Использование логопедических приёмов на уроках в начальной школе с целью предупреждения и коррекции письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
учебно-методический материал по теме
Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям, дети которых испытывают трудности в обучении по русскому языку. Представлены приемы обследования письма школьников, систематизация выявленных ошибок и виды упражнений, которые можно использовать на уроках, для коррекции ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_botova_iyu.docx | 363.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедических приёмов на уроках в начальной школе с целью предупреждения и коррекции письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
И.Ю.Ботова
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 1 п.Ноглики,
Сахалинской области
Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим совместную деятельность восприятия разной модальности (слуховой, зрительной, тактильной и др.), предметных действие, сформированность произвольных поведенческих реакций.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной их этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» - письмо).
В начале 90-х годов ХХ в. число учащихся, испытывающих трудности обучению письму, по данным М.М. Безруких и С.П. Ефимовой, достигал 20-30 %, т.е. семь-девять учеников в каждом классе общеобразовательной школы
Тенденция к увеличению числа таких учеников прослеживается и в наши дни. По данным исследования письменной речи первоклассников на конец учебного года– 31 % учащихся допускают ошибки дисграфического характера.
Выделяют 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
- Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие - шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контаминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
- Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
- Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Не во всех школах есть логопеды, которые могут оказать необходимую помощь учащимся. Что же может сделать рядовой учитель без помощи специалистов? С чего начать?
В первую очередь необходимо определить уровень нарушения письма; распространяется ли он лишь на звуко-буквенный анализ записываемых слов, обусловленных недоразвитием фонематической стороны речи, или связан с более сложным уровнем организации речи, с нарушением средств языка.
Приемы обследования письма:
- Слуховой диктант букв, слогов, слов различной слоговой структуры. Оговаривается условие: если ученик забыл букву, он обозначает её точкой.
- Списывание слов и предложения с рукописного текста.
- Списывание слов и предложения с печатного текста.
- Зрительный диктант букв и слогов, когда ребенку предъявляется печатный вариант, а он должен перешифровать его в рукописный.
- Зрительный диктант, при котором ребенок должен сначала причитать слово или предложение, а затем записать по памяти.
- Складывание слогов, слов из букв разрезной азбуки (проба подходит для детей с недостаточно сформированным навыком письма). В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются более наглядно.
Путем сравнительного анализа можно оценить отдельные нарушения письма, выделить общие признаки для группы нарушения письма и тем самым установить качественные особенности нарушения письма. Таблица 1.
Анализ ошибок письма. Таблица 1.
Типы ошибок | Виды ошибок |
Ошибки звукового состава слова | 1. Замены согласных 2. Замены гласных 3. Пропуски гласных 4. Пропуски согласных 5. Пропуски слогов и частей слова 6. Перестановки букв и слогов 7. Добавления лишних букв и слогов 8. Раздельное написание частей слова |
Лексико-грамматические ошибки | 1.Нарушения согласования слов 2. Нарушения управления 3. Замена слов по звуковому сходству 4. Замена слов по семантическому сходству 5. Пропуски слов 6. Слитное написание слов |
Графические ошибки | 1.Замена букв по количеству элементов 2.Замена букв по пространственному расположению 3. Зеркальное письмо букв 4. Общее искажение букв |
Ошибки на правила правописания | 1.Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу 2.Большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных и т.д. 3. Правописание мягких согласных 4. Правописание безударной гласной в корне слова (двусложные слова). |
Определив характер ошибок можно построить дальнейшую работу.
Упражнения не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении навыка письма. Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.
Рассмотрим несколько видов упражнений, для коррекции ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
Работа с гласными (задания постепенно усложняются, «от простого к сложному».
- «Запиши только гласные буквы» Предлагается ряд картинок, необходимо записать только гласные буквы.
- Подумай и скажи, какое ведро подойдёт к какому колодцу? «Опусти» вёдра в колодцы. Прочитай и напиши получившиеся слова. Подчеркни гласные буквы. Рис. 1
Рис. 1
- Вставь в каждое слово сначала букву а, а потом букву о. Напиши слова. Назови непонятные слова.
р . д д . м м . к р . й с . м м . л б . к
- Назови картинки. Скажи, какие гласные буквы пропущены в словах. Рис.2
Рис. 2 Рис. 3
- Спиши слова, вставляя пропущенные гласные буквы.
к . ша н . ги м . ло л . па б . бочк . г . л . би
- Прочитай слова. Найди ошибки. Напиши правильно. Подчеркни гласные буквы красной буквой.
Яркое слнышко жаркое лто бегут мравьи капельк росы
Работа с двусложными словами
- Спиши слова, деля их на слоги по образцу. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласную букву.
Ри-та ле-жи я-ма шля-па пар-та
Рома руки ежи труба белка
- Спиши слова, не деля их на слоги. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласную букву красной ручкой.
ти-хо пе-сок кор-ни ус-нул ста-вит лас-тик кос-мос
- Назови пропущенный слог в слове. Рис. 3
- Составь слова из слогов. Напиши их по слогам. Подчеркни гласные красной ручкой.
тя, Ви ры, го лый, бе ми, лый ло, те бит, ру
Затем подобные упражнения подбираются с трёхсложными словами.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
- Выпиши гласные после твердых согласных. Назови их.
Ла, ро, сы, то, ля, рё, пи, ло, ме, му, гы, лё, ба, ну
- Прочитай слоги. Выпиши сначала те, в которых согласный звучит твёрдо, затем те, в которых согласный звучит мягко.
Са, ва, ся, ве, ды, ди, ры, фе, гы, лё, зе, во, ки, мя
- Составь слова. Напиши их парами. Образец: мал-мял Рис. 4
Рис. 4 Рис. 5
- Игра «Санки». «Спустись» на санках с горки и отгадай слова со звуками П-П” Рис. 5
- Назови пропущенные слоги. Напиши слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркни мягкие согласные вместе с последующими гласными.
Шап.., кап.., сан.., гру.., цап.., са… .
..чики, ябло.., сис..чки, апель.. .
- Прочитай текст. Найди ошибки.
Осень
Пришла осен. Лес стоит голый. Идёт дождь. Всюду гряз. Стал дут холодный ветер. По улицам трудно ходить. Можно упаст.
- Спиши текст. Вставляя где надо мягкий знак.
Мальчик чистит вален.ки,
Моет сам калоши.
Он хотя и мален.кий,
Но вполне хороший.
Дифференциация парных согласных
- Допиши слоги. Образец: га – ка
га - … гя - …
го - … гё - …
гу - … гю - …
- Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними. Назови пропущенные слоги. Напиши слова, проговаривая каждый слог. Рис. 6
Рис. 6
- Прочитай текст, вставляя пропущенные буквы (г-к). Назови непонятные слова. Напиши текст правильно. Трудные для тебя слова пиши по слогам.
Гроза прошла.
К вечеру пришла .роза.
Она дол.о ворчала в лесах.
Молния ударила в далё.ие сто.а.
Мы разложили .остёр и со.релись.
В овра.е .ричали ночные птич.и.
На.онец всё успо.оилось, и мы .реп.о уснули.
Звуко-буквенный состав слова
- Составь и напиши слова. Проговаривай каждую букву. Рис. 7, 8
Рис. 7 Рис. 8
- Рассмотри пары картинок. Прочитай подписи под ними. Подумай, какую букву нужно убрать из первого слова, чтобы получилось второе. Рис. 9
Рис. 9 Рис. 10
- Рассмотри картинки. Прочитай подписи к ним. Назови пропущенные буквы в каждом слове. Напиши по порядку пропущенные буквы. Прочитай получившиеся слова. Рис. 10
- «Шифровальщики»
- Выделить устно из слов первый слог. Записать получившееся слово.
Хорёк, рокот, шорох. (Хорошо)
- Выделить в ловах первые слоги, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)
- Выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума – путая сума.)
- Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство.
(тель-га-но-е-ла-при. Прилагательное)
- Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:
Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)
Одной из основных задач учителей начальных классов при отсутствии учителя-логопеда в школе является, своевременное выявление и преодоление расстройств письменной речи. Использование логопедических упражнений на уроках, поможет не только снизить количество ошибок при письме у учащихся, но и предупредить подобные нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе
Работа с детьми во времена информационных технологий показывает. что традиционные приёмы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой личности. Современное образование стремитс...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Обобщение опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Целью принципа здоровьесбережения в её классе (для детей с глубокой умственной отсталостью) является комплексная медицинская и психолого-педагогическая помощь детям...
Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезио...
Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях (презентация)
Презентация к методической разработке "Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях"...