Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.
статья (5 класс) на тему

Денисова Валентина Владимировна

В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.

Я работаю с учащимися  по программе 8 вида, обучающимися на дому. Часто, начиная урок, вижу тусклый взгляд ребенка, равнодушие или тревогу за то, что он не сумеет разобраться в изучаемом материале, а иногда – ожидание и надежду. И тогда хочется оправдать надежды ребенка, но подчас это бывает очень трудно, так как преподаваемый мною предмет, математика, подразумевает серьёзные мыслительные процессы у учащихся.

Сделать уроки интересными, стимулировать деятельность детей мне помогает использование нестандартных форм  работы. Задачи  на смекалку, головоломки, занимательные игры, конструирование вызывает большой интерес у учащихся.

Такие упражнения  помогают мне  развивать важные качества личности: наблюдательность, сообразительность, усидчивость, умения конструирования.

Эти задачи  можно включать в урок на различных его этапах: в начале урока в качестве разминки или во второй половине урока, когда наблюдается снижение умственной активности учащегося.

В ходе решения таких упражнений  дети учатся планировать свои  действия, искать различные способы решения, прогнозировать конечный  результат,   осуществлять творческий  подход  при  выполнении  задания.

На уроках изучения нового материала, требующих умения  выполнения поисковых действий практического и мыслительного характера, анализа задачи на этапе разминки  предлагаю  учащимся графические упражнения, в которых необходимо установить  закономерность и продолжить рисунок (рис.1).

 рис.1

Такие упражнения готовлю сама, прошу учеников составлять их друг для друга, а это требует ещё более сложной мыслительной  деятельности учащихся.

Развитие  у детей  пространственного представления  задача  очень  сложная  но важная.

Опыт показывает, что учащиеся, обладающие развитым пространственным представлением, легче усваивают разделы математики  и  другие предметы естественно-математического  цикла  и, если говорить по большому счету, легче находят себя в жизни.

Начинаю  формирование данного навыка с выполнения упражнений  на рассмотрение формы  окружающих предметов и её анализа.

Часто на уроках изучения геометрического материала учащиеся под моим руководством конструируют различные геометрические тела из деревянных отрезков и пластилина, учатся трансформировать их из одного в другое.

Такие упражнения очень интересны для детей и познавательны.

Сложным этапом в формировании пространственного представления является развитие  у учащихся умения  проецировать геометрические тела на плоскость. Это я делаю с помощью различных упражнений. По рисунку 2 ребёнок получает задание: рассмотреть геометрическое тело, сложенное из 6 кубиков,

с разных сторон: слева, справа, сверху, спереди. Выполнить соответствующие

надписи.

рис.2

Из всего многообразия заданий, которые выполняют мои ученики,  особое место занимают упражнения  на преобразование одной фигуры в другую или несколько других. Обычно для решения таких задач  я использую  спички предварительно очищенные от серы. Дети любят такие задания. Вначале они решают  готовые, а потом  придумывают сами, привлекая к этому своих родителей.

Ценность таких упражнений  в том, что ученик имеет дело не с виртуальной, а  вполне реальной фигурой, лежащей перед ним и менять её форму он может, передвигая одну или другую палочку. И, если всё же цель не достигнута, то можно начать работу сначала.

Зрительно-осязательный способ решения таких задач делает выполнение упражнений доступным и  это помогает повысить  самооценку учащемуся, что очень важно.

рис.3

В фигуре  из пяти квадратов убрать четыре  палочки, чтобы остались три квадрата. (рис.3).

  Рассмотренные в статье упражнения я выполняю  с  учениками  5-9 классов, изменяя уровень сложности.                                                                                    Это позволяет мне делать уроки математики интересными для детей, повышать их уровень познавательной мотивации и формировать  у учащихся начальные элементы профессиональных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках тр...

Доклад на ШМО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка" АООП 9.1

Методы и формы работы по развивающему обучению детей 1-2 классов  по АООП 9.1...

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....