План-конспект урока «Древнейшие люди» с элементами развивающего обучения 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Выполнила: Михеева Н. ИО-14-2
План-конспект урока «Древнейшие люди»
с элементами развивающего обучения
5 класс
Имя урока: «Первобытный человек»
Цель: формирование целостных представлений обучающихся о первобытном человеке, его отличии от животных и от современного человека, понимание основных событий в жизни древнейших людей.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать устойчивое представление обучающихся о первобытном человеке, его отличии от животных и от современного человека;
- усвоить отличия первобытного и современного человека;
- сформировать целостное представление о жизни первобытных людей, об организации труда.
Развивающие:
- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;
- извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
- развивать понятийный аппарат обучающихся;
- развивать коммуникативные и аналитические компетенции;
Воспитательные:
- воспитать чувство сопричастности к человеческой истории;
- воспитать уважение к сверстникам;
- воспитать уважение и интерес к истории в целом.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационно-мотивационный этап (5 мин) | Организация начала занятия. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Читает отрывок из стихотворения Борис Шнайдер «Первобытный человек»: В веке давнем жил тревожно | Подготовка учащихся к работе на занятии. |
II. Конструктивно-деятельностный этап (30 мин). Усвоение новых знаний и способов действий Подведение итогов занятия. Рефлексия (7 мин) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин) | Задает вопросы: - Ребята, а знаете ли вы кто такой человек и как он произошел? Хорошо, молодцы. Итак, тема нашего урока «Древнейшие люди». -Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин. Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. Прочитайте стр 8-9 и запишите в тетради основные черты древнейшего человека. - Как же выглядел первобытный человек? -Хорошо, а где жили древнейшие люди? Историческая карта, как важный источник информации, нужна нам сегодня на уроке. Откройте страницу 7 вашего учебника. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте). - Что такое, по-вашему, прародина? Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней. Посмотрите на изображение в учебнике на стр. 10, что вы видите? -Что такое орудия труда? Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда. Итак, в чем заключается первое отличие человека от животного? Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда? -Как же древние люди добывали себе пищу? -Прочитайте и ответьте на вопрос на кого и как охотились первобытные люди? (на стр. 10 учебника) -Какие продукты могло принести собирательство? Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами. -Как вы думаете, почему? Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Человеческое стадо – коллектив древнейших людей. Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный». В учебнике, на стр. 11 вы найдете, как человек овладел огнем. Прочитайте и запишите в тетради ответ на вопрос: как люди ловили огонь? Каким образом они его использовали? А теперь давайте проверим ваши ответы, расскажите, как же люди овладели огнем? Давайте подведем итоги: Кто такие первобытные люди и чем они отличаются от животных? А от современного человека? Где они обитали? Перечислите основные занятия древнейших людей. - Хорошо, ребята! Наш урок заканчивается. Давайте запишем домашнее задание. Задает домашнее задание, объясняет его выполнение. §1, устно ответить на вопросы стр. 12 | Отвечают на вопросы: - Человек – это биологическое существо, произошел от обезьяны. - Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов. Читают описание первобытного человека, записывают в тетради: напоминал обезьяну, широкий приплюснутый нос, уходящий назад лоб, длинные руки. Походка прямая, прыгающая. Зачитывают ответ из тетради. - Они жили в странах с теплым климатом. Открывают учебник, работа с картой. - Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места. Рассматривают изображение. -Орудие труда первобытного человека. - Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность. - Умение изготавливать орудие труда. - Защищаться, добывать пищу, сроить жилища. - Люди добывали себе пищу собирательством и охотой. Читают абзац стр.10, отвечают на вопрос.
- Злаковые, ягоды, фрукты. - В группе ему легче было защищаться от животных, легче прокормиться и остаться в живых. Читают, записывают в тетрадь: Зачитывают ответ из тетради. Подводят итоги, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Используемая литература: примерная программа по истории 5 класс, учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)
Материалы и оборудование: мел, доска, учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс)
План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс) по теме "В отделении Сбербанка"....
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
План-конспект открытого урока "Если ты поедешь в Рим". Обучение английской грамматике через песню.
Пояснительная записка Урок направлен на развитие навыков аудирования и повышение уровня языковой грамотности, а также на повышение мотивации к изучению английского языка....