Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии
статья по биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyanicheva._statya.docx | 76.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ПОЛЯНИЧЕВА Н.О.
МБОУ «Новопоселёновская СОШ» Курского района
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение [1].
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения. Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний [2].
На уроках биологии для формирования читательской компетенции обучающихся я использую следующие виды текстов: текст в тестовой форме, знаковый и символьный текст (в форме схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков), тексты художественный произведений, научно-популярный текст.
Тестовая форма остается актуальной, т.к. задания в такой форме присутствуют в КИМах ОГЭ и ЕГЭ (тестовые задания с выбором нескольких верных ответов).
При подготовке к государственной аттестации, всероссийским проверочным работам (ВПР) предлагаю обучающимся задания следующего содержания:
1. Работа с таблицей
В 5 классе при изучении темы «Химический состав клетки» предлагаю ответить на вопросы, используя таблицу «Содержание органических веществ в плодах некоторых растений»
Растения | Органические вещества, г (в 100 г) | Калорийность, Ккал (в 100 г) | ||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ||
Арахис | 26,3 | 45,2 | 9,9 | 552 |
Фундук | 15 | 61,5 | 9,4 | 651 |
Грецкий орех | 15,2 | 65,2 | 7 | 654 |
1. В плодах какого растении из перечисленных в таблице содержится наименьшее количество сахаров?
2. В плодах какого растения из перечисленных в таблице больше всего жиров и белков?
3. Плоды каких растений из перечисленных в таблице имеют практически одинаковую калорийность?
Для обучающихся 9 класса предлагаю проанализировать статистические данные таблицы «Пищевая ценность некоторых лососевых рыб» и ответить на вопросы:
Названия рыб | Органические вещества, г (в 100 г) | Калорийность, Ккал (в 100 г) | ||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ||
Горбуша | 20,5 | 6,5 | 0 | 140 |
Кета | 19 | 5,6 | 0 | 127 |
Лосось | 24 | 12 | 0 | 200 |
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
3) У каких рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
Отвожу большое количество времени на заполнение таблиц на сравнение объектов (типы червей, виды почек, животные и растительные ткани, семя двудольных и однодольных растений), процессов (дыхание и горение, дыхание и брожение, транскрипция и репликация, митоз и мейоз), структур (ДНК и РНК, пластиды и митохондрии). Изучая систематику растений и животных обучающиеся оформляют характеристические таблицы (характеристика семейств цветковых растений по плану, характеристика отрядов птиц по заданным показателям).
2. Работа со схемой. Часто предлагаю своим ученикам работу со схемами. Например, при изучении темы «Происхождение растений» обучающиеся 5 класса изучают схему
Изучая схему, обучающиеся выясняют, какие древние растения дали начало папоротниковидным, от кого произошли голосеменные.
При подготовке к ЕГЭ по биологии обучающиеся решают генетические задачи, используя схему родословной.
Обучающиеся не только извлекают информацию из таблиц, графиков, схем, но и преобразовывают текст в форму символов и знаков. Так, например, текст о значении бактерий, водорослей, грибов в природе и жизни человека обучающиеся 5 класса представляют в форме кластера, текст о происхождении различных классов животных обучающиеся 7 класса оформляют в виде схемы.
3. Работа с научно-популярным текстом. Большую роль в формировании читательской грамотности играют задания на основе текста из научно-популярной, справочной литературы, (журналы, словари, энциклопедии, учебно-методические пособия). Такие задания расширяют кругозор, учат самостоятельному добыванию знаний, знакомятся с научной терминологией. Так, на уроках биологии в 9 классе я предлагаю ответить на вопросы к тексту «Хлорофиллы» из химической энциклопедии. Обучающиеся 6 класса изучают тему «Видоизменения листьев», работая с текстом «Метаморфозы листьев» из ботанического справочника. Часто практикую для обучающихся старших классов задания с текстами научного содержания из журналов «Молекулярная биология», «Физиология человека», «Экология», «Медицинская генетика», «Клиническая микробиология», «Медицинская иммунология» и другие.
4. Работа с текстом из литературных произведений. Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий. Литературные тексты используются для создания проблемной ситуации, анализа биологической сути изучаемого явления, его иллюстрации и т.д. На уроках биологии полезно использовать некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения. В частности, в ряде классических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 8 классе. Например, рассказ Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент «вымывается» из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги и руки. Именно это и мог делать «гуттаперчевый мальчик», обеспечивая, таким образом, успех своих выступлений.
5. Работа с текстом учебника.
Работу с текстом учебника я дифференцирую по сложности.
Первый уровень: задания, связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами (из приведенного перечня слов и терминов).
Например,
Задание. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Движение крови в организме человека.
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) − это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
Перечень терминов:
1) вена | 2) артерия | 3) капилляр | 4) левый желудочек |
5) правый желудочек | 6) правое предсердие | 7) артериальная кровь | 8) венозная кровь |
Второй уровень: задания, связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами (без перечня слов и терминов); задания, где требуется дополнить предложения.
Например,
Задание. Дополните предложения:
- Самая многочисленная группа животных - это____________________.
- К общественным насекомым относятся:_________________________.
- Ротовой аппарат бабочек:_____________________________________.
- Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является____________________________________________________.
- Одомашненные виды насекомых:_______________________________.
Третий уровень: задания на анализ биологической информации.
Например,
Задание. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их:
1. Самый многочисленный класс среди Членистоногих – это класс Паукообразные. 2. В отличие от ракообразных у насекомых 3 пары ног. 3. Как у клещей у насекомых слитное тело. 4. Насекомые освоили все среды жизни: наземно-воздушную, почвенную, водную и организменную. 5. К общественным насекомым относят муравьев, пчёл, термитов, которые живут большими семьями. 6. Ротовой аппарат кузнечика – колюще-сосущий.
Или
Задание. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых приведены особенности строения представителей отряда Пингвинов в связи с водным образом жизни.
(1) Пингвины появились около 60 миллионов лет назад. (2)Пингвины не могут летать: их передние конечности превращены в ласты. (3)Гнёзда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. (4)Яйца насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно. (5)Задние конечности пингвинов с перепонками. (6) Плавают пингвины быстро, со скоростью до 36 км/ч.
Актуальным для формирования читательской грамотности остается работа обучающихся при подготовке рефератов, сообщений, докладов с использованием различных источников текстовой информации, а также конспектирование и тезисное изложение изученного материала.
Умение читать текст и понимать его по праву считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Читательская грамотность непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»)
2.Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития. Библиотековедение, 2017, №66(1):41-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
- Мне нравится (1)