Доклад на ТМО, мастер-класс по теме "Кроссенс как один из методов создания образовательного пространства"
учебно-методический материал

Курилова Ирина Юрьевна

В докладе наглядно, доступно показано применение кроссенса  в учебной и внеучебной деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Добрый день, уважаемые коллеги, гости нашего методического объединения!

     Я рада приветствовать вас в нашей школе.

Известный ученый Альберт Энштейн сказал: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». В таком случае, что должно остаться в памяти после окончания школы? Конечно же, это  результаты образования,   это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию, это  умение учиться.

Каждый из нас, педагогов, воспитателей, родителей задается вопросом:«Как научить ребенка учиться?», какие методы и приемы использовать   на уроке и вне его для организации образовательного пространства. Один из методических приемов  сегодня я представлю вашему вниманию. Чтобы разгадать тему название моего выступления, предлагаю вам  ответить на несколько вопросов:

-Назовите фамилию действующего губернатора Югры  (Комарова)

-Назовите основную пищу коренных народов Югры  (Рыба)

-Река,  на берегах которой мы живем? (Обь)

-Назовите край, в котором мы живем (Север)

-Первый покоритель Сибири (Ермак)

-Черное золото Югры (Нефть)

Итак, по начальным буквам слов-отгадок  у нас получилось слово,..  какое? Кроссенс. Знакомо ли вам это слово? Хорошо, как вы думаете, с каким другим словом ассоциируется слово кроссенс? (Кроссворд. Спасибо).  Как вы думаете,  что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение  слов).………

Слова кроссворд и кроссенс имеют общий корень, общее значение – пересечение , у кроссворда -  слов,   а у кроссенса - смыслов

Итак, “кроссенс” означает “пересечение смыслов”.  Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе  узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

 

      Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

      Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из  9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача аудитории  – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам и воспитателям.

-Использование  кроссенса на уроках способствует:    (цели  применения кроссенса на уроках)

-развитию логического, наглядно-образного, ассоциативного мышления, воображения;

-развитию коммуникативных, в том числе вербальных навыков,  и регулятивных умений;

-формированию навыков работы с информацией;

-повышению интереса к предмету;

-повышению мотивации к изучению предмета;

-формированию навыков работы с информацией;

-созданию условий для самостоятельного творческого развития.

Чтобы создать кроссенс, нужно выполнить следующие шаги:  (алгоритм создания кроссенса)

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов. 

-Уважаемые коллеги, перед вами пример кроссенса.  В  отличие от кроссворда, в котором все клетки пустые, в кроссенсе клетки заполнены изображениями.  Что связывает эти картинки?  Какой одной темой они объединены?  Попробуйте  определить его тему,  подумайте,  что можно сказать, глядя на картинки………….

( Создание и развитие ХМАО-Югры, дата создания, чем богата земля, какие люди проживают)  

………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Кроссенс можно использовать на уроках литературы (например, при прохождении темы «Поэзия серебряного века», в рамках одного произведения, на уроках русского языка при прохождении темы Лексика, Глагол и т.д., на уроках ТПК «Типы профессий, истории, биологии, географии Материки, Океаны,

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- на стадии определения темы;

- постановки проблемы;

- на стадии закрепления материала;

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;

- как творческое домашнее задание; кстати  кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем, так как отражает глубину понимания учеником заданной темы;

-для внеклассной работы по предмету;

-для проведения классных часов (юбилейные даты, дни рождения).

- А сейчас попробуйте  самостоятельно составить рассказ  уже по следующему слайду,  предлагаю   условно разделить  аудиторию  на две группы, справа  от меня  - первая группа, слева  – вторая. Итак,  внимательно посмотрите на изображения и составьте свой рассказ

- Какая группа готова озвучить составленный рассказ? (Выслушиваем обе группы  (Каждая группа представляет свой рассказ на тему ЕГЭ))

- Спасибо

- Итак, уважаемые коллеги и гости, давайте подберем ключевые слова к методу кроссенс: сначала три существительных - ……, четыре прилагательных - ….., пять глаголов - … ….. Вот эти все слова и раскрывают метод кроссенс.  Спасибо

-Свой мастер-класс я завершу  одной очень мудрой притчей, которую рассказываю своим ученикам перед экзаменами.  

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Учитель  не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Идет и думает:

— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел ученик к Мастеру  и спрашивает :

— Скажите, Учитель,  какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Ученик крепко держал бабочку в ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не  глядя на руки ученика,  Мастер ответил:

— Всё в твоих руках…

Свой мастер-класс я начала со слов известного ученого Альберта Энштейна, который говорил о результатах образования.  Я  хочу пожелать вам,  уважаемые коллеги: «Творите, ищите, дерзайте, применяйте в своей работе  метод кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления учащихся, учите так, чтобы в памяти ваших учеников остались результаты образования.  Все в ваших руках. Спасибо за внимание.

Таблица проведения мастер-класса «Кроссенс как один методических приемов для организации образовательного пространства»

Необходимое время:   20 минут

Минимальное и максимальное количество участником: n

Требования к уровню подготовленности участников: разные

Ключевые слова:  кроссенс, технология, замена прямых образов символическими

№ п\п

Этапы

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность участников

Методы

Результат

1

Вводно-мотивационный этап

Ввод в тему мастер-класса

Приветствие

Демонстрация мультимедийной презентации

 Знакомство с технологией

Пассивный метод

Понимание мастер-класса

2

Знакомство с теоретическим материалом

Знакомство с теоретическим материалом

Демонстрация мультимедийной презентации

Знакомство с технологией

Активный метод

Понимание и принятие теоретического материала

3

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач)

Выявление целей и задач масер-класса

Организация деятельности учителей с материалами

Работа по   технологии составления кроссенса

Активный метод

Понимание и принятие цели мастер-класса

4

Практикум.  Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

Организация деятельности учителей с материалами

Составляют соотношения полученного результата и эталоном

Активный метод

Демонстрация умений

5

Контролирующий этап

Работа в группах с практическими заданиями

Инструктирование по анализу и обобщению результатов работы групп

 Устное выступление, озвучивание результатов своей деятельности

Интерактивный метод

Демонстрация умений

6

Итоги мастер-класса

Рефлексия

Заключительное слово о результатах сегодняшнего мастер-класса

1. Активное слушание

2. Участие в рефлексии

Активный метод

Положительное отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областном научно-практическом семинаре "Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство".

В нашем детском доме есть дети-инвалиды. У детей с ОВЗ совместное обучение и проживание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полн...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....

«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....

Доклад на ШМО «Проектно-исследовательская деятельность как один из методов повышения качества математического образования»

Общественные и государственные требования к образованию на современном этапе существенно изменились. Всем известно, что человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знани...