Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование ФГ, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: поиск информации; понимание прочитанного (смысловое чтение); работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении; применение информации для решения своих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zhidkova_l.i.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Жидкова Л.И.,
учитель
русского языка
и литературы
МБОУ Школа №127
г.о. Самара
2022г.
На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.
В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на ОГЭ, ЕГЭ показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.
Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбливать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: говорить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа выразить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».
В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель – формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.
В чём смысл функциональной грамотности? Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так:
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.
Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- поиск информации;
- понимание прочитанного (смысловое чтение);
- работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении;
- применение информации для решения своих задач.
Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последующей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологические обороты и крылатые выражения. Обучать правильности и уместности употребления той или иной фразы в определенном контексте. Немаловажно знать учащимся историю языка, сформировать у них языковое мировоззрение, обучить навыку работы со словарем. Также актуальны упражнения, направленные на моделирование реальных условий диалога с выбором нужных лексических средств. Работа в группах на развитие тематических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках классного урока полемик на определенную тему с возможностью отстаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языковых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании.
В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни.
Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителями-словесниками.
Современные образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения
- Технология критического мышления
- Технология проблемно-диалогического обучения
- ИК-технологии:
- мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация)
- интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор)
- сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная)
- полиграфические (электронные книги)
- Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские,
творческие, прикладные)
- Исследовательская деятельность
Какие из перечисленных технологий я использую в своей работе?
На уроках литературы, анализируя тексты произведений, часто использую технологию проблемно-диалогического обучения. Пытаясь понять проблемы, поставленные писателем, ребята включаются в диалог с учителем и друг с другом. Важно тщательно продумать серию вопросов, нацеленных на то, чтобы шаг за шагом ученики постигали сложность и своеобразие произведения. Вопросы не должны быть подсказывающими, намекающими на однозначные ответы, а глубокие, требующие личностного осмысления проблем, образов, роли выразительных средств. Такие проблемные диалоги использую на уроках литературы в 10 классе по романам И.А.Гончарова «Обломов», И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н.Толстого «Война и мир», в 11 классе по роману-эпопее «Тихий Дон» и др.
Технология развития критического мышления.
Не менее важно умение самих обучающихся задавать вопросы себе и товарищам, ведь общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Практика показывает, что у современных школьников с этим большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Здесь можно воспользоваться приёмом «Ромашка Блума», основанном на работе с текстом. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса.
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести какую-то информацию: «Что? Когда? Где? Как?» Вопрос начать со слова «Назови..»
2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то..». Эти вопросы уточняют то, что он только что сказал.
3. Интерпретационные вопросы начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. В них предположение, прогноз: «Что изменилось бы..», «Что будет, если..»
5. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить..?», «Что можно сделать из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать..?», «Как бы вы поступили на месте героя ..?»
6. Оценочные вопросы направлены на оценку тех или иных фактов, явлений: «Как вы относитесь к поступку героя?».
Вопросы формулируют сами ученики, причём простые вопросы репродуктивного характера легко придумать, а остальные труднее.
Например, урок литературы в 9 классе по теме «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина» проходит так: ученики придумывают вопросы по группам. Простые вопросы достаются ученикам послабее. Например, такие:
- Где происходит действие в стихотворении «Анчар»?
- Найдите описание анчара. Какое возникает впечатление?
- Что подчёркивает эпитет «послушно»?
Уточняющие вопросы:
- Если я вас правильно поняла, то при описании «древа яда» автор умышленно нагнетает мрачные краски от строфы к строфе. Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.
- Если я вас правильно поняла, то Пушкин размышляет в стихотворении о праве одного человека на свободу и жизнь другого.
- Что значит выражение «послушно в путь потек»?
Интерпретационные вопросы:
- Почему строчка «Но человека человек» короче других?
- О чём говорит эпитет «властным взглядом»?
- На каком приёме построено стихотворение? Почему автор избрал такую двухчастную композицию?
Творческие вопросы:
- Как вы думаете, исчезли в нашем мире такие отношения между людьми, как между царём и рабом?
- Предположите, как связано стихотворение с судьбой самого поэта?
Практические вопросы:
- Где в обычной жизни вы могли бы сталкиваться с подобной ситуацией?
- Что нужно делать людям, чтобы на земле исчезла тирания и рабство?
- Испытывали ли вы такие чувства, как герои стихотворения?
Оценочные вопросы:
- Какие выразительные средства помогают выразить отношение автора к происходящему и героям?
- Как вы думаете, какую мысль хотел выразить в стихотворении А.С.Пушкин?
«Ромашка вопросов» - один из эффективных приёмов технологии критического мышления, который учит детей анализировать информацию, выражать своё отношение к ней, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Таким образом, он позволяет развивать функциональную грамотность на уроках русского языка и литературы.
Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность.
Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках литературы нередко используется звукозапись. Например, в 8 классе по теме «Стихи и песни Великой Отечественной войны» не обойтись без прослушивания песен военных лет. Ученики сами могут исполнить ту или иную песню, рассказать о её истории. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений, например, таких. как Сергий Радонежский, Александр Невский. Составной частью урока по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» (9 класс) является просмотр фрагментов из фильма С.Бондарчука, сопоставление фильма и литературного произведения. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа.
Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, в рамках Дня родного языка мною была проведена школьная интеллектуальная игра по русскому языку «Грамотеи». Она была построена на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении.
Сетевые технологии, т.е. поиск информации в Интернете и работа с ней, часто используются учителем и обучающимися для написания рефератов, докладов, сочинений, подготовки устных выступлений, сообщений и т.п.
Все эти умения и навыки пригодятся ребятам в жизни.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Основные приёмы формирования функциональной грамотности....
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы
Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...
Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...
презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В данной презентации показаны методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»
Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...