СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
статья
О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Степанова Т.А., методист
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией.
Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своей профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним.
Изначально термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» - это нововведение, изменения, обновления. В широком смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).В области педагогики означает изменения в содержании образования и технологий, внедрение в педагогическую деятельность передовых методов, приемов и форм обучения и воспитания.
Направления инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей:
- совершенствование содержания образования; - изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий
- создание системы работы с одаренными детьми;(лагеря, мастер классы для детей, творческие конкурсы и тд)
- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения (дистанционные методы работы , мастер классы)
- совершенствование всей системы управления;
- информатизация образовательного процесса. (интернет в каждом классе)
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной:
- во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.
- во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. А функция педагога - является умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих проблемах, помочь освоить разнообразную информацию.
- в-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.
Виды педагогических инноваций
Идеологические инновации | Внутрипредметные инновации | Общеметодические инновации | Административные инновации |
- это обновление сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению. | -это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение а технологий, создание авторских методических разработок). | - это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т.д.). | - это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. |
- Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов, обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:
⎫ Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
⎫ Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
⎫ Проектные технологии – предполагают включение детей в социально – и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).
⎫ Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, артефактами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью. ( археологические раскопки и зарисовки найденного материала)
⎫ Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
⎫ Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста: представителя Союза музыкантов, Союза Художников, мастеров ДПИ), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
⎫ Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).
⎫ Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.
⎫ Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
⎫ Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.
⎫ Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
-составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;
- учебные пособия;
- методические разработки;
- интернет выставки и экскурсии;
- модели;
- мультимедийные продукты;
- художественные и творческие работы;
- участие в конференциях;
- работа ВЭБ-сайтов педагогов.
Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384484-1389914447.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ШЕЛЕХОВА)
Программа ДЮСШ "Юность" реализуется с января 2013г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-419089-1394734614.jpg)
«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-482987-1643818760.jpg)
Реализация практики инновационной деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования
Современное общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, в положительной динамике к новым технологиям и формам работы. Система образования – одна из самых ярких и перед...
Инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1092179-1544516904.jpg)
Инновационная деятельность педагога в сфере дополнительного образования.
Внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования педагога дополнительного образования. Инновационные технологии в сфере дополнительного образования определяют сущность формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/16/picture-682825-1613471469.jpg)
Инновационная деятельность педагога в сфере дополнительного образования
Во все времена взрослое население Земли волновал вопрос, каким будет новое поколение. Исчезали цивилизации, менялся государственный строй, век сменялся веком, наступало утро нового дня. Новые дети при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273262-1601454290.jpg)
Содержание и технологии методического сопровождения контролирующей деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования
Мудрые слова древних гласят: «Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат».Хотелось бы, что бы вся наша управленческая деятельность была выстроена именно в этой логике. Се...