Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
методическая разработка (7 класс) на тему
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является одной из самых актуальных задач логопедии.
Коррекционная работа традиционно проводится с учётом нескольких направлений:
- дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Коррекционная работа осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза и развитии лексической системы языка. В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического и речевого развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края
Коррекционно - развивающая программа
«Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта»
для 5-7 классов школ VIII вида.
Составили учитель-логопед: Онипченко Олеся Владимировна
Пояснительная записка.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является одной из самых актуальных задач логопедии.
Коррекционная работа традиционно проводится с учётом нескольких направлений:
- дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Коррекционная работа осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза и развитии лексической системы языка. В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического и речевого развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Цель программы: исправление недостатков речевого развития ребенка: письменного и устного.
Задачи:
- Создать ребенку с ограниченными возможностями здоровья, возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего речевого развития;
- Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Обогащение словаря;
- Развитие связной речи;
- Формирование лексико-грамматических отношений.
- Закрепление навыков чтения и письма.
Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Развитие речи» является групповым , на занятия отводится 40 минут.
5 классы - 3 раза в неделю, 6-7 классы - 2 раза в неделю.
Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Основные задачи коррекционной программы по развитию речи:
- Развитие фонематического восприятия;
- Автоматизация поставленных звуков в связной речи;
- Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения;
- Определение положения звука по отношению к другим;
- Обогащение словаря;
- Развитие связной речи;
- Формирование лексико-грамматических отношений;
- Закрепление навыков чтения и письма.
Требование к знаниям детей:
- Узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- Использовать гласные II ряда или ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- Производить звуко - буквенный разбор слогов и слов;
- Подбирать слова на заданный звук;
- Сравнивать слова со сходными звуками;
- Строить звуковые схемы слогов и слов;
- Восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;
- Самостоятельно писать зрительные и слуховые диктанты;
- Переносить полученные знания и умения на другие виды деятельности.
Коррекционная работа по исправлению и развитию речи.
- Такая работа проводится на логопедических занятиях, на уроках, самоподготовках и внеклассных занятиях. Воспитатель закрепляет материал, данный на логопедических занятиях в игровой и трудовой деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы.
- Наряду с речевой работой проводится обязательная работа по коррекции, совершенствованию и развитию голоса и дыхания, формированию и развитию познавательной деятельности – восприятия, мышления, внимания, памяти.
Основные принципы программы:
1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования ( качественный для построения коррекционной работы; количественный –для отслеживания динамики коррекционной работы).
3. Принцип системности ( в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).
4. Принцип комплектности ( комплексное медико – педагогическое воздействие на ребёнка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).
5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка).
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении трёх взаимосвязанных этапов.
I этап
1. Обучение связности высказывания:
- соблюдение порядка слов в предложениях;
- овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;
- построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
- составление высказываний из 3-4 фраз, соединённых между собой цепным способом с использованием в качестве лексических повторов, личных местоимений, наречий.
2. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
- образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик-;
- образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;
- образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имён существительных;
- отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа;
- согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.
II этап
1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:
- усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;
- ознакомление с грамматическими признаками частей речи.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
- уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-,
-еньк-, -ышк-;
- образование существительных с суффиксом -ниц-;
- образование существительных с суффиксом -инк-, с суффиксом -ин-.
3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:
- понимание и употребление предложно-падежных конструкций;
-закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;
- согласование прилагательного с существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап
1. Овладение более сложными видами средств межфразовой связи:
- закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.
2. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:
- образование названий животных;
- притяжательные прилагательные;
- относительные прилагательные.
3. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:
- закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
- согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.
Содержание программы.
5 К Л А С С
Всего 102 часа в неделю 3 часа
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны:
ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ
- Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Дифференциация твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных, свистящих и аффрикат, сонорных звуков, букв по оптическому, кинетическому сходству.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета (введение новой терминологии).
- Имена существительные близкие и противоположные по значению, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
- Имена существительные, обозначающие чувства человека, черты его характера.
- Имена существительные, обозначающие явления природы, профессии трудовые навыки.
- Изменение существительных по падежам.
- Предлоги. Сложные предлоги.
- Обогащение словаря наречиями времени, места, образа действия.
- Морфемный состав слова. Словообразовательная роль приставок.
- Дифференциация приставок и предлогов.
- Многозначность имен существительных.
- Предложение. Распространение предложений. Предложения с однородными членами предложения.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- Предложение и текст. Структура текста.
- Составление описательного рассказа.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Составление рассказа по данному началу и рисункам.
- Составление рассказа по опорным словам.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
- Творческое рассказывание.
- Составление рассказа по теме и рисункам.
- Составление рассказа по представлениям (из личного опыта).
Примерное тематическое планирование по развитию речи.
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа по классам | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Обследование речи детей Звуки гласные и согласные Безударные гласные Слово. Состав слова Дифференциация согласных Имя существительное Предложение Слова, обозначающие качество предмета Определение предмета по его признакам Согласование прилагательного с существительным в роде Родственные слова Работа с деформированным текстом Наречие Деловое письмо Изложение Чтение по ролям Драматизация сказки Развитие связной речи Диктанты Итоговые занятия Рубежная диагностика | 6 2 2 9 19 3 13 2 1 1 3 3 3 1 2 2 1 16 4 4 6 |
Содержание программы.
6 К Л А С С
Всего 68 часов в неделю 2 часа
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны:
Звуковая сторона речи.
- Алфавит. Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Дифференциация гласных I-II ряда, звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих.
Лексико-грамматический строй речи.
- Слово. Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Окончание, приставки, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставки и суффикса. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Приставки и предлоги. Разделительный Ъ .
- Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное и глагол. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Связная речь.
- Текст. Единство темы. Части текста.
- Составление рассказа – описания.
- Составление рассказа по опорным словам.
- Составление рассказа по картине и данному началу включением в рассказ имен прилагательных.
- Составление рассказа по представлениям.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Составление рассказа по опорным словам и плану.
- Составление рассказа по предложенной теме.
- Творческое рассказывание.
- Работа с деформированным текстом.
Примерное тематическое планирование по развитию речи.
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа по классам | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Обследование речи детей Алфавит. Звуки гласные и согласные. Дифференциация гласных второго ряда Звонкие и глухие согласные Лабиализованные гласные Дифференциация сонорных Дифференциация свистящих Дифференциация согласных Мягкий знак Состав слова Правописание безударных гласных в корне слова Правописание звонких и глухих согласных в корне слова Приставка и предлог Разделительный Ъ знак Чтение по ролям Работа с деформированным текстом Развитие связной речи Диктанты Итоговые занятия Рубежная диагностика | 4 1 6 7 2 1 1 7 3 5 1 1 3 1 2 1 1 6 4 4 4 |
Содержание программы.
7 К Л А С С
Всего 68 часов в неделю 2 часа
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны:
Звуковая сторона речи.
1. Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных, свистящих и аффрикат, сонорных звуков, букв по оптическому, кинетическому сходству.
Лексико – грамматический строй речи.
- Слово. Состав слова. Однокоренные слова.
- Предложение. Распространенное и нераспространенное предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение.
- Обращение.
- Приставки и предлоги.
- Имя существительное. Значение в речи. Имена существительные, обозначающие явления природы. Профессии, трудовые процессы, чувства человека, характер. Имена существительные близкие и противоположные по значению. Многозначность существительных. Образное сравнение.
- Имя прилагательное, значение в речи. Имена прилагательные, описывающие живой, неживой предмет, окружающий мир. Близкие и противоположные по значению имена прилагательные, употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении. Имена прилагательные, передающие портрет человека, его характер, чувства.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Притяжательные, относительные прилагательные.
Связная речь.
- Текст. Единство темы. Части текста.
- Составление рассказа – описания.
- Составление рассказа по опорным словам.
- Составление рассказа по картине и данному началу включением в рассказ имен прилагательных.
- Составление рассказа по представлениям.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Составление рассказа по опорным словам и плану.
- Составление рассказа по предложенной теме.
- Творческое рассказывание.
Примерное тематическое планирование по развитию речи.
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа по классам | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. | Обследование речи детей Алфавит. Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные. Слово. Состав слова. Предложение. Обращение. Дифференциация свистящих. Дифференциация аффрикат. Дифференциация р-л. Дифференциация по оптическому сходству. Приставки и предлоги. Имя существительное. Имя прилагательное. Чтение по ролям. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи. Сочинение по опорным словам. Проверочные работы. Диктанты. Итоговые занятия. Рубежная диагностика. | 4 1 6 2 3 3 1 1 1 1 2 2 7 8 2 1 7 1 3 4 4 4 |
Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.
2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
3. Корпев А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей. — СПб., 1991.
4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.
5. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно - методическое пособие. 2003.
6. Лалаева Р.И . Логопедическая работа в коррекционных классах. Изд. центр Владос, 1995.
7. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д, М., 2006 .
8. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. — СПб., 1995.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их предупреждение у младших школьников. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция и развитие связной речи у учащихся на уроках письма и чтения в специальной школе VIII вида»
Презентация по теме самообразования...
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида
Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.
Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:· Создать ребёнку с ограниченн...