Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.(Исследовательская работа)
опыты и эксперименты по биологии (10 класс) на тему
Показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.
По курсу: Психология
Автор:
Бедарева Оксана Владимировна, ученица 11Б класса МОУ «СОШ№7»
Руководитель:
Сидоренко Тамара Константиновна,
учитель биологии МОБУ «СОШ№7»
г.Тында
Оглавление
Введение 3
Глава 1 .Обзор литературы
1.Дерматоглифика – наука об особенностях 5
кожного покрова
1.1. Собственно дерматоглифические 6
признаки
2.Темперамент
2.1.Понятие о темпераменте 7
2.2.Физиологические основы темперамента 8
2.3.Характеристика темперамента 8
3.Характер 9
3.1. Понятие о характере
3.2. Черты характера 10
3.3. Формирование характера
4.Связь индивидуально – психологических 11
особенностей личности с дерматоглифическими
узорами на пальцах
Глава II Материал и методы исследования 14
Глава III Основное содержание 15
Выводы 38
Библиографический список 39
Приложения 40
Введение.
Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно - потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития \7, 160 с.\, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки. Возможность раннего распознавания и прогностической оценки фенотипических проявлений генотипа - одна из ведущих составляющих оптимизации жизнедеятельности человека: профилактики заболеваний и выбора средств и методов лечения, индивидуализации воспитания и обучения, профессиональной ориентации /2, 57,59с./. Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны.
В последние десятилетия усилился интерес к изучению пальцевой дерматоглифики как морфогенетического маркера. Темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности и поведении человека.
70% учеников старших классов не могут сами определить свой тип темперамента, поэтому выбирают не интересующую их и не желаемую для себя специальность. Подобрав определенный стиль обучения, ученик с каким- либо типом темперамента, будь он холерик или меланхолик, и определенным характером может достичь многого и упростить процесс своего обучения для достижения лучших результатов. Метод дерматоглифики позволяет составить карту учащегося, расшифровать его психологический портрет и способствовать профессиональной ориентации школьника, это и обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы: показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся.
Задачи:
- Выявить взаимосвязь темперамента и черт характера с узорами на пальцах.
- Показать учащимся, как с помощью метода дерматоглифики определить темперамент, характер, и установить их соответствие определенной профессии.
- Выработать рекомендации учащимся для выбора профессии по результатам исследования.
Анализ используемой литературы:
- Айзенк Г.Ю. журнал «Behavior Research and Therapy» (1963), журнал «Personality and Individual Differences». -14-31с.
Разработал несколько широко используемых стандартных психологических тестов: «Mandsley Personality Inventory» (1959), «Eysenk Personality Inventory» (1963), «Eysenk Personality Questionaire» (1975). Описаны проблемамы клинической психологии, главным образом, теория личности и критика психоанализа.
- Гертруд И. Хюрмиманн. «Знаки руки – о характере и типе личности»: Санкт-Петербург.- М.: Издательская группа «Весь», 2006.- 172-177 с.
В данной литературе дается описание дерматоглифических узоров пальцев, их характеристики и восстановительные свойства кожи при поражениях. Каждому виду узора соответствует определенный тип темперамента и характера личности.
3 .Залетаева Т.А., Будяков В.И. «Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике».- Центр. Институт усовершенствования врачей Минздрава СССР. М.,1976. – 57, 59с.
Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу.
4.Крутецкий В.А. «Психология» - . М.: Просвещение, 1986, 186-206 с.
В данном литературном источнике описаны типы темперамента человека, их характеристики.
5.Липатов Н.И., Липатова Л.Н. «Основы антропологии с элементами генетики человека».//Биология,2003,№44, 22-25 с. Передача наследственных признаков. Дерматоглифика как морфогенетический маркер.
6.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996, 198 – 203.с.
Описывает типы темперамента, своеобразные свойства психической активности личности.
7. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, 160 с.
Содержатся данные, помогающие сформировать личностное представление об индивидуальных особенностях школьников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - темперамент и профессия учащихся, дерматоглифические узоры на пальцах.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление взаимосвязи темперамента, профессии с дерматоглифическими узорами на пальцах.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение теоретического материала, опрос (анкетирование), сравнение научных дерматоглифических данных с результатами исследования.
Гипотеза: дерматоглифические узоры на пальцах взаимосвязаны с психологическими особенностями школьника и выбором профессии. Темперамент человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: рекомендовать результаты и материалы данной работы школьникам для самопознания и саморазвития, выбора профессии по результатам исследования. Классным руководителям для составления карты ученика.
Исследования проводились в МОУ «СОШ№7» в период с 2010 - 2011 гг.
ОБОРУДОВАНИЕ: анкеты, лупы, калькулятор.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИМИ УЗОРАМИ НА ПАЛЬЦАХ.
1.1 .Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах
Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека /6, с .18./.
Наиболее встречаемый узор на пальцах- это петля.
Рис.1. Петля.
Люди с пальцевым узором в виде петли легко адаптируются ко всему, что происходит вокруг, они уравновешенны, прочно стоят на ногах, являются обладателями «золотого характера», спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", но домашние задания выполняют старательно, очень ответственны, но не проявляют инициативу. Как правило, такие ребята легко заводят друзей. По темпераменту обладатели петель - флегматики. Обладатели петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», из-за ограниченного физического потенциала. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.
Завитки, по мнению психологов, указывают на богатую эмоциональность человека со всеми вытекающими: ранимостью, склонностью «капаться» в себе, умением предчувствовать события, способностью развивать таланты.
Рис.2. Завиток.
Они очень разборчивы в дружбе, активны, инициативны и неусидчивы, не доводят дело до конца, но если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Чаще всего ведут себя неуравновешенно, вспыльчивы, злопамятны, но отходчивы. Если наоборот - будут молчать, надолго затаив обиду. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание на музыкальные способности.
Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Ребенок, имеющий пальцевый узор в виде дуги, творчески одарен, незлопамятен, откровенен, все схватывает налету, очень быстро обучается, хватается за много дел сразу, но часто их недоделывает, теряет интерес. Обладатели дуг – дети прямые, напористые, но не отличающиеся богатырским здоровьем. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность.
Рис.3. Дуга.
Для детей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого.
- Дерматоглифика – наука об особенностях кожного покрова. Понятие темперамента.
Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, обычно исследуются кисти. Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу/ 2, 57, 59с./. При этом на подушечках пальцев и ладонях формирование узоров происходит не одновременно. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека. Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов. В дерматоглифике начали применять пальцевые отпечатки для выявления личностных особенностей человека – характера и темперамента.
Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция. Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, характеризует подвижность личности. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Айзенк Ганс Юрген - английский психолог немецкого происхождения, один из ведущих современных исследователей интеллекта, придерживающийся идеи генетической предопределенности, занимался проблемами психологии, проводил исследования по изучению искусственного интеллекта, психологических особенностей (характера, темперамента), сконцентрировав внимание на поиске критерия оценки интеллекта и взаимосвязи наследственных факторов и воспитания.
Подлинно научное объяснение темперамента дает учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.
И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение.
1. Сангвинический темперамент. Представитель сангвинического темперамента – живой, энергичный, общительный, доброжелательный, отзывчивый, гибкий в принятии решений, с легкостью одерживающий точку зрения окружающих, любознательный, подвижный, выносливый, веселый, жизнерадостный, эмоционально не устойчивый, с неглубокими, но искренними чувствами человек. При сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей. Обладатели данного типа темперамента являются «дуговиками». Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.
2. Флегматический темперамент. Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив, усидчив, деловит, настойчив, психологически силен, с присущим ему низким порогом возбудимости не склонен к агрессии, уравновешен. Флегматики медленно воспроизводят и усваивают информацию, придирчивы, с трудом принимают чужую точку, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, редкое безразличие, равнодушное отношение к труду. Обладатели данного типа темперамента имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде петель и завитков. Рекомендуемые профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик.
3. Холерический темперамент. Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы, обладают интенсивностью и быстротой психических процессов, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, неусидчивы, психически неустойчивы, часто возбудимы, нервны, раздражимы, вспыльчивы, эгоцентричны, страстны, инициативны. Отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, способность к аффектам. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель.
4. Меланхолический темперамент. Представители меланхолический темперамента – замкнутые, избегающие общения, чаще смущенные, неловкие в новой обстановке. Обладают психологически высокоподвижной нервной системой, которая очень слаба. У меланхоликов преобладают процессы торможения, приводящие к слабости и истощению. Обладатели такого типа пессимистичны, впечатлительны, тонко-чувствительны, очень восприимчивы, очень ранимы, обидчивы, неравнодушны, депрессивны, мягко тактичны, деликатны, чутки, отзывчивы, талантливы в сфере искусства: в музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики обычно имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде завитков, а так же петель. Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик /3, 186-206 с./.
1.3. Описание методики исследования.
Используя методику Ганса Айзенка /1, 14-31с./для выявления психологических особенностей школьника (вида темперамента), мы провели тестирование №1(Приложение №1) в МОУ «СОШ№7» среди учащихся 10 Б класса, в котором приняли участие 8 мальчиков и 13 девочек. Данный тест содержит 56 утверждений, из которых первые 14 характеризуют холерика (Х), вторые 14 ¾ сангвиника (С), третьи ¾ флегматика (Ф), а последние ¾ меланхолика (М). В результате проведения теста получены следующие данные.
Таблица №1. «Определение темперамента учащихся по методике Айзенка».
№ | Ф.И. | Количество положительных ответов в каждом блоке | Соответствие типу темперамента | |||
Х | С | Ф | М | |||
1 | Андрийчук Вячеслав | 5 | 6 | 9 | 5 | флегматик |
2 | Белишева Марина | 7 | 10 | 7 | 6 | сангвиник |
3 | Бичин Алексей | 6 | 5 | 5 | 8 | меланхолик |
4 | Большаков Евгений | 5 | 3 | 6 | 2 | флегматик |
5 | Газаматова Анна | 5 | 6 | 8 | 3 | флегматик |
6 | Гасанова Севиль | 7 | 8 | 4 | 2 | сангвиник |
7 | Досалиева Мария | 5 | 4 | 7 | 2 | флегматик |
8 | Киршин Юрий | 5 | 8 | 9 | 1 | флегматик |
9 | Кравец Екатерина | 8 | 8 | 9 | 0 | флегматик |
10 | Лапик Екатерина | 9 | 10 | 10 | 5 | сангвиник-флегматик |
11 | Масанина Евгения | 3 | 7 | 3 | 3 | сангвиник |
12 | Магеррамов Азер | 8 | 9 | 8 | 3 | сангвиник |
13 | Маркина Диана | 7 | 8 | 8 | 6 | сангвиник-флегматик |
14 | Омаров Натик | 5 | 6 | 3 | 3 | сангвиник |
15 | Потапенко Максим | 6 | 9 | 10 | 5 | флегматик |
16 | Сенина Евгения | 4 | 8 | 7 | 10 | меланхолик |
17 | Сенина Юлия | 2 | 7 | 8 | 9 | меланхолик |
18 | Трофимова Марина | 4 | 8 | 6 | 7 | сангвиник |
19 | Федоляк Светлана | 4 | 7 | 10 | 8 | флегматик |
20 | Шаров Алексей | 5 | 8 | 9 | 2 | флегматик |
21 | Намазова Фарзана | 6 | 6 | 3 | 8 | меланхолик |
Вывод: по результатам исследования видно, что среди тестированных учащихся отсутствуют дети с холерическим темпераментом, 2 ученика имеют явно-выраженный смешанный тип темперамента. Класс активен, спокоен, общителен, доброжелателен, любознателен, способен к восприятию как физических, так и умственных нагрузок.
Диаграмма №1 «Результаты тестирования по выявлению вида темперамента учащихся (%)»
Для установления соответствия темперамента дерматоглифическим узорам на пальцах (согласно теории Гетруда И. Хюрлиманна.), мы провели практическую работу/ 2,с.36-54/. Для выявления дерматоглифического узора на пальцах рук, учащиеся использовали лупы. Результаты практической работы занесли в таблицу №2.
Таблица №2. «Дерматоглифические узоры на пальцах и их соответствие виду темперамента».
№ | Ф.И. | Преобладающий вид узора на пальцах | Соответствие типу темперамента |
1 | Андрийчук Вячеслав | завиток | флегматик, меланхолик |
2 | Белишева Марина | дуга | сангвиник |
3 | Бичин Алексей | петля | флегматик, меланхолик |
4 | Большаков Евгений | дуга | сангвиник |
5 | Газаматова Анна | дуга | сангвиник |
6 | Гасанова Севиль | дуга | сангвиник |
7 | Досалиева Мария | завиток | флегматик, меланхолик |
8 | Киршин Юрий | петля | флегматик, меланхолик |
9 | Кравец Екатерина | петля | флегматик, меланхолик |
10 | Лапик Екатерина | завиток | флегматик, меланхолик |
11 | Масанина Евгения | дуга | сангвиник |
12 | Магеррамов Азер | завиток | флегматик,меланхолик |
13 | Маркина Диана | петля | флегматик,меланхолик |
14 | Омаров Натик | петля | флегматик,меланхолик |
15 | Потапенко Максим | петля | флегматик,меланхолик |
16 | Сенина Евгения | петля | флегматик ,меланхолик |
17 | Сенина Юлия | петля | флегматик, меланхолик |
18 | Трофимова Марина | дуга | сангвиник |
19 | Федоляк Светлана | петля | флегматик,меланхолик |
20 | Шаров Алексей | завиток | флегматик,меланхолик |
21 | Намазова Фарзана | дуга | сангвиник |
Вывод: согласно результату практической работы, преобладают такие дерматоглифические узоры на пальцах, как петли и дуги, завитки – самый редкий узор, по теории Гетруда И. Хюрлиманна, учащиеся с узорами на пальцах в виде петель и завитков - флегматики или меланхолики, а обладатели дуг – сангвиники.
Диаграмма №2 «Результаты практической работы по определению дерматоглифических рисунков на пальцах учащихся (%)».
Для того, чтобы установить связь между результатами, полученными с помощью тестирования по методике Айзенка и результатами практической работы, мы составили сравнительную таблицу типов темперамента по двум методикам.
Таблица №3 «Сравнительная таблица типов темперамента по двум методикам».
№ | Ф.И. | Темперамент по Айзенку | Темперамент по рисунку |
1 | Андрийчук Вячеслав | Ф | Ф,М |
2 | Белишева Марина | С | С |
3 | Бичин Алексей | М | Ф,М |
4 | Большаков Евгений | Ф | С |
5 | Газаматова Анна | Ф | С |
6 | Гасанова Севиль | С | С |
7 | Досалиева Мария | Ф | Ф,М |
8 | Киршин Юрий | Ф | Ф,М |
9 | Кравец Екатерина | Ф | Ф,М |
10 | Лапик Екатерина | С,Ф | Ф,М |
11 | Масанина Евгения | С | С |
12 | Магеррамов Азер | С | Ф,М |
13 | Маркина Диана | С,Ф | Ф,М |
14 | Омаров Натик | С | Ф,М |
15 | Потапенко Максим | Ф | Ф,М |
16 | Сенина Евгения | М | Ф,М |
17 | Сенина Юлия | М | Ф,М |
18 | Трофимова Марина | С | С |
19 | Федоляк Светлана | Ф | Ф,М |
20 | Шаров Алексей | Ф | Ф,М |
21 | Намазова Фарзана | М | Ф,М |
Вывод: данные, полученные тестированием и с помощью практической работы у семнадцати учащихся совпадают с теоретическим материалом, они отвечали искренне и не задумываясь. У четырех учащихся выявлены расхождения с теорией, это можно объяснить тем, что их ответы на тест были продуманными, и они старались скрыть в своих ответах определенные личностные характеристики. Но полученные результаты указывают на существование взаимосвязи между особенностями высшей нервной деятельности и дерматоглифическими узорами на пальцах.
На основании результатов исследования индивидуально – психологических особенностей личности учащихся, дерматоглифических узоров на пальцах, мы выявили соответствие их профессиональной подготовке школьников:
- холерический тип темперамента - телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель;
- сангвинический тип темперамента - менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, юрист, таможенник, инженер-технолог;
- флегматический тип темперамента - бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик;
- меланхолический тип темперамента - педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик.
- Результаты исследования.
На основании сравнения данных анкетирования школьников и практической работы по изучению дерматоглифических узоров на пальцах рук с теоретическим материалом по методикам Г. Айзенка и Гетруда И. Хюрлиманна., разработаны рекомендации учащимся для самопознания и саморазвития, выбора профессии по результатам исследования, классным руководителям для заполнения карты учащегося.
Рекомендации учащимся.
Таблица № «Рекомендации ученикам по выбору профессии и развитию физического потенциала».
Тип темперамента | Фамилия, имя ученика | Преобладающий пальцевый узор | Рекомендации по выбору профессии и развитию физических способностей |
Флегматик | Андрийчук Вячеслав | завиток | Флегматикам соответствуют профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик. Андрийчуку В., Большакову Е., Газаматовой А., Маркинаой Д. можно рекомендовать заниматься скоростно-силовыми видами спорта, где требуется максимально «выложиться» в короткое время. Лапик, Кравец, Федоляк – занятия танцами. |
Большаков Евгений | дуга | ||
Газаматова Анна | дуга | ||
Досалиева Мария | завиток | ||
Киршин Юрий | петля | ||
Кравец Екатерина | петля | ||
Потапенко Максим | петля | ||
Федоляк Светлана | петля | ||
Шаров Алексей | завиток | ||
Маркина Диана | петля | ||
Лапик Екатерина | завиток | ||
Сангвиники | Белишева Марина | дуга | Сангвиникам соответствуют профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.Для «дуговиков»: Белишевой М., Гасановой С., Масаниной Е. и Трофимовой М. физический потенциал не главное, у них преобладают психоличностные качества. Магеррамову А. и Омарову Н. можем рекомендовать занятия скоростно-силовыми видами спорта. |
Гасанова Севиль | дуга | ||
Масанина Евгения | дуга | ||
Магеррамов Азер | завиток | ||
Омаров Натик | петля | ||
Трофимова Марина | дуга | ||
Меланхолики | Бичин Алексей | петля | Меланхоликам соответствуют профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик. Бичину А. рекомендуем заниматься видами спорта с широким спектром показателей физических возможностей, физических качеств общей и специальной подготовленности. Сениной Е., Сениной Ю., Намазовой Ф. рекомендуем занятия спортом, так как у них ограниченный физический потенциал. |
Сенина Евгения | петля | ||
Сенина Юлия | петля | ||
Намазова Фарзана | дуга |
Рекомендации классным руководителям.
Таблица № «Рекомендации классным руководителям для выявления индивидуально – психологических особенностей личности и составления карты учащегося ».
Тип темперамента | Психологические особенности школьника | Соответствующие профессии |
Холерический | Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы, обладают интенсивностью и быстротой психических процессов, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, неусидчивы, психически неустойчивы, часто возбудимы, нервны, раздражимы, вспыльчивы, эгоцентричны, страстны, инициативны. Отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, способность к аффектам. | Телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель. |
Сангвинический | Представитель сангвинического темперамента – живой, энергичный, общительный, доброжелательный, отзывчивый, гибкий в принятии решений, с легкостью одерживающий точку зрения окружающих, любознательный, подвижный, выносливый, веселый, жизнерадостный, эмоционально не устойчивый, с неглубокими, но искренними чувствами человек. При сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей. | Менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог. |
Флегматический | Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив, усидчив, деловит, настойчив, психологически силен, с присущим ему низким порогом возбудимости не склонен к агрессии, уравновешен. Флегматики медленно воспроизводят и усваивают информацию, придирчивы, с трудом принимают чужую точку, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, редкое безразличие, равнодушное отношение к труду. | Бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик. |
Меланхолический | Представители меланхолический темперамента – замкнутые, избегающие общения, чаще смущенные, неловкие в новой обстановке. Обладают психологически высокоподвижной нервной системой, которая очень слаба. У меланхоликов преобладают процессы торможения, приводящие к слабости и истощению. Обладатели такого типа пессимистичны, впечатлительны, тонко-чувствительны, очень восприимчивы, очень ранимы, обидчивы, неравнодушны, депрессивны, мягко тактичны, деликатны, чутки, отзывчивы, талантливы в сфере искусства: в музыке, рисовании, поэзии. | Педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик. |
Заключение.
Большая часть результатов, полученных при тестировании и изучении дерматоглифических узоров на пальцах рук, совпадают с теоретическими данными.
Темперамент человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.
В задачи исследования не входило детальное изучение расположения узора на пальце и на руке, выборка школьников была случайной и не совсем достаточной, чтобы выявить четкую закономерность между особенностями личности и дерматоглифическими узорами.
Полученные результаты указывают на существование взаимосвязи между особенностями высшей нервной деятельности и дерматоглифическими узорами на пальцах.
На основании результатов исследования индивидуально – психологических особенностей личности учащихся, дерматоглифических узоров на пальцах, мы выявили соответствие их профессиональной подготовке школьников:
- холерический тип темперамента - телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель;
- сангвинический тип темперамента - менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, юрист, таможенник, инженер-технолог;
- флегматический тип темперамента - бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик;
- меланхолический тип темперамента - педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик.
Библиографический список.
- Айзенк Г.Ю. журнал «Behavior Research and Therapy» (1963), журнал «Personality and Individual Differences». -14-31с.
- Гертруд И. Хюрмиманн. «Знаки руки – о характере и типе личности»: Санкт-Петербург.- М.: Издательская группа «Весь», 2006.- 172-177 с.
3.Залетаева Т.А., Будяков В.И. «Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике».- Центр. институт усовершенствования врачей Минздрава СССР. М.,1976. – 57, 59с.
4.Крутецкий В.А. «Психология» - . М.: Просвещение, 1986, 186-206 с.
5.Липатов Н.И., Липатова Л.Н. «Основы антропологии с элементами генетики человека».//Биология,2003,№44, 22-25 с.
6.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996, 198 – 203.с.
7.Пиликина Е.Судьба на кончиках пальцев.//АиФ,2002,с .18.
8.Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, 160 с.
9.Психологические исследования. «Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов». М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996, 94 –122с.
В работе использованы материалы Интернет
10. Богданов Н.Характер по пальцам. Метод дерматоглифики. http://genetics.rusmedserv/com/dermatol/bibl/#35/
11.Дактилоскопическая экспертиза пальцев рук. http://referat-download.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь командных защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенностями игроков.
Полный анализ командных защитных действий в баскетболе подростков 13-14 лет, обзор литературы по данному вопросу, взаимосвязь защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенн...
Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"
Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....
научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"
Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...
Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".
В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...
Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"
Выпускная работа, в которой изучаются психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска
Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...