Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.
презентация к уроку на тему

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до сведения самые разные люди. Следовательно, в такой ситуации актуальным является сопоставительный анализ текстов, выработка приемов работы с документами, алгоритмизация действий, а также применение усвоенных навыков в новых условиях. Методика работы с текстовой информацией является одним из направлений моего самообразования. Эта проблема тем более актуальна, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С).Поэтому перед учителем стоит задача: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах. Данный материал был представлен коллегам в образовательном учреждении в рамках методической учебы («методическая копилка» для молодых специалистов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснение к презентации.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до сведения самые разные люди. Следовательно, в такой ситуации актуальным является сопоставительный анализ текстов, выработка приемов работы с документами, алгоритмизация действий, а также применение усвоенных навыков в новых условиях. Методика работы с текстовой информацией является одним из направлений моего самообразования. Эта проблема тем более актуальна, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С). Поэтому перед учителем стоит задача: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах. Данный материал был представлен коллегам в образовательном учреждении в рамках методической учебы («методическая копилка» для молодых специалистов).

1-й слайд, Тема: «Методика работы с текстовой информацией на уроках».

  1. слайд: По Концепции модернизации российского образования выдвигается положение «Новый образовательный результат», что значит:
  1. Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  2. Развитие умений работы с информацией;
  3. Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;
  4. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  5. Формирование навыков работы в группе.

3-й слайд: ключевые компетентности:

  1. ценностно-смысловая;  
  2. общекультурная;  
  3. учебно-познавательная;  
  4. информационная;  
  5. коммуникативная;  
  6. социально-трудовая;  
  7. личностного самосовершенствования.  

4-й слайд: Группы текстовой информации:

  1. Схематические тексты: схема, таблица, график.
  2. Тексты – экстракты: справка, план, синквейн, досье.
  3. Тексты разных жанров:  поучение, рассказ, письмо, сообщение, вопросы. 

5-й слайд: Проблемы, возникающие при работе с текстом:

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

7-й слайд: Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом (ФГОС -2):

  1. Выделение главной мысли и темы текста.
  2. Подбор и систематизация материала по определенной теме.
  3. Преобразование одного вида текстовой информации в другой.
  4. Умение делать обобщение и выводы.
  5. Осуществление сравнений разного вида.
  6. Подбор аргументов «за» и «против» к суждению, тезису.
  7. Обоснование собственной позиции, аргументированность.
  8. Определение авторской позиции, оценивание мнения.

8-й слайд: Примерные критерии оценивания работы с текстом:

  1. Владение предметными знаниями.
  2. Владение навыком соотнесения различной информации.
  3. Владение навыком формулирования продуктивных вопросов к тексту.
  4. Владение навыком определения авторской позиции.
  5. Владение навыком аргументации своего мнения.

9-й слайд: Причины трудностей при работе с текстом:

  1. Учащиеся не умеют понять прочитанное, т.к. плохо читают!
  2. Не умеют осмысливать прочитанное.
  3. Нет внутренней мотивации к чтению текста.
  4. Нет желания обдумывать и анализировать прочитанное.
  5. Не могут грамотно работать с информацией.

10—16 слайды: Формы работы с текстом:

“ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ”.

 Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: “ Верно ли я тебя понял?”, “Если я правильно понимаю, то…”, “Так ли это:?”. По итогам работы проходит обсуждение по следующим вопросам:

  1. Сразу ли было понятно из сообщения рассказчика, о чем он говорит
  2. Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику? Переспрашивал ли он?
  3. На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответ? Сколько вопросов осталось без ответа?
  4. Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение?

КТО ЧТО ПОНЯЛ?

 В основе работы по данному варианту дети читают одинаковые тексты. Они слушают первого отвечающего. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой ученик. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может исправит предыдущего ученика, высказать свое мнение или согласиться. Следующий может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание или непонимание. По окончанию работы учащиеся делают выводы: “Ответ … помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения …, как…”. Продуктом такой работы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые учащиеся не смогли ответить самостоятельно.

“ПИСЬМЕННАЯ ДИСКУССИЯ”.

Наиболее сложный вид работы с текстом. На оборотной стороне карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по проблеме (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель анализирует уже не только текст, но и  высказывания предыдущего читателя, его аргументацию.  В данном задании отрабатывается умение делать обобщение и выводы, обосновывать собственную позицию.

“КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ”.

Для формирования умения постановки вопросов к тексту можно применить данный прием:

  1.       1 этап — ребятам за ограниченное время предлагается составить все возможные вопросы к конкретному тексту (индивидуально на отдельных листиках).
  2.       2 этап — один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объединяются и заменяются более точной формулировкой).
  3. 3 этап - в имитируемый “кладезь” (коробку) учащиеся складывают вопросы.
  4. 4 этап - вызываемые поочередно ученики вынимают записки и как можно более полно отвечают на вопрос устно. Остальные оценивают и вопрос, и ответ.

Использование «ПОПС-формулы»:

П — позиция.

О — объяснение (или обоснование).

П — пример.

С — следствие (или суждение).

  1. Технологичность приёма заключается в следующем:
  2. • первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

— «Я считаю, что...»;

  1. • второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

— «Потому что...»;

  1. третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту

своей позиции на практике) начинается со слов:

— «Я могу доказать это на примере...»;

  1.  и, наконец, четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы)

начинается со слов:

— «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Этот приём формирует умение чётко и структурированно излагать свои мысли как устно, так и письменно, что, собственно, и есть умение применять полученные знания, которые проверяет часть «С».

СИНКВЕЙН – форма преобразования информации.

Синквейн позволяет представить большой по объёму материал в краткой форме, что требует от ученика проявления навыков выделения главного и установления причинно-следственных связей, а также способности высказывать собственные суждения по теме и делать выводы.

Пример:

Гражданин (понятие -существительное).

Законопослушный, деятельный (два прилагательных)

Учится, трудится, участвует (три глагола)

Заботится о благосостоянии государства (предложение)

Патриот (ассоциация с понятием)

« ДОСЬЕ»:

Преимущества данной формы работы с текстом заключаются в том, что она позволяет ученику освоить способ фиксации большого объёма информации, что очень важно для обобщения темы, раздела, а также при подготовке к зачёту или семинару уже в старших классах. Для правильного составления досье необходимо учесть следующие условия:

  1. использование различных видов информации по теме, проблеме, вопросу;
  2. включение информации в наиболее оптимальной для восприятия форме;
  3. достаточность информации для раскрытия темы, проблемы, вопроса;
  4. наличие логики в расположении информации;  
  5. возможность соединения отдельных фрагментов в единую информационную картину.  

18 – й слайд: Эпиграф – заключение: «Знай, что в обычае древних среди ученых было упоминать восемь баз, прежде чем начинать всякую книгу, а именно: цель, заглавие, польза, положение, правдивость книги, из какой она специальности, сколько в ней частей,  каковы направления сведений, примененных в ней.                                                    

 Ал-Макризи (1364 – 1442)

19-й слайд – рефлексия по восприятию материала методической учебы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...

Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"

Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...

О работе с текстовой информацией на уроках обществознания

Работа отражает  разнообразные приемы работы на уроках обществознания...

План наставнической работы руководителя ШМО учителей английского языка по оказанию помощи молодому специалисту в профессиональном становлении

Данный материал может быть полезен учителям-наставникам молодых специалистов. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобили...