Выступление на заседания ШМО по теме: «Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»
консультация
Доклад по теме:«Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_shmo.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседания ШМО по вопросу «Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Бесспорно, дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Но прежде, чем проводить индивидуальную работу важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ
По данным исследования, проведённого (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:
В 1-5 классах(7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.
В 6-8 классах(12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.
В 9-11 классах (15-17 лет) - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.
Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:
Причины возникновения трудностей у учащихся:
· мотивационная незрелость,
· нарушения интеллекта,
· нарушения динамики психической деятельности,
· особенности асимметрии (левшество),
· недостатки анализаторов (зрения, слуха),
· логопедические нарушения,
· личностные особенности (частично).
В чем проявляется у учащихся:
·трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
·неспособность освоить программу,
·неуспеваемость,
·ошибки в выполнении учебных заданий,
·нарушения поведения.
Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
В рамках психолого - педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:
1. первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;
2. далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;
3. на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.
Этапы психологической работы с низкомотивированными слабоуспевающими:
№ | Название этапа | Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с учащимся | Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка |
II | Диагностическая работа | Определение типа неуспеваемости подростка; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы |
педагог – психолог
МБОУ «СОШ №2 ст.Архонская»
Шаталова И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"
Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....
Презентация к методическому объединению учителей школьного образовательного округа№1 по теме "Психолого -педагогическое сопровождение введения ФГОС"
ФГОС в качестве основных образовательных результатов выделяет 4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Необходимость измерения компетенций...
Тема: « Психолого – педагогические основы контроля и оценки знаний обучающихся по информатике»
Выступление на районном методическом объединении учителей математического цикла...
Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...
Выступление по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение в школе".
Презентация-сообщение для педагогов и родителей о направлениях, формах, видах работы психолога с детьми в школе....