Комплект методик, чтобы изучить готовность школьников к выбору профессии
методическая разработка по психологии
Комплект методик и пример анализа результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностические методики для профориентации школьников (статья) | 136.55 КБ |
Комплект методик | 419.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
АНКЕТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»
- Какую профессию и специальность ты собираешься выбрать?
а) еще не знаю
б) собираюсь выбрать одну из следующих (записать):_________________
в) выбрал профессию (специальность):___________________________
- В каком классе ты выбрал указанную профессию, специальность? (если еще не выбрал, на этот вопрос отвечать не надо)?
- Какие условия, по твоему мнению, имеют значение для твоего профессионального самоопределения? (главную причину обведи кружочком; остальные, имеющие значение, отметь знаком “+”):
а) способности
б) склонности и интересы
в) значимость профессии
г) состояние здоровья
д) создавшиеся условия
е) влияние других людей
ж) стремление стать самостоятельным
з) семейные обстоятельства
и) другое (напиши)
- Где ты собираешься приобрести профессию или специальность?
- Каким образом ты познакомился с выбираемой профессией?
а) приходилось слышать по радио, видеть по телевизору, в интернете, читать;
б) приходилось слышать от представителей этой профессии, от знакомых, учителей, родителей;
в) систематически читаю, смотрю видео об этой специальности;
г) пробую практически работать в области этой профессии, участвую во всем, связанном с ней;
- Укажи, какие еще профессии тебе нравятся.
- Укажи, какие еще профессии ты хотел бы выбрать.
- Какие учебные предметы тебе больше всего нравятся.
- Какие занятия в свободное время тебе доставляют самое большое удовольствие?
- В деятельности каких факультативов ты участвуешь?
- Что ты уже сделал в плане ознакомления с будущей профессией?
- Что бы ты делал, если бы не удалось осуществить планируемых профессиональных намерений?
а) еще не знаю;
б) поступил бы на работу (укажи куда, кем);
в) после поступления на работу стремился бы осуществить свои намерения;
г) поступил бы учиться (укажи куда, по какой специальности);
д) другое (укажи).
- Насколько хорошо ты знаком с выбранной профессией:
а) хорошо;
б) в общих чертах;
в) слабо;
г) не знаком.
- Какая помощь тебе необходима для подготовки к профессии?
МОТИВЫ ВЫБОРА СФЕРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Е. А. Климов)
Инструкция: Если считаете, что названный мотив отражает ваше мнение, то рядом поставьте знак +, если не согласны, —.
Перечень мотивов:
- Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
- Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
- Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
- Влияние родителей, друзей или знакомых.
- Желание приобрести материальную независимость от родителей.
- Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
- Желание оказывать помощь другим людям.
- Привлекает индивидуальная работа.
- Мечта заниматься творческой работой, открывать новое.
- Уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует вашим способностям.
- Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
- Стремление сделать свою жизнь интересной, увлекательной.
- Возможность проявить самостоятельность в работе.
- Привлекает предпринимательская деятельность.
- Необходимость материально помогать семье.
- Желание приобрести опыт в негосударственном учреждении.
- Интерес к деловым контактам с людьми.
- Привлекают условия работы по профессии.
- Желание работать в престижном месте.
- Стремление к руководящей работе.
- Влияние средств массовой информации.
- Желание приносить пользу людям.
- Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
- Привлекают внешние свойства профессии (форма одежды, возможность путешествовать, быть в центре внимания).
Бланк ответов
А | Б | В | |||
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы |
3 | 5 | 1 | |||
4 | 8 | 2 | |||
7 | 11 | 6 | |||
17 | 14 | 9 | |||
18 | 15 | 10 | |||
19 | 16 | 12 | |||
21 | 20 | 13 | |||
24 | 23 | 22 | |||
всего | всего | всего |
Обработка результатов.
А. Подсчитывается количество плюсов по вопросам: 3, 4, 6, 18, 19, 21, 24.
Б. Подсчитывается количество плюсов по вопросам: 5, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 23.
В. Подсчитывается количество плюсов по вопросам: 1, 2, 7, 9, 10, 12, 13, 22.
По наибольшему количеству баллов делается вывод о преобладающей мотивации.
В первом случае (А) Вас больше привлекает престиж профессии. В своем выборе хотите реализовать свой высокий уровень притязаний. Однако часто не учитываете свои возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку.
Во втором случае (Б) Вы стремитесь к материальному благополучию, желание приобрести больше денег. В этом нет ничего плохого, но он часто не подкреплен практической подготовленностью к труду, который хорошо оплачивается. Наблюдается стремление заработать большие деньги и не тратить много сил на приобретение квалификации.
В третьем случае (В) у вас преобладает желание лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. Вас привлекает творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность увлекательной и полезной для людей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(ориентационная анкета Б. Басса)
Инструкция:
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".
- 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".
- 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для вас.
Тестовый материал
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от...
A. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо.
B. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть...
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
B. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто...
A. Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди...
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были...
A. Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность.
Б. Верны и преданы мне.
B. Умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех...
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто сможет многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю, когда...
A. У меня что-то не получается.
Б. Портятся отношения с товарищами.
B. Меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог..
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает в коллективе дух соперничества.
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось...
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто...
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна...
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для...
A. Общения с друзьями.
Б. Отдыха и развлечений.
B. Своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда...
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда...
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы...
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель...
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем...
A. Оскорбление моего личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю...
А. Успех.
Б. Возможность хорошей совместной работы.
В. Здравый, практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые...
A. Считают себя лучше других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Мне приятно, если...
A. Занимаюсь делом, важным для всех.
Б. Имею много друзей.
B. Вызываю восхищение и всем нравлюсь.
21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть...
A. Доступным.
Б. Авторитетным.
B. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги...
A. О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть...
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24. Мне бы хотелось...
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать...
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы...
A. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу.
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время...
A. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.
Бланк ответов:
№ | Больше всего | Меньше всего | № | Больше всего | Меньше всего | № | Больше всего | Меньше всего |
1 | 10 | 19 | ||||||
2 | 11 | 20 | ||||||
3 | 12 | 21 | ||||||
4 | 13 | 22 | ||||||
5 | 14 | 23 | ||||||
6 | 15 | 24 | ||||||
7 | 16 | 25 | ||||||
8 | 17 | 26 | ||||||
9 | 18 | 27 |
Ключ для обработки
№ | Я | О | Д | № | Я | О | Д |
1 | А | В | Б | 15 | Б | В | А |
2 | Б | В | А | 16 | А | В | Б |
3 | А | В | б | 17 | А | В | Б |
4 | В | Б | А | 18 | А | Б | В |
5 | б | А | В | 19 | А | Б | В |
6 | В | А | Б | 20 | В | Б | А |
7 | В | Б | А | 21 | Б | А | В |
8 | А | б | В | 22 | Б | А | В |
9 | В | А | Б | 23 | В | А | Б |
10 | А | в | Б | 24 | Б | В | А |
11 | Б | В | А | 25 | А | в | Б |
12 | Б | А | В | 26 | В | А | Б |
13 | В | А | Б | 27 | Б | А | В |
14 | А | В | б |
Обработка результатов.
Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.
Интерпретация результатов
Направленность на себя (Я) — ориентация на достижение своих целей, пусть даже за счет окружающих. Проявляется через такие качества, как властность, склонность к соперничеству. Нередко сочетается с тревогой, связанной с возможностью потерять свой статус, оказаться публично униженным и т. п. Очень высокие показатели могут свидетельствовать об эгоизме. В профессиональной деятельности люди с преобладанием направленности на собственное «Я» – это преимущественно индивидуалисты, ориентированные на достижение личного успеха, не слишком склонные к работе в команде. Они тяготеют к профессиям, в которых результативность работы определяется главным образом собственными усилиями, а не слаженными действиями коллектива.
Направленность на общение (О) — Направленность на общение выражается через стремление поддерживать отношения с людьми при любых условиях. Это ориентация на совместную деятельность, иногда даже в ущерб выполнению конкретных дел. Для таких людей важно одобрение окружающих; может проявляться зависимость от группы, повышенная потребность в близких эмоциональных отношениях с людьми. Такие люди предпочитают работать в команде, а не в одиночестве, выбирают профессии, подразумевающие широкие возможности для общения. Но порой они начинают воспринимать работу как место, куда приходят именно пообщаться, а не выполнять профессиональные обязанности, что, естественно, ведет к снижению продуктивности их деятельности.
Направленность на дело (Д) — Направленность на дело выражается через заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше. Такие люди ориентированы на деловое сотрудничество, в интересах общего дела они готовы пойти даже на ухудшение личных взаимоотношений с окружающими. Обычно работают весьма продуктивно, хотя у них может развиваться склонность к трудоголизму (чрезмерной увлеченности работой в ущерб другим сторонам жизни и собственному здоровью, что в конечном счете снижает и продуктивность работы) и не всегда гладко складываются отношения с коллегами, которые не столь увлечены трудом.
МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ»
(«Карта интересов» в модификации Г.В.Резапкиной)
Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится — «-». Если сомневаетесь — поставьте «?». Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который вы получите после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Мне нравится...
- Узнавать об открытиях в области физики и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно-популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры, врача.
- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы, города.
- Объяснять одноклассникам учебный Материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными, растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
- Коллекционировать камни, минералы.
- Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
- Читать биографии известных политиков, книги по истории.
- Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
- Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
- Участвовать в военных играх, походах.
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических, геологических экспедициях.
- Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
- «Читать» географические и геологические карты.
- Участвовать в спектаклях, концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
Бланк ответов
I. | II. | III. | IV. | V. | VI. | VII. | VIII. | IX. | X. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Обработка результатов.
Подсчитывается количество плюсов в каждой из десяти колонок, обозначающих возможные направления профессиональной деятельности:
— физика и математика;
- — химия и биология;
— радиотехника и электроника;
- — механика и конструирование;
— география и геология;
- — литература и искусство;
— история и политика;
- — педагогика и медицина;
— предпринимательство и домоводство;
- — спорт и военное дело.
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл (5) говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности.
Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.
Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех- четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей.
Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным – инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза.
Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.
«МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» (Г.В. Резапкина)
Инструкция: данная методика поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если вы еще не выбрали профессию, задайте себе следу ющие вопросы:
- С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект деятельности вас привлекает?
- Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и паци енты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.).
- Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностран ные языки, языки программирования).
- Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
- Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
- Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.).
- Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
- Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
- Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
- Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).
- Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторожде ния).
- Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привле кает?
- Управление (руководство чьей-то деятельностью).
- Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).
- Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
- Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).
- Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
- Производство (изготовление продукции).
- Конструирование (проектирование деталей и объектов).
- Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
- Защита (охрана от враждебных действий).
- Контроль (проверка и наблюдение)
Анализ производится с помощью «Матрица выбора профессии». Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основн...
Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.(Исследовательская работа)
Показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся....
Рекомендации школьнику при выборе профессии
Что нужно знать при выборе будущей профессии? Какое учебное заведение выбрать?...
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)
Цель — определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ...
Профориентация Методика В.Б. Успенского Готовность учащихся к выбору профессии
Методика В.Б. Успенского "Готовность учащихся к выбору профессий" 5 - 7 кл., 8 - 11 кл....
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)
Цель - определение уровня владения умениями самостоятельно работать с основными источниками информации....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ...