Приемы формирования читательской грамотности
презентация к уроку
масер-класс по развитию функциональной грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов. Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Синквейн Иван Васильевич Молодой, красивый Любит, восхищается, мечтает Сцена после бала поражает Разочарование
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Рассказ Назови участников Опиши поступок главного героя... Что такое жизненные ценности ? Это ( способность, умение… ) Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль 1. 2. 3. Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ………………………………. Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о………………………………… Подводя итог к сказанному, можно отметить, что по-настоящему важно….
Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Приём «Лови ошибку» Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Приём «Логическая цепочка» Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.
Приём «Кластер»
Приём ««Тонкий» и «Толстый» вопрос» Тонкие вопросы • кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • как звали... • было ли... • согласны ли вы... • верно... Толстые вопросы • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если. ..
Приём «Словарики» Этот приём помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Видеть, слышать, чувствовать текст; Пополнять речевую память учащегося; Обогащать словарный запас; Продуктивно усваивать учебный материал; Прививать эстетический вкус; Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...
Приемы формирования читательской грамотности
Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и ...
Функциональная грамотность. Приемы формирования читательской грамотности
Материалы к семинару...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...