Урок в соответствии ФГОС требования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
УРОК - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.
Информационная карта урока в соответствии ФГОС
№ | Описание | |||
1 | Тип урока | |||
2 | Класс | |||
3 | Тема | |||
4 | Образовательная программа, автор | |||
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе,курсе | |||
6 | Формируемые УУД | Личностные | ||
Регулятивные | ||||
Познавательные | ||||
Коммуникативные | ||||
7 | Цель и задачи урока | Цель: Задачи:
3. Воспитывающие | ||
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод: Частные методы и приемы: | ||
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | |||
10 | Описание методов оценивания, применяемые на уроке | |||
11 | Средства | |||
12 | Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | |||
13 | Планируемые результаты | Личностные Предметные Метапредметные | ||
14 | Ход урока | |||
1 этап | ||||
1 | Цель | |||
2 | Длительность этапа | |||
3 | Иллюстративные и дидактические материалы | |||
4 | Форма организации деятельности обучающихся | |||
5 | Функции преподавателя на данном этапе | |||
6 | Приемы и формы работы | |||
7 | Форма контроля | |||
2 этап | ||||
1 | Цель | |||
2 | Длительность этапа | |||
3 | Форма организации деятельности обучающихся | |||
4 | Функции преподавателя на данном этапе | |||
5 | Функции преподавателя на данном этапе | |||
6 | Приемы и формы работы | |||
7 | Форма контроля | |||
3 этап | ||||
1 | Цель | |||
2 | Длительность этапа | |||
3 | Иллюстративные и дидактические материалы | |||
4 | Форма организации деятельности обучающихся | |||
5 | Функции преподавателя на данном этапе | |||
6 | Приемы и формы работы | |||
7 | Форма контроля | |||
... этап |
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки отработки умений и рефлексии
- Уроки общеметодологической направленности
- Уроки развивающего контроля
№ | Этап урока | Цель этапа | Условия реализации цели |
1.Урок открытия нового знания (ОНЗ) | |||
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | |||
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
установить тематические рамки учебной деятельности («могу») |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии |
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
|
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | выбор способа и средств их реализации |
|
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. | |||||
5 | Этап реализации построенного проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
| ||
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | ||
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях |
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | ||
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности | ||
9 | Этап рефлексии УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | ||
2. Урок отработки умений и рефлексии | |||||
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. | |||||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности |
| ||
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | ||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений | осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
| ||
4 | Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.: |
| ||
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
|
6 6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый сспооб действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях |
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
| |
9 | Этап рефлексии УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | |
3. Урок общеметодологической направленности | ||||
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов | ||||
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. | ||||
1 | этап мотивации | Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода | ||
2 | этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | |||
3 | этап закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
4 | этап включения изученного в систему знаний | |||
5 | этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
4.Урок развивающего контроля проводится в два этапа 1. Написание контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Этапы проводятся на 2-х уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы обучающихся на первом уроке (время не должно превышать 1-2дней). | |||
Деятельностная цель: написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Содержательная цель: согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применени и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. | |||
Первый урок-Проведение контрольной работы | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
|
2 | Этап актуализации пробного и учебного действия | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности |
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию |
| |||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы |
• проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя Учащиеся, которые допустили ошибки:
|
4 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.) |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи | закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха |
• зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения |
8 | Этап решения заданий творческого уровня | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. | положительном результате предыдущего этапа:
• повторяют предыдущий вариант, но другой вариант |
9 | Этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности |
осознание механизма контрольно коррекционной деятельности |
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов оценивают полученные результаты собственной деятельности при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности |
Критерии результативности урока
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
- Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
- Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
- Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
- Сколько учеников получили оценки (должны все).
- Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
- Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
- Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
- Соответствует ли объем домашнего задания норме (да - нет)
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....