Дифференциация парных согласных

  • Допиши слоги. Образец: га – ка

га - …                       гя - …

го - …                       гё - …

гу - …                       гю - …

  • Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними. Назови пропущенные слоги. Напиши слова, проговаривая каждый слог. Рис. 6

C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1617.JPG

                          Рис. 6

  • Прочитай текст, вставляя пропущенные буквы (г-к). Назови непонятные слова. Напиши текст правильно. Трудные для тебя слова пиши по слогам.

Гроза прошла.

К вечеру пришла   .роза.

Она дол.о  ворчала в лесах.

Молния ударила в далё.ие  сто.а.

Мы разложили  .остёр и  со.релись.

В овра.е     .ричали ночные птич.и.

На.онец всё  успо.оилось, и мы   .реп.о  уснули.

Звуко-буквенный состав слова

  • Составь и напиши слова. Проговаривай каждую букву. Рис. 7, 8

C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1622.JPG          C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1620.JPG

                           Рис. 7                                            Рис. 8

  • Рассмотри пары картинок. Прочитай подписи под ними. Подумай, какую букву нужно убрать из первого слова, чтобы получилось второе. Рис. 9

     C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1621.JPG                        C:\Users\Acer1\Desktop\фотки с телефона\IMG_1623.JPG

          Рис. 9                                                            Рис. 10

  • Рассмотри картинки. Прочитай подписи к ним. Назови пропущенные буквы в каждом слове. Напиши по порядку пропущенные буквы. Прочитай получившиеся слова. Рис. 10
  • «Шифровальщики»
  1. Выделить устно из слов первый слог. Записать получившееся слово.

Хорёк, рокот, шорох.   (Хорошо)

  1. Выделить в ловах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

  1. Выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума – путая сума.)

  1. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство.

 (тель-га-но-е-ла-при. Прилагательное)

  • Игра «Иностранные слова».

Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:

Даны слова вам странные,
       Почти как иностранные.
       На них вы посмотрите
       И переведите!    
(Дорога, мошка, лимон.)

Одной из основных задач учителей начальных классов при отсутствии учителя-логопеда в школе является, своевременное выявление и преодоление расстройств письменной речи. Использование логопедических упражнений на уроках, поможет не только снизить количество ошибок при письме у учащихся, но и предупредить подобные нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

Работа с детьми во времена информационных технологий показывает. что традиционные приёмы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой личности. Современное образование стремитс...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Целью  принципа здоровьесбережения в её классе (для детей с глубокой умственной отсталостью) является комплексная медицинская и психолого-педагогическая помощь детям...

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезио...

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях (презентация)

Презентация к  методической разработке "Использование кинезиологических  упражнений на уроках в начальной школе  и на логопедических занятиях"...