выступление в рамках творческой группы по теме "Использование опорных карт для развития связной речи с нарушениями интеллекта"
методическая разработка

Ижбулдина Мария Викторовна

          В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.  Одним из пособий является использование опорных карт для развития речи детей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvor_gr_19.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

В нашем ДОУ мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития: интеллектуальные, эмоционально – волевые, речевые, двигательные, все больше и больше детей с аутистическими проявлениями и другими нарушениями.  Все чаще стает вопрос о том, как работать и помочь таким детям.

Причины нарушений могут быть разные: генетические синдромы, органические поражения ЦНС, родовые травмы и т.д.

Общими чертами для детей с нарушениями интеллекта помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций и речи.

Поэтому для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, необходимо своевременно оказывать грамотную коррекционную помощь.

Как же мы работаем с нашими детьми?

 Работа проходит  поэтапно, последовательно, порциально.

Мы начинаем с наблюдения за детьми в группе: за поведением, игрой, взаимодействием  с детьми и взрослыми, реакцией  на похвалу и замечания, пониманием и выполнением речевых инструкций.

Проводим 2 раза в год диагностику развития ребенка.

Многие годы мы диагностировали детей по методике Е.А. Стребелевой. И опыт работы показал необходимость коррекции учебно-методического пособия, так как большинство детей с заданиями не справляются в силу дефектов развития.

Далее мы составляем индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка,  начинаем работу в виде индивидуальных и групповых занятий, выявляем динамику в процессе обучения.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.

Речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается недоразвитой.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они  улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова.

В дальнейшем их пассивный словарь расширяется, но понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка.

Самостоятельная речь проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз.

Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами.

Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.

У некоторых детей наблюдается поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других -  речь не возникает и почти не развивается в течение многих лет. Это так называемые “безречевые” дети.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - всё это тормозит процесс активизации словаря. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи.

На занятиях дети неусидчивы, невнимательны, с трудом вовлекаются в совместную деятельность, интерес к познавательному и учебному процессу резко снижен.

Поэтому в своей работе мы часто используем яркие, доступные пособия, которые могут помочь как специалистам, так и родителям. Материал подается дозировано, инструкции парциальны.

Разрабатываем интегрированные, многофунциональные пособия в рамках городской творческой группы, адаптируем для каждой категории детей.

Одним из пособий является использование опорных карт для развития речи детей.

Как же мы можем использовать этот материал при работе с данной категорией детей?

Карточки были упрощены, так как большинство детей – неговорящие.

Дети разные, варианты работы и подход к каждому тоже индивидуален.

алгоритм работы с опорными картами мы можете увидеть на слайде.

Этапы работы:

  1. Учитель – дефектолог показывает отдельно каждый элемент.
  2. Объясняет их назначение.
  3. Вместе с ребенком показывает на картинный материал.
  4. Далее ребенок соотносит предложенные картинки с образцом.
  5. Находит изображения по слову, по описанию педагога.
  6. Далее учитель-дефектолог вместе с ребенком соединяют слова в словосочетание, либо в одну фразу.

Используя опорные карты, начинаем работу от простого к сложному, не переходя дальше, если ребенок не усваивает. Иногда переход к следующему этапу длится значительное время. Также для привлечения внимания к изучению, требуются нестандартные приемы и подходы. И не всегда опорные карты используются в привычном понимании, мы пробуем, адаптируем, что- то получается, что – то нет.

Предлагаем вам просмотреть видеофрагменты с разных занятий, мы попутно прокомментируем работу.

В ходе работы, мы сделали следующие выводы:

- дети легче усваивают материал по данным лексическим темам;

- использование карт помогает в усвоении, обогащении и понимании речи

- возможность построения фраз, предложений, рассказа, помощь с составлении пересказа с опорой на картинки.

- для неговорящих детей это один из способов коммуникации.

- способ ответа на вопросы, при отсутствии речи.

- могут отвечать на поставленные вопросы с опорой на иллюстративный материал;

- для детей с аутистическими проявлениями возможность работы с опорными картами не всегда проста, трудно привлечь внимание детей, иногда требуются нестандартные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта

Недоразвитие  связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная  и ...

особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

В данной презентации приводятся данные исследования учащихся подготовительного класса школы VIII вида. Обследование проводилось по методике В.П. Глухова. Обозначены цель, объект, предмет, задачи иссле...