Программа наставничества учителя истории и обществознания с молодым специалистом
методическая разработка
I.Пояснительная записка
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню:
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога.
Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.
Опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание постоянной методической помощи наставником молодому специалисту в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих работы общеобразовательного учреждения.
Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы школы является обеспечение роста его профессионального мастерства.
Задачи индивидуального сопровождения:
- обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
- актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
- создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха";
- использование механизмов морального и материального поощрения молодого педагога, организация "праздников успеха".
Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодым учителем, молодой учитель проходит адаптационный период уверенно, повышает уровень профессиональной подготовки, убеждается в правильном выборе своей профессии.
Практическая значимость реализации программы:
В ходе выполнения программы будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодого специалиста. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на месте работы будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, программа поможет и молодому учителю, и руководителю школы решать целый ряд проблем, стоящих перед молодым учителем, будет способствовать поиску и проявлению учителем своего педагогического кредо.
По данной программе любой наставник может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.
II. Содержание и структура программы
Содержание пункта программы | Срок | Деятельность | |
сопровождаемого | сопровождающего | ||
1.Создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога. | октябрь | Изучить положение об индивидуальном сопровождении молодых специалистов в ОУ
| Провести собеседование о целях и задачах индивидуального самообразования педагога; |
2.Оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы.
| В течение года | Организованное посещение, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов и наставника.
Составить план самообразования
Выбор литературы.
Проведение диагностики и самодиагностики по итогам четверти, полугодия, года | Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки; Оказание помощи в выборе темы самообразования. Оказание помощи в составлении плана самообразования. оказание помощи при заполнении школьной документации
Диагностика затруднений (проблем) молодого педагога: собеседование с учителем; анализ |
3.Привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества. | В течение года | Разработка рабочих программ по истории и обществознанию программ элективных курсов и кружков по предмету. | Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям. |
4. Обеспечение условий профессионального роста учителя. | По плану школы и самого педагога | Организация внеклассной работы по предмету: Участие в конкурсах, выставках и олимпиадах; Проведение открытых уроков. | Оказание практической помощи в повышении уровня методической подготовленности педагога Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности молодого педагога с учителями- стажистами школы, городских школ на уровне РМО Оказание психолого – педагогической поддержки. |
План работы
Дата проведения | Тема | Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Задание |
октябрь
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение: - “Закона об образовании в РФ”, - Устава ОУ, -правил внутреннего распорядка ОУ; -Составление ПВР. -Составление программы внеурочной деятельности. | Выработка рекомендаций по планированию деятельности | Изучить методические рекомендации об особенностях воспитательной работы с учащимися в условиях ОУ | |
октябрь | Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога | - Педагогическое самообразование - Участие в работе методического объединения учителей гуманитарного цикла. | Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов по теме урока | Подобрать литературу для самообразования, изучить образовательные ресурсы Интернета |
ноябрь
| Помощь в составлении поурочных планов. Функция общения. | -Структура поурочного плана -Изучение задач и целей уроков | Просветительское занятие | Выработка рекомендаций | Самостоятельное составление целей и задач |
декабрь
| Как эффективно провести мероприятие. Секреты мастерства | Общие вопросы методики проведения внеклассных мероприятий с учащимися.
| Обмен опытом | Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Разработка сценария мероприятия |
февраль
| Имидж педагога Открытые уроки для молодого специалиста | - Педагогическая этика, риторика, культура поведения | Интерактивные уроки | Выработка рекомендаций | Изучить правила педагогической этики Посещение уроков |
март
| Портфолио достижений педагога Открытые уроки молодого специалиста | - Общие положения портфолио педагога - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций Самоанализ уроков | Изучить портфолио педагога-наставника |
май
| Самообразование учителя | - Выбор методической темы | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | Написание плана самообразования учителя на новый учебный год |
III. Система оценивания результатов программы
3.1.Ожидания
Реализации программы позволит:
молодымспециалистам:
- адаптироваться в новых условиях практической деятельности;
- пополнять и конкретизировать свои знания;
- совершенствовать профессиональные умения, компетенции;
- осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций, находить ответы на сложные вопросы;
- постоянно пополнять педагогическую копилку;
- формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- раскрывать свой творческий потенциал и иметь возможность демонстрировать профессиональные достижения с опорой на опыт наставников;
3.2.Формы контроля
Формы промежуточного контроля:
1. Анкетирование молодого специалиста.
2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом
Форма итогового контроля:
1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов ШМО.
2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.
№ п/п | Качества | Оценка в баллах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Результат профессиональной деятельности |
|
|
|
|
|
| Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по истории и обществознанию |
|
|
|
|
|
| Сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории и обществознанию, способности к самообразованию |
|
|
|
|
|
| Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по истории и обществознанию в различных жизненных ситуациях, во внеурочной деятельности |
|
|
|
|
|
| Сформированность творческих способностей учащихся |
|
|
|
|
|
| Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию |
|
|
|
|
|
2 | Уровень предметных знаний молодого специалиста |
|
|
|
|
|
| Знание требований ФГОС нового поколения |
|
|
|
|
|
| Знание истории и обществознания |
|
|
|
|
|
| Общая эрудиция |
|
|
|
|
|
| Знание методики преподавания истории и обществознания |
|
|
|
|
|
| Знание истории и теории педагогики |
|
|
|
|
|
| Знание особенностей педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
3 | Гностические умения |
|
|
|
|
|
| Умение систематически пополнять свои знания по истории |
|
|
|
|
|
| Умение изучать личность учащихся в плане развития ученических компетенций |
|
|
|
|
|
| Умение изучать достоинства и недостатки своей личности и педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
| Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения |
|
|
|
|
|
4 | Умения проектировать |
|
|
|
|
|
| Планирование урока и системы уроков согласно новым ФГОС |
|
|
|
|
|
| Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся |
|
|
|
|
|
| Нахождение наиболее эффективных методов и приёмов ведения современного урока |
|
|
|
|
|
| Умение грамотно использовать средства обучения |
|
|
|
|
|
| Конструктивные умения |
|
|
|
|
|
5 | Организаторские умения |
|
|
|
|
|
| Управление детским коллективом |
|
|
|
|
|
| Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся |
|
|
|
|
|
| Согласованность деятельности с запланированной |
|
|
|
|
|
| Использование инновационных приёмов обучения |
|
|
|
|
|
6 | Коммуникативные умения |
|
|
|
|
|
| Умение устанавливать целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик |
|
|
|
|
|
| Внушать учащимся уверенность в успехе |
|
|
|
|
|
| Внушать учащимся уверенность в себе |
|
|
|
|
|
| Общительность |
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Программа наставничества
учителя истории и обществознания
Меджидовой Аминат Алиевны
с молодым специалистом
учителем истории и обществознания
Магомедовой Аминат Абдулкагировной
на 2021 – 2022 учебный год.
Пояснительная записка
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню:
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога.
Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.
Опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание постоянной методической помощи наставником молодому специалисту в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих работы общеобразовательного учреждения.
Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы школы является обеспечение роста его профессионального мастерства.
Задачи индивидуального сопровождения:
- обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
- актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
- создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха";
- использование механизмов морального и материального поощрения молодого педагога, организация "праздников успеха".
Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодым учителем, молодой учитель проходит адаптационный период уверенно, повышает уровень профессиональной подготовки, убеждается в правильном выборе своей профессии.
Практическая значимость реализации программы:
В ходе выполнения программы будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодого специалиста. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на месте работы будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, программа поможет и молодому учителю, и руководителю школы решать целый ряд проблем, стоящих перед молодым учителем, будет способствовать поиску и проявлению учителем своего педагогического кредо.
По данной программе любой наставник может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.
II. Содержание и структура программы
Содержание пункта программы | Срок | Деятельность | |
сопровождаемого | сопровождающего | ||
1.Создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога. | октябрь | Изучить положение об индивидуальном сопровождении молодых специалистов в ОУ | Провести собеседование о целях и задачах индивидуального самообразования педагога; |
2.Оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы. | В течение года | Организованное посещение, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов и наставника. Составить план самообразования Выбор литературы. Проведение диагностики и самодиагностики по итогам четверти, полугодия, года | Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки; Оказание помощи в выборе темы самообразования. Оказание помощи в составлении плана самообразования. оказание помощи при заполнении школьной документации Диагностика затруднений (проблем) молодого педагога: собеседование с учителем; анализ |
3.Привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества. | В течение года | Разработка рабочих программ по истории и обществознанию программ элективных курсов и кружков по предмету. | Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям. |
4. Обеспечение условий профессионального роста учителя. | По плану школы и самого педагога | Организация внеклассной работы по предмету: Участие в конкурсах, выставках и олимпиадах; Проведение открытых уроков. | Оказание практической помощи в повышении уровня методической подготовленности педагога Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности молодого педагога с учителями- стажистами школы, городских школ на уровне РМО Оказание психолого – педагогической поддержки. |
План работы
Дата проведения | Тема | Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Задание |
октябрь
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение: - “Закона об образовании в РФ”, - Устава ОУ, -правил внутреннего распорядка ОУ; -Составление ПВР. -Составление программы внеурочной деятельности. | Выработка рекомендаций по планированию деятельности | Изучить методические рекомендации об особенностях воспитательной работы с учащимися в условиях ОУ | |
октябрь | Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога | - Педагогическое самообразование - Участие в работе методического объединения учителей гуманитарного цикла. | Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов по теме урока | Подобрать литературу для самообразования, изучить образовательные ресурсы Интернета |
ноябрь
| Помощь в составлении поурочных планов. Функция общения. | -Структура поурочного плана -Изучение задач и целей уроков | Просветительское занятие | Выработка рекомендаций | Самостоятельное составление целей и задач |
декабрь
| Как эффективно провести мероприятие. Секреты мастерства | Общие вопросы методики проведения внеклассных мероприятий с учащимися.
| Обмен опытом | Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Разработка сценария мероприятия |
февраль
| Имидж педагога Открытые уроки для молодого специалиста | - Педагогическая этика, риторика, культура поведения | Интерактивные уроки | Выработка рекомендаций | Изучить правила педагогической этики Посещение уроков |
март
| Портфолио достижений педагога Открытые уроки молодого специалиста | - Общие положения портфолио педагога - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций Самоанализ уроков | Изучить портфолио педагога-наставника |
май
| Самообразование учителя | - Выбор методической темы | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | Написание плана самообразования учителя на новый учебный год |
III. Система оценивания результатов программы
3.1.Ожидания
Реализации программы позволит:
молодымспециалистам:
- адаптироваться в новых условиях практической деятельности;
- пополнять и конкретизировать свои знания;
- совершенствовать профессиональные умения, компетенции;
- осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций, находить ответы на сложные вопросы;
- постоянно пополнять педагогическую копилку;
- формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- раскрывать свой творческий потенциал и иметь возможность демонстрировать профессиональные достижения с опорой на опыт наставников;
3.2.Формы контроля
Формы промежуточного контроля:
1. Анкетирование молодого специалиста.
2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом
Форма итогового контроля:
1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов ШМО.
2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.
№ п/п | Качества | Оценка в баллах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Результат профессиональной деятельности | |||||
Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по истории и обществознанию | ||||||
Сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории и обществознанию, способности к самообразованию | ||||||
Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по истории и обществознанию в различных жизненных ситуациях, во внеурочной деятельности | ||||||
Сформированность творческих способностей учащихся | ||||||
Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию | ||||||
2 | Уровень предметных знаний молодого специалиста | |||||
Знание требований ФГОС нового поколения | ||||||
Знание истории и обществознания | ||||||
Общая эрудиция | ||||||
Знание методики преподавания истории и обществознания | ||||||
Знание истории и теории педагогики | ||||||
Знание особенностей педагогической деятельности | ||||||
3 | Гностические умения[1] | |||||
Умение систематически пополнять свои знания по истории | ||||||
Умение изучать личность учащихся в плане развития ученических компетенций | ||||||
Умение изучать достоинства и недостатки своей личности и педагогической деятельности | ||||||
Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения | ||||||
4 | Умения проектировать | |||||
Планирование урока и системы уроков согласно новым ФГОС | ||||||
Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся | ||||||
Нахождение наиболее эффективных методов и приёмов ведения современного урока | ||||||
Умение грамотно использовать средства обучения | ||||||
Конструктивные умения | ||||||
5 | Организаторские умения | |||||
Управление детским коллективом | ||||||
Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся | ||||||
Согласованность деятельности с запланированной | ||||||
Использование инновационных приёмов обучения | ||||||
6 | Коммуникативные умения | |||||
Умение устанавливать целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик | ||||||
Внушать учащимся уверенность в успехе | ||||||
Внушать учащимся уверенность в себе | ||||||
Общительность |
[1] Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает учащегося, коллектив в целом, педагогический опыт других учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...