Доклад на ШМО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка" АООП 9.1
методическая разработка
Методы и формы работы по развивающему обучению детей 1-2 классов по АООП 9.1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shmo_var.2.docx | 147.92 КБ |
razvitie_rechi_na_urokah_chteniya_i_russkogo_yazyka_wecompress.com_.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03 e-mail:cenreab@mos.ru
Доклад
по теме:
«Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка»
Классный руководитель
2 «а» класса
Кабанова О.А.
апрель 2022
г. Москва, г. Троицк
Пояснительная записка
«Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете»
Конфуций
Проблема: Недостаточная развитость умения выражать грамотно свои мысли у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, трудности в общении.
Актуальность проблемы: В настоящее время школьники имеют трудности в общении со сверстниками, т.к. не всегда получается грамотно и четко излагать свои мысли, не могут подобрать общие темы для общения; некоторые дети замкнуты, стеснительны, следовательно, для них живое общение представляет страх, стеснение. Учащиеся предпочитают общение «в сети», используя гаджеты, игры в телефоне и интернете. Учащиеся меньше берут в руки книгу, меньше общаются.
Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Цель: способствовать формированию грамотной речи учащихся с помощью применения различных элементов развивающего обучения.
Задачи:
1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.
2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.
3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
4) Разработка учебных и методических материалов к урокам.
Предполагаемый результат:
- Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной речью.
- Пополнить словарный запас, развивать внимание, речь на уроках.
- Обеспечить овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.
- умение проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
-обобщение опыта по исследуемой теме на конференциях, семинарах и педагогических советах.
Перечень вопросов по самообразованию:
· изучение психолого-педагогической литературы;
· разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
· проектная и исследовательская деятельность;
· анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
· продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
· планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая
Источники самообразования
· семинары, конференции, вебинары;
· мастер-классы;
· периодические издания;
· мероприятия по обмену опытом;
· Видео, аудио информация на различных носителях
· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
· интернет.
Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин
Особенности усвоения словарного запаса
при нормальном ходе речевого развития
Словарный запас взрослого человека обычно составляет не менее 5000 слов.
К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.
Очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования.
Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается и в качественном отношении. Это происходит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов.
Отклонения в развитии словарного запаса
- Более поздние сроки появления слов в речи ребенка
- Малое количество слов
- Трудности в усвоении значений слов
- Необычные искажения звуко-слоговой структуры слова
Основные недостатки лексической стороны речи
обучающихся коррекционной школы VIII вида
1. Ограниченность, бедность словарного запаса.
2. Неправильное понимание слов и неточное их использование.
3. Патологическое различие между пассивным и активным словарем.
Соотношение между активным и пассивным словарём
Особенности развития речи умственно отсталых детей
- Часто умственно-отсталые дети надолго «застревают» на уровне звукоподражания
- Словарь обогащается крайне медленно
- Слова носят «лепетный» характер и непонятный для окружающих
- Характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов
- Могут наблюдаться перестановки слогов в словах
- Типично грамматически неправильное оформление слов
- Отсутствие в речи ребенка глаголов
- Употребление существительных только в именительном падеже
- Однотипность имен прилагательных
- Полное отсутствие или недостаточное количество в речи обобщающих слов
- Недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса (подбор синонимов, антонимов)
Задачи работы над словом
1. Обогащение словаря.
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словаря.
Основные направления формирования
лексического строя речи
1. Уточнение и понимание смысла известных слов («Что ты видишь? Кого ты видишь?»).
2. Работа по усвоению тематическая групп слов (названия овощей, фруктов и пр.).
3. Подбор действий (лопата - копают, лейка – поливают).
4. Подбор признаков.
5. Подбор наречий (идти – медленно, быстро; холодно – тепло; грустно – весело).
6. Работа над синонимами.
7. Работа над антонимами (одежда – сухая, мокрая)
8. Отработка многозначности слов (ручка, ножка, спинка; золотой).
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи
- необходимо обогатить речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у них слов, а также привить детям простейшие навыки образования новых слов
Обогащение словаря именами существительными
(названиями предметов)
Серия заданий № 1
Узнавание и правильное называние предметов
Обобщение
Задание
Назвать изображенные предметы.
Найти для них обобщающее слово.
Домашние животные | корова лошадь коза овца осёл кролик кошка собака |
Овощи | картофель капуста помидор огурец редиска свёкла морковь |
Фрукты | яблоко груша виноград лимон апельсин мандарин |
Обогащение словаря именами существительными проводится по следующим лексическим темам:
- Домашние животные
- Дикие животные
- Домашние птицы
- Дикие птицы
- Овощи
- Фрукты
- Ягоды
- Деревья
- Мебель
- Посуда
- Одежда
- Обувь
- Игрушки
- Инструменты
- Транспорт
Серия заданий № 2 (Словообразование)
Животные, птицы и их детеныши
Сложность образования новых слов нарастает постепенно
Основа сохраняется в неизменном виде
У лисы – лисёнок
У утки - утёнок
Чередование согласных в корне слов
У медведя – медвежонок
У белки – бельчонок
В названиях детёнышей совершенно другая основа, которая не повторяет первоначального слова
У собаки – щенок
У овцы - ягнёнок
Серия заданий № 3
(образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов)
Большие и маленькие предметы
Стол - столик
Гриб - грибок
Круг - кружок
Шкаф - шкафчик
Голова - головка
Платье - платьице
Тетрадь - тетрадочка
Книжка - книжечка
Обогащение словаря глаголами
(названиями действий)
Серия заданий № 1
Способы передвижения различных животных
Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы | летают |
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки | плавают |
Змеи, гусеницы, черви, ящерицы | ползают |
Кузнечики, лягушки, зайцы | прыгают |
Серия заданий № 2
Различные действия одного и того же животного
Собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.
Серия заданий № 3
Названия действий животных
Голоса животных, птиц,
насекомых
КОРОВА МЫЧИТ ЛОШАДЬ РЖЁТ КОЗА БЛЕЕТ СВИНЬЯ ХРЮКАЕТ СОБАКА ЛАЕТ КОШКА МЯУКАЕТ ТИГР РЫЧИТ ВОЛК ВОЕТ МЕДВЕДЬ РЕВЁТ | ЗМЕЯ ШИПИТ ЛЯГУШКА КВАКАЕТ УТКА КРЯКАЕТ ЖУК ЖУЖЖИТ КОМАР ПИЩИТ ВОРОНА КАРКАЕТ КУКУШКА КУКУЕТ ГОЛУБЬ ВОРКУЕТ СОЛОВЕЙ ПОЁТ |
Серия заданий № 4
(Образование приставочных глаголов)
Различные действия мальчика
Мальчик | в дом... (входит); |
из дома... (выходит); | |
к дому... (подходит); | |
от дома... (отходит); | |
вокруг дома... (обходит); | |
через дорогу... (переходит). |
- Мальчик дорогу переходит, а заяц? (перебегает)
- А птица? (перелетает)
- А змея? (переползает)
Обогащение словаря именами прилагательными
(признаками предметов)
Серия заданий № 1
Различение по вкусу
Какая по вкусу соль? конфета и т.п.
Ответы:
- Соль солёная
- конфеты сладкие
- лимон кислый
- лук горький
А что еще бывает кислое? Горькое? Сладкое? Соленое?
- Какая по вкусу брусника? Земляника? А какой торт, горчица?
Серия заданий № 2
Название основных и промежуточных цветов
- БЕЛАЯ БЕРЁЗА
- КРАСНАЯ КЛЮКВА
- ВИШНЁВАЯ ВИШНЯ
- МАЛИНОВАЯ МАЛИНА
- РОЗОВАЯ РОЗА
- Какого цвета небо? Солнце? Трава? Листья на деревьях?
- А какого цвета твое платье, шарфик?
- А какого цвета бывают гвоздики, розы?
«Обратные» вопросы:
- Что бывает синего цвета?
- А зеленого, красного, желтого?
Названия противоположных признаков предметов
(слов-антонимов)
«Дерево высокое, а кустик... (низкий)».
И наоборот:
«Кустик низкий, а дерево…(высокое)».
Медведь большой, а медвежонок маленький.
Верёвка толстая, а нитка тонкая.
У коровы хвост длинный, а у козы короткий.
Старик старый, а юноша молодой.
Серия заданий № 4
Характеристика предметов по возможно большему числу признаков (по вкусу, по цвету, по форме, по величине и т.п.)
Примерные вопросы к картинкам:
- Какой лимон по вкусу?
- А по цвету?
- По форме?
- По величине?
Серия заданий № 5
Образование имен прилагательных от имен существительных
(Относительные прилагательные)
- Рукавички из кожи — кожаные
- Рукавички из шерсти — шерстяные
- Рукавички из меха — меховые
Серия заданий № 6
Образование имен прилагательных от имен существительных
(Притяжательные прилагательные)
Посмотрите, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны?
- У вороны голова воронья
- У оленя — оленья
- У лисы — лисья
- У рыбы — рыбья
Обогащение словаря наречиями
Детям объясняются понятия:
- далеко - близко
- высоко - низко
- быстро - медленно
- тихо (шёпотом) - громко
- хорошо - плохо
- тепло –холодно – жарко - прохладно
- ветрено, дождливо, пасмурно
- мокро (сыро) - сухо
- светло – темно - сумрачно
Литература
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320с. – (Коррекционная педагогика).
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение» 2001г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности усвоения словарного запаса при нормальном ходе речевого развития К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Словарный запас взрослого человека обычно составляет не менее 5000 слов.
Очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается и в качественном отношении . Это происходит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов.
Отклонения в развитии словарного запаса Более поздние сроки появления слов в речи ребенка Малое количество слов Трудности в усвоении значений слов Необычные искажения звуко-слоговой структуры слова
Основные недостатки лексической стороны речи обучающихся коррекционной школы VIII вида 1. Ограниченность, бедность словарного запаса. 2. Неправильное понимание слов и неточное их использование. 3. Патологическое различие между пассивным и активным словарем.
Соотношение между активным и пассивным словарём
Особенности развития речи умственно отсталых детей Часто умственно-отсталые дети надолго «застревают» на уровне звукоподражания Словарь обогащается крайне медленно Слова носят « лепетный » характер и непонятный для окружающих Характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов Могут наблюдаться перестановки слогов в словах Типично грамматически неправильное оформление слов Отсутствие в речи ребенка глаголов Употребление существительных только в именительном падеже Однотипность имен прилагательных Полное отсутствие или недостаточное количество в речи обобщающих слов Недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса (подбор синонимов, антонимов)
Задачи работы над словом 1. Обогащение словаря. 2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно. 3. Активизация словаря.
Основные направления формирования лексического строя речи 1. Уточнение и понимание смысла известных слов («Что ты видишь? Кого ты видишь?» ). 2. Работа по усвоению тематическая групп слов (названия овощей, фруктов и пр.). 3. Подбор действий ( лопата - копают, лейка – поливают ). 4. Подбор признаков. 5. Подбор наречий ( идти – медленно, быстро; холодно – тепло; грустно – весело ). 6. Работа над синонимами. 7. Работа над антонимами ( одежда – сухая, мокрая ) 8. Отработка многозначности слов ( ручка, ножка, спинка; золотой ).
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи необходимо обогатить речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у них слов, а также привить детям простейшие навыки образования новых слов
Обогащение словаря именами существительными (названиями предметов)
Серия заданий № 1 Узнавание и правильное называние предметов Обобщение Задание Назвать изображенные предметы. Найти для них обобщающее слово. Домашние животные корова лошадь коза овца осёл кролик кошка собака
Овощи картофель капуста помидор огурец редиска свёкла морковь Фрукты яблоко груша виноград лимон апельсин мандарин
Обогащение словаря именами существительными проводится по следующим лексическим темам: Домашние животные Дикие животные Домашние птицы Дикие птицы Овощи Фрукты Ягоды Деревья Мебель Посуда Одежда Обувь Игрушки Инструменты Т ранспорт 10.04.2022 14
Серия заданий № 2 (Словообразование) Животные, птицы и их детеныши Сложность образования новых слов нарастает постепенно Чередование согласных в корне слов У медведя – медвежонок У белки - бельчонок Основа сохраняется в неизменном виде У лисы – лисёнок У утки - утёнок В названиях детёнышей совершенно другая основа, которая не повторяет первоначального слова У собаки – щенок У овцы - ягнёнок
Серия заданий № 3 (образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов) Большие и маленькие предметы Шкаф - шкаф чик Круг - кру ж ок Стол - стол ик Гриб - гриб ок
Книжка - книж ечк а Тетрадь - тетрад очк а Голова - голов к а Платье - плать иц е
Обогащение словаря глаголами (названиями действий)
Серия заданий № 1 Способы передвижения различных животных Птицы, бабочки , мухи , жуки, комары , стрекозы летают Рыбы, дельфины, киты , моржи, утки плавают Змеи, гусеницы, черви , ящерицы ползают Кузнечики, лягушки , зайцы прыгают
Серия заданий № 2 Различные действия одного и того же животного Собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.
Серия заданий № 3 Названия действий животных Голоса животных, птиц, насекомых КОРОВА МЫЧИТ ЛОШАДЬ РЖЁТ КОЗА БЛЕЕТ СВИНЬЯ ХРЮКАЕТ СОБАКА ЛАЕТ КОШКА МЯУКАЕТ ТИГР РЫЧИТ ВОЛК ВОЕТ МЕДВЕДЬ РЕВЁТ ЗМЕЯ ШИПИТ ЛЯГУШКА КВАКАЕТ УТКА КРЯКАЕТ ЖУК ЖУЖЖИТ КОМАР ПИЩИТ ВОРОНА КАРКАЕТ КУКУШКА КУКУЕТ ГОЛУБЬ ВОРКУЕТ СОЛОВЕЙ ПОЁТ
Серия заданий № 4 (Образование приставочных глаголов) Различные действия мальчика Мальчик в дом... (входит); из дома... (выходит); к дому... (подходит); от дома... (отходит); вокруг дома... (обходит); через дорогу... (переходит). Мальчик дорогу переходит, а заяц? ( перебегает ) А птица? ( перелетает ) А змея? ( переползает )
Обогащение словаря именами прилагательными (признаками предметов)
Какая по вкусу соль? конфета и т.п. Ответы: Соль солёная конфеты сладкие лимон кислый лук горький Серия заданий № 1 Различение по вкусу - А что еще бывает кислое? Горькое? Сладкое? Соленое? - Какая по вкусу брусника? Земляника? А какой торт, горчица?
БЕЛАЯ БЕРЁЗА КРАСНАЯ КЛЮКВА ВИШНЁВАЯ ВИШНЯ МАЛИНОВАЯ МАЛИНА РОЗОВАЯ РОЗА Серия заданий № 2 Название основных и промежуточных цветов Какого цвета небо? Солнце? Трава? Листья на деревьях? А какого цвета твое платье, шарфик? А какого цвета бывают гвоздики, розы? «Обратные» вопросы: - Что бывает синего цвета? А зеленого, красного, желтого?
«Дерево высокое , а кустик... ( низкий )». И наоборот: «Кустик низкий , а дерево…( высокое )». Серия заданий № 3 Названия противоположных признаков предметов (слов-антонимов) Медведь большой , а медвежонок маленький. Верёвка толстая , а нитка тонкая . У коровы хвост длинный , а у козы короткий. Старик старый , а юноша молодой .
Примерные вопросы к картинкам: Какой лимон по вкусу? А по цвету? По форме? По величине? Серия заданий № 4 Характеристика предметов по возможно большему числу признаков (по вкусу, по цвету, по форме, по величине и т.п.) В заключение детям предлагается самостоятельно назвать все качества лимона.
Рукавички из кожи — кожаные Рукавички из шерсти — шерстяные Рукавички из меха — меховые Серия заданий № 5 Образование имен прилагательных от имен существительных (Относительные прилагательные)
Посмотрите, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны? У вороны голова воронья У оленя — оленья У лисы — лисья У рыбы — рыбья Серия заданий № 6 Образование имен прилагательных от имен существительных (Притяжательные прилагательные)
Обогащение словаря наречиями Детям объясняются понятия: д алеко - близко в ысоко - низко б ыстро - медленно тихо (шёпотом) - громко хорошо - плохо тепло –холодно – жарко - прохладно ветрено, дождливо, пасмурно мокро (сыро) - сухо с ветло – темно - сумрачно 10.04.2022 30
Литература Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. д ефектол . фак. педвузов. – М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320с. – (Коррекционная педагогика). Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение» 2001г. 10.04.2022 31
Презентацию подготовила учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» г. Москва г. Троицк Кабанова О.А. 10.04.2022 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по физике, как элемент развивающего обучения
Это домащнее задание....
Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"
Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....
Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.
В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений....
Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".
В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....
"Использование элементов развивающего обучения для повышения уровня обученности и развития мышления учащихся."
quot;Использование элементов развивающего обучения для повышения уровня обученности и развития мышления учащихся."...
Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка.
Доклад на тему "Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка" подготовлен для обобщения педагогического опыта на методическом объединении уителей гуманитарн...