Дифференцированный подход в обучении английскому языку (с применением ЭОиДОТ)
учебно-методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сарбашева Юлианна Олеговна
МБОУ СОШ №4 им. Л.И.Золотухиной г.Сургут
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
(с применением цифровых образовательных платформ)
Формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной задачей современного учителя, так как иностранный язык – это средство общения между речевыми партнерами. При отведенных по программе образовательных школ по 3 часа в 5-9 и по 2 часа во 2-4 классах очень сложно научить учащихся владению иностранным языком как средством коммуникации. Следует также учитывать, что контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами, поэтому одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Главная трудность учителя заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке. Не менее легкой является и сопутствующая этому задача: определение индивидуальных особенностей личности учащегося и организация на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.
А для достижения этих задач каждый учитель должен четко понимать, что определяется под словом дифференциация:
- переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени;
- в переводе с английского языка “difference” – “разница”, “различие”.
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Часто дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных проблемах в знаниях учащихся.Например, один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснений учителя, поэтому получается так, что в одном классе есть учащиеся с высоким, средним или низким уровнем знаний. Такую дифференциацию можно определить, как уровневую.
Также необходимо учитывать то, что индивидуальные способности школьников к изучению иностранного языка не одинаковы: одним он дается легко, другим – с большим трудом. Следует отметить тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легко усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию. Кроме того, у всех детей разный склад мышления. Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.
Дифференциация в обучении связана с индивидуализацией обучаемых. К сожалению, не всегда все школьники усваивают программный материал в полной мере, как бы учитель не старался донести его для учеников. Считаю, что очень важно тщательно планировать каждый урок, каждый его этап. Для положительного решения этой проблемы необходимо учитывать личностные качества каждого учащегося и ориентироваться на личностную индивидуализацию в обучении иностранному языку. Игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, т.е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формализованную систему, а не орудие общения.
Личностная индивидуализация в обучении учитывает:
1. Контекст деятельности обучаемого;
2. Жизненный опыт ученика;
3. Сферу интересов, желаний, склонностей;
4. Собственное мировоззрение;
5. Эмоционально-чувственную сферу;
6. Статус личности в коллективе (популярность учащегося среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в речевых группах).
Перечисленные компоненты личностной подструктурыиндивидуальности служат источником для использования приемов личностной индивидуализации обучения, в частности, иностранному языку. Индивидуализация не может рассматриваться как одноразовое средство, используемое на каком-либо этапе усвоения материала и применительно к какой-либо группе учащихся (сильных, средних или слабых). Она должна проходить через весь процесс обучения иноязычному говорению. Она должна служить ученику, развитию его способностей к иноязычной речевой деятельности.
Считаю, что для яркого проявления личности каждого ученика в обладании речевыми навыками актуально проектная методика обучения. Так, при изучении темы «Почему мы изучаем английский язык» в 4 классах мы совместно с ребятами обсудили, как лучше и интереснее организовать работу над ней, сделать что-то необычное, выйти за рамки учебника, привлечь к активному участию каждого ученика, мотивируя каждого к желанию высказаться по тому или другому вопросу.
Естественно, оптимальным решением стало обсуждение по следующим вопросам:
- выделить преимущества;
- выписать сложности, с которыми встретимся;
- оформление работы.
Для облегчения ведения беседы слабые учащиеся пользовались раздаточным материалом – речевыми клише. В процесс были вовлечены все учащиеся, но главные роли, конечно, выполняли ученики с высоким и средним уровнем обученности, а учащиеся со слабыми знаниями давали оценочные реплики и строили мини-сообщения по вопросам, которые им показались более интересными и посильными для говорения. Таким образом, мне удалось учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания каждой группе.
Дифференцированный подход можно применять не только на «живых» уроках, но и на занятиях с применением электронных образовательных и дистанционных технологий.
Условно можно выделить следующие компоненты онлайн-урока.
1) Мотивация – необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося.
2) Инструкция – правила на онлайн-уроке и во время самостоятельной работы, необходимо предусмотреть все возможные сложности и вопросы.
3) Информация.Большое внимание при подготовке электронного ресурса должно уделяться содержательному и визуальному оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала.Содержание может быть представлено мультимедийными презентациями, электронными учебниками, обучающими аудио- и видеоматериалами, игровыми и занимательными заданиями и др.
4) Контроль учебной деятельности – это самый необходимый элемент процесса дистанционного обучения.
На данном этапе целесообразно разделить задания для детей с сильным, средним и слабым уровнем знаний. В качестве контроля во время дистанционного обучения применяются следующие формы:
- Задания на образовательных платформах Учи.ру, Skysmart и другие.
- Тестовые задания в GoogleForms.
- Аудио- или видеозапись выполненного задания, например, чтение стихотворения.
- Скан или фото письменно выполненного задания по уровням.
5) Коммуникация и консультация. Продумать систему взаимодействия с обучающимися родителями в течение и после урока.
На уроках с применением ЭОиДОТ при работе с текстом по теме «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» я постаралась также индивидуализировать задания. Учащимся с высоким уровнем обученности предложила найти информацию о стране по плану:
- Великобритания богата историей …
- Соединенное Королевство состоит из …
- Символы стран Соединенного Королевства
Ученики средних способностей читали текст под названием «Соединенное Королевство» в учебнике и выполняли следующие задания:
- составляли список достопримечательностей
- посоветовать посетить ту или другую страну
Слабым предложила этот же текст со следующими заданиями:
- рассказать какиестолицы стран Соединенного Королевства, опираясь на опору-подсказку.
Стоит отметить, что не все учащиеся имели возможность подключаться к онлайн-занятиям. В таких случаях, я заранее записывала видеоурок, используя все необходимые материалы занятия. Соответственно, учащийся, который пропустил урок, имел возможность посмотреть онлайн-занятие и усвоить материал.
Таким образом, принцип индивидуализации прослеживаетсяпрактически влюбом уроке, любой теме при обучении иноязычному высказыванию, он стимулирует каждого к порождению речи, мотивирует участие каждого ученика, наконец, делает урок иностранного языка более интересным, продуктивным.
Как видно, из приведенных примеров, индивидуализация неотрывна от дифференциации, так как учет личностных особенностей каждого ещё не означает одинаковое овладение навыками говорения каждым учащимся. Этот процесс долгий и нелегкий, так как индивидуализировать задания требует от учителя большего творчества. Особое внимание также необходимо уделять урокам с применением электронных и дистанционных технологий, которые являются пока еще новшеством в системе образования.
Индивидуализация не должна сводиться к простой дифференциации. Дифференцированное обучение строится как раз на подборе индивидуальных знаний, в зависимости от способностей учащихся (память, речевой слух и т.д.) и уровня сформированности речевых навыков и умений.
Нельзя давать слабым легкие задания, исходя из того соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это правильно: слабый ученик участвует в процессе, но сильный может возмутиться: почему ему даются сложные задания, а в итоге оценка такая же. Не разъяснив причин индивидуального подхода к каждому, может возникнуть конфликтная ситуация. Поэтому учителю надо принимать во внимание и психологический аспект. Думаю, неправильно оценивать слабого ученика всегда на «3». Ведь он же трудился весь урок в силу своих возможностей! Надо инициировать его постепенно на выполнение ещё одного задания и «растить» его шаг за шагом к выполнению упражнений для средних учащихся, а тех в свою очередь подтягивать к сильным. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности.
Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"
Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...
Статья "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"
Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи ,основные формы и приемы...
Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Основные задачи дифференцированного подхода в обучении английскому языку...
Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Эта статья поможет тем педагогам, которые только начинают свою профессиональную деятельность в школе. Она освещает проблемы дифференцированного подхода в обучении школьников. На уроках мы работаем с д...
Дифференцированный подход в обучении английскому языку.
Дифференцированный подход в обучении английскому языку....
Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку".
Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"....
Дифференцированный подход к обучению английскому языку в средней школе.
Данный материал содержит примеры дифференцированного подхода на уроках английского языка в средней школе....