ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по алгебре (7 класс) на тему

Домнина Екатерина Игоревна

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по математике и географии44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИКТ- технологии для формирования умений при решении познавательных задач.

Аннотация

Использование ИКТ – технологий в освоении решений познавательных задач для интеллектуального продуктивного действия учащихся.

Особенностью сегодняшнего образования является наличие доступного всем информационно – образовательного пространства, которое все активнее начинает использоваться субъектами образовательного процесса. Главной целью становится не передача ученику определенного количества знаний, а формирование у него умений самостоятельно эти знания приобретать, ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, преобразовывать ее, использовать для решения возникших проблем.

Для того чтобы ученики решали познавательные проблемы, их этому нужно научить, т. е. нужны и определенные базовые умения. Однако соотношение деятельности учащихся по усвоению информации, сообщаемой учителем, и деятельности собственного ее приобретения учеником изменяется по сравнению с традиционным подходом в сторону деятельности самого ученика. Главной задачей учителя становится не вооружение информацией ученика, а помощь ученику в самостоятельном овладении этой информацией. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Учитель предстает как организатор педагогической поддержки учащихся в ходе образовательного процесса: при определении целей обучения, выборе соответствующего материала, решении проблем, оценке достигнутых результатов. Ученик же выступает как создатель субъективно (а иногда и объективно) новой информации в результате продуктивной деятельности (внешней и внутренней), основывающейся на личностном опыте.

Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому важным вопросом является осуществление межпредметных связей, что способствует формированию у школьников обобщённых знаний о важнейших явлениях объективного мира, выработки единого целостного научного мировоззрения, созданию общей естественнонаучной картины мира. Известно, что прочность и практическая значимость приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.

Решение задачи требует хорошего системного мышления, поскольку важно обнаружить связность мира, взаимосвязь различных процессов – то, что в нашем мире скрыто, и не только от детей. Отвечая на непростые вопросы, удерживая в одном смысловом поле порой противоречивые или просто совсем разные мнения, каждое из которых авторское, участники учатся «думать в коммуникации» – строить основания, искать параметры сравнения, договариваться о критериях оценки и т.д.

Именно такой ход позволяет реализовать основную линию новых образовательных Стандартов: «инициатива – самостоятельность – ответственность» в мышлении.

Решение познавательной задачи является важным практикумом понимания устройства задачи как связной системы данных, требуемых средств решения. Наличие или отсутствие ответа, его многовариантность – это важное понимание научного мировоззрения, за которым лежит более универсальное умение – умение находить закономерности, умение исследовать.

На примере решения учебных задач разных уровней в 7 классе в разделе « Материки и океаны» рассмотрены, какие же можно применять задания для осуществления межпредметных связей математики с другими учебными предметами и основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи.

1 этап. Осмысление условия.

«Вычленить» требуемую информацию и «отбросить» второстепенную, представленную в табличной и словесной формах.

Проанализировать данные таблицы с целью установления полноты условия (достаточность, недостаточность, избыточность), а также выявления известных и неизвестных элементов, их свойств и отношений.

2 этап. Составление плана решения.

Сопоставить данную задачу с известными классами задач.

Разбить данную задачу на подзадачи.

Выдвинуть гипотезу, основываясь на соображениях логики, здравого смысла и интуиции.

3 этап. Осуществление плана решения.

Вычислить соотношение величин и оформить найденное решение.

Представить полученные результаты в табличной форме.

4этап. Изучение найденного решения.

В процессе работы учащиеся вносили дополнения и изменения в условие задачи с учетом различных ситуаций, сопоставляли статистические данные в таблице, составляли на их основе диаграммы, анализировали полученную информацию, формулировали соответствующие выводы, применяя  предметный материал в нестандартной ситуации.

Опыт работы в данном направлении показывает, что учебно-познавательные задачи межпредметной направленности способствуют приобщению учащихся к научно-исследовательской деятельности, усиливают процессы творческого мышления, позволяют рассматривать известные положения критически с их последующим анализом, заставляют разрабатывать собственный алгоритм решения задач, обосновывать его, вносить корректировки, побуждают к самостоятельному поиску дополнительных источников информации.

Информационное обеспечение:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач. СПб: СпецЛит,2000.
  2. Абдулаева О.К. «Учебно-познавательные задачи как средство достижения образовательных результатов ФГОС». Учебно-методическое пособие. СПб АППО, 2012.
  3. Абдулаева О.К. « Межпредметные задачи в практической деятельности учителя». Учебно-методическое пособие. СПб АППО, 2012.
  4.  Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. (Работаем по новым стандартам) М.: Просвещение, 2011
  5. Е.Ю. Лукичева. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика): учебно-методическое пособие – СПб АППО,2015
  6. http://standart.edu.ru (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Информационно - методическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

В статье рассматривается информационно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования. Автором рассмотрены приоритетные направления информационнометодического с...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...