План-конспект урока «Древнейшие люди» с элементами развивающего обучения 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Михеева Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_istoriya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Михеева Н. ИО-14-2

План-конспект урока «Древнейшие люди»

с элементами развивающего обучения
5 класс

Имя урока: «Первобытный человек»

Цель: формирование целостных представлений обучающихся о первобытном человеке, его отличии от животных и от современного человека, понимание основных событий в жизни древнейших людей.

Задачи:

Образовательные: 
- сформировать устойчивое представление обучающихся о первобытном человеке, его отличии от животных и от современного человека;

- усвоить отличия первобытного и современного человека;

- сформировать целостное представление о жизни первобытных людей, об организации труда.

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;

- извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;

- развивать понятийный аппарат обучающихся;

- развивать коммуникативные и аналитические компетенции;

Воспитательные:

- воспитать чувство сопричастности к человеческой истории;

- воспитать уважение к сверстникам;

- воспитать  уважение и интерес к истории в целом.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационно-мотивационный этап (5 мин)

Организация начала занятия.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Читает отрывок из стихотворения Борис Шнайдер «Первобытный человек»:

         В веке давнем жил тревожно
         Первобытный человек,
         Между прочим очень скромно,
         Ускоряя в жизни бег.
         Палкой землю ковыряя,
         Пропитанье добывал,
         И законы от природы
         Очень чётко соблюдал.
         Еды много не бывает,
         Прокормить один лишь рот,
         Но терпения хватает,
         Нет ни нищих, ни господ.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

II. Конструктивно-деятельностный этап (30 мин).

Усвоение новых знаний и способов действий

Подведение итогов занятия. Рефлексия (7 мин)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин)

Задает вопросы:

- Ребята, а знаете ли вы кто такой человек и как он произошел?
– Как вы думаете, кто такие древнейшие, первобытные люди?

Хорошо, молодцы. Итак, тема нашего урока «Древнейшие люди».

-Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин. Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад.  Прочитайте стр 8-9  и запишите в тетради основные черты древнейшего человека.

- Как же выглядел первобытный человек?

-Хорошо, а где жили древнейшие люди?

Историческая карта, как важный источник информации, нужна нам сегодня на уроке. Откройте страницу 7 вашего учебника. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

-  Что такое, по-вашему, прародина?

 Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

Посмотрите на изображение в учебнике на стр. 10, что вы видите?

-Что такое орудия труда?

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Итак, в чем заключается первое отличие человека от животного?

Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

-Как же древние люди добывали себе пищу?

-Прочитайте и ответьте на вопрос  на кого и как охотились первобытные люди? (на стр. 10 учебника)

-Какие продукты могло принести собирательство?

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился.  Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный».

В учебнике, на стр. 11 вы найдете, как человек овладел огнем. Прочитайте и запишите в тетради ответ на вопрос: как люди ловили огонь? Каким образом они его использовали?

А теперь  давайте проверим ваши ответы, расскажите, как же люди овладели огнем?

Давайте подведем итоги: Кто такие первобытные люди и чем они отличаются от животных? А от современного человека? Где они обитали? Перечислите основные занятия древнейших людей.

- Хорошо, ребята! Наш урок заканчивается. Давайте запишем домашнее задание.

Задает домашнее задание, объясняет его выполнение.

§1, устно ответить на вопросы стр. 12

Отвечают на вопросы:

- Человек – это биологическое существо, произошел от обезьяны.

- Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов.

Читают описание первобытного человека, записывают в тетради: напоминал обезьяну, широкий приплюснутый нос, уходящий назад лоб, длинные руки. Походка прямая, прыгающая.

Зачитывают ответ из тетради.

- Они жили в странах с теплым климатом.

Открывают учебник, работа с картой.

- Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Рассматривают изображение.

-Орудие труда первобытного человека.

- Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.

- Умение изготавливать орудие труда.

- Защищаться, добывать пищу, сроить жилища.

- Люди добывали себе пищу собирательством и охотой.

Читают абзац стр.10, отвечают на вопрос.

 

- Злаковые, ягоды, фрукты.

- В группе ему легче было защищаться от животных, легче прокормиться и остаться в живых.

Читают, записывают в тетрадь:
- Ветками, готовили пищу, использовали для отпугивания животных и т.д.

Зачитывают ответ из тетради.

Подводят итоги, отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Используемая литература: примерная программа по истории 5 класс, учебник  «История древнего мира» Авторы:  А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)

Материалы и оборудование: мел, доска, учебник  «История древнего мира» Авторы:  А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс)

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс) по теме "В отделении Сбербанка"....

План-конспект открытого урока "Если ты поедешь в Рим". Обучение английской грамматике через песню.

Пояснительная записка      Урок направлен на развитие навыков аудирования и повышение уровня языковой грамотности, а также на повышение мотивации к изучению английского языка....