Приемы формирования читательской грамотности
методическая разработка (8 класс)
Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста) и использование информации прочитанного. При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция текста, оценка формы и содержания и использование информации из текста. Таким образом, именно работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 20.68 КБ |
3_priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_prezentatsiya.pptx | 67.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования читательской грамотности.
Слайд 1: Приемы формирования читательской грамотности.
Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста) и использование информации прочитанного. При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция текста, оценка формы и содержания и использование информации из текста. Таким образом, именно работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности.
Слайд 2: ТРКМ как основа формирования читательской грамотности. Три этапа: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
В основе работы над развитием читательской грамотности лежит технология развития критического мышления. Данная технология предполагает использование на уроках трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. На этом этапе идет активная самостоятельная работа. Наиболее популярным является прием «Инсерт».
Слайд 3. I- (интерактивная). N – (познавательная). S – (система). E – (для эффективного) R –( чтения и) T – (размышления).
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, гуманитарного или технического цикла, так как текст является основной учебно-методической единицей образования. Этот прием технологии критического мышления используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его.
Слайд 4: Инсерт – технология эффективного чтения с пометками.
V - эта информация уже известна
+ новые факты для меня
- у меня было другое представление, я думал по-другому
? в этом материале есть что-то непонятное, нужны объяснения, уточнения.
После прочтения заполняется таблица, где значки станут ее заголовками. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту. Что обеспечивает вдумчивое чтение. Условные помогают читать более внимательно, превращая чтение в увлекательное путешествие. Становятся помощниками при запоминании материала. Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Слайд 5. Таблица.
Слайд 6. Цель использования приема:
Прием «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старых знаний к новым; обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.
Сейчас я проведу фрагмент урока с использованием приема «Инсерт». Прошу вас поработать творчески, проявить активность, не стесняться высказывать свое мнение. Прочитайте текст. 1 группа: Что общего у невесты и ведьмы? 2 группа: Взрыв мозга для иностранцев.
Для того чтобы нам применить прием «Инсерт», нужно создать систему маркировки текста. (Слайд № 4). Читаем текст и помечаем соответствующими знаками отдельные слова, предложения. Можете оставлять свои комментарии по ходу чтения.
Работа с текстом. Заполнение таблицы. ( Понятия и термины, которые известны. Новое, что стало известно из текста. Отмечаются противоречия, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, то, что требует уточнения, или возникшие вопросы по мере прочтения текста).
Русский язык – взрыв мозга для иностранцев. (1 группа)
Ах, этот трудный язык, ставящий порой в тупик иностранцев! «И дико мне-иди ко мне; покалечилась – пока лечилась; мы женаты – мы же на ты; несуразные вещи – несу разные вещи; надо ждать – надо ж дать; ему же надо будет – ему жена добудет…»
Русский алфавит странный сам по себе. Некоторые буквы в нем точно такие же, как в латинском, а вот другие выглядят так же, но звучат иначе. А «ъ» и «ь» не имеют звуков, зачем они вообще нужны?
У русских существительных есть «одушевленность». Это значит, что некоторые одушевленные считаются более живыми, чем неодушевленные. Например, «мертвец» считается одушевленным в сравнении с той же реалией действительности, обозначенной словом «труп».
А как растолковать иностранцу, о чем идет речь: «За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой бабы с косой?»
Глагол «быть» не используется в настоящем времени, а в будущем и прошедшем используется. А как же « я есть»?
Порядок слов считается свободным, но то не значит, что вы можете ставить слова как хотите. «Ты мне очень нужен – очень ты мне нужен».
Ох, уж этот русский язык!
Что общего у невесты и ведьмы? (2 группа)
Кто бы мог подумать, что такое романтическое нежное слово как «невеста» состоит в историческом родстве со словом «ведьма»?
Хотя история слова «невеста» не такая уж ясная, но все же многие словари полагают, что связано оно с глаголом «ведать», то есть «знать». В былые времена невесту приводили в дом сваты. Родственники жениха раньше о ней ничего не знали, не ведали. Неведомая незнакомка, невесть кто и невесть откуда – вот кто такая невеста.
А с ведьмой что общего? Оказывается, ведьма не всегда была злой и страшной представительницей темных сил. По мнению лингвистов, это слово одного корня с глаголом «ведать» - знать, а в древнерусском языке было еще существительное «ведь» - «знание».
Поначалу ведьмами называли знахарок, ведуний, умеющих лечить. Значение «колдунья», «злая безобразная женщина» у слова появилось позднее.
Взять, к примеру, Бабу Ягу. Ведьма настоящая, а что-то милое в ней все же угадывается. К тому же ведает многое, знает заговоры, язык птиц и зверей. Поговаривают, есть у нее жених из леса – Леший!
Выступление групп.
Вопросы по окончании обсуждения:
Какие виды деятельности необходимо применять ученику?
Какие мыслительные процессы нужно задействовать?
Какие воспитываются личностные качества?
Слайд 7. Виды деятельности, мыслительные процессы приема «Инсерт». (Рисунок)
Вывод: Прием «Инсерт» способствует развитию мышления, обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Слайд 8. Преимущества приема «Инсерт».
У школьников:
Развивается информационная грамотность. Повышается интерес к изучению материала. Запускается механизм самообразования и самоорганизации.
Дети учатся:
Ориентироваться самостоятельно в источниках информации и критически ее оценивать. Распределять материал на главный и второстепенный. Делать выводы и обобщать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРКМ как основа формирования читательской грамотности Три этапа: - Вызов - Осмысление содержания - Рефлексия
Инсерт I – interactive (интерактивная) N – nothing ( познавательная) S – system for( система) E – effective ( для эффективного) R – reading and ( чтения и) T – thinking ( размышления)
Инсерт – технология эффективного чтения с пометками: V - это мне уже известно; + - новые факты для меня; - - у меня было другое представление, я думал по – другому; ? - в этом материале есть что – то непонятное, нужны объяснения, уточнения.
« V » – знал(а) «+» - новое «-» - вызывает сомнения «?» - толстые и тонкие вопросы
Цель использования приема : прием « И нсерт » и таблица делают зримым процесс накопления информации, путь от старых знаний к новым, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.
ИНСЕРТ Мыслительная деятельность Психические процессы Творческая деятельность Оценка результата Практическая деятельность Личностные качества
Преимущества приема « Инсерт ». У школьников: Развивается информационная грамотность; Запускается механизм самообразования и самоорганизации; Повышается интерес к изучаемому материалу; Дети учатся: Ориентироваться в источниках информации и критически её оценивать; Распределять материал на главный и второстепенный; Делать выводы и обобщать в процессе размышления.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...
Приемы формирования читательской грамотности
масер-класс по развитию функциональной грамотности...
Функциональная грамотность. Приемы формирования читательской грамотности
Материалы к семинару...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...