Доклад на ТМО, мастер-класс по теме "Кроссенс как один из методов создания образовательного пространства"
учебно-методический материал
В докладе наглядно, доступно показано применение кроссенса в учебной и внеучебной деятельности учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение кроссенса в урочной и внеурочной деятельности учителя | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Добрый день, уважаемые коллеги, гости нашего методического объединения!
Я рада приветствовать вас в нашей школе.
Известный ученый Альберт Энштейн сказал: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». В таком случае, что должно остаться в памяти после окончания школы? Конечно же, это результаты образования, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию, это умение учиться.
Каждый из нас, педагогов, воспитателей, родителей задается вопросом:«Как научить ребенка учиться?», какие методы и приемы использовать на уроке и вне его для организации образовательного пространства. Один из методических приемов сегодня я представлю вашему вниманию. Чтобы разгадать тему название моего выступления, предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
-Назовите фамилию действующего губернатора Югры (Комарова)
-Назовите основную пищу коренных народов Югры (Рыба)
-Река, на берегах которой мы живем? (Обь)
-Назовите край, в котором мы живем (Север)
-Первый покоритель Сибири (Ермак)
-Черное золото Югры (Нефть)
Итак, по начальным буквам слов-отгадок у нас получилось слово,.. какое? Кроссенс. Знакомо ли вам это слово? Хорошо, как вы думаете, с каким другим словом ассоциируется слово кроссенс? (Кроссворд. Спасибо). Как вы думаете, что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение слов).………
Слова кроссворд и кроссенс имеют общий корень, общее значение – пересечение , у кроссворда - слов, а у кроссенса - смыслов
Итак, “кроссенс” означает “пересечение смыслов”. Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача аудитории – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам и воспитателям.
-Использование кроссенса на уроках способствует: (цели применения кроссенса на уроках)
-развитию логического, наглядно-образного, ассоциативного мышления, воображения;
-развитию коммуникативных, в том числе вербальных навыков, и регулятивных умений;
-формированию навыков работы с информацией;
-повышению интереса к предмету;
-повышению мотивации к изучению предмета;
-формированию навыков работы с информацией;
-созданию условий для самостоятельного творческого развития.
Чтобы создать кроссенс, нужно выполнить следующие шаги: (алгоритм создания кроссенса)
1. Определить тематику, общую идею.
2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
4. Выделить отличительные черты каждого элемента.
5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
6. Замена прямых образов символическими.
7. Построить ассоциативную связь между образами.
8. Кроссенс готов.
-Уважаемые коллеги, перед вами пример кроссенса. В отличие от кроссворда, в котором все клетки пустые, в кроссенсе клетки заполнены изображениями. Что связывает эти картинки? Какой одной темой они объединены? Попробуйте определить его тему, подумайте, что можно сказать, глядя на картинки………….
( Создание и развитие ХМАО-Югры, дата создания, чем богата земля, какие люди проживают)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Кроссенс можно использовать на уроках литературы (например, при прохождении темы «Поэзия серебряного века», в рамках одного произведения, на уроках русского языка при прохождении темы Лексика, Глагол и т.д., на уроках ТПК «Типы профессий, истории, биологии, географии Материки, Океаны,
Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- на стадии определения темы;
- постановки проблемы;
- на стадии закрепления материала;
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;
- как творческое домашнее задание; кстати кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем, так как отражает глубину понимания учеником заданной темы;
-для внеклассной работы по предмету;
-для проведения классных часов (юбилейные даты, дни рождения).
- А сейчас попробуйте самостоятельно составить рассказ уже по следующему слайду, предлагаю условно разделить аудиторию на две группы, справа от меня - первая группа, слева – вторая. Итак, внимательно посмотрите на изображения и составьте свой рассказ
- Какая группа готова озвучить составленный рассказ? (Выслушиваем обе группы (Каждая группа представляет свой рассказ на тему ЕГЭ))
- Спасибо
- Итак, уважаемые коллеги и гости, давайте подберем ключевые слова к методу кроссенс: сначала три существительных - ……, четыре прилагательных - ….., пять глаголов - … ….. Вот эти все слова и раскрывают метод кроссенс. Спасибо
-Свой мастер-класс я завершу одной очень мудрой притчей, которую рассказываю своим ученикам перед экзаменами.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Учитель не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Идет и думает:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел ученик к Мастеру и спрашивает :
— Скажите, Учитель, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Ученик крепко держал бабочку в ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках…
Свой мастер-класс я начала со слов известного ученого Альберта Энштейна, который говорил о результатах образования. Я хочу пожелать вам, уважаемые коллеги: «Творите, ищите, дерзайте, применяйте в своей работе метод кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления учащихся, учите так, чтобы в памяти ваших учеников остались результаты образования. Все в ваших руках. Спасибо за внимание.
Таблица проведения мастер-класса «Кроссенс как один методических приемов для организации образовательного пространства»
Необходимое время: 20 минут
Минимальное и максимальное количество участником: n
Требования к уровню подготовленности участников: разные
Ключевые слова: кроссенс, технология, замена прямых образов символическими
№ п\п | Этапы | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность участников | Методы | Результат |
1 | Вводно-мотивационный этап | Ввод в тему мастер-класса | Приветствие Демонстрация мультимедийной презентации | Знакомство с технологией | Пассивный метод | Понимание мастер-класса |
2 | Знакомство с теоретическим материалом | Знакомство с теоретическим материалом | Демонстрация мультимедийной презентации | Знакомство с технологией | Активный метод | Понимание и принятие теоретического материала |
3 | Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач) | Выявление целей и задач масер-класса | Организация деятельности учителей с материалами | Работа по технологии составления кроссенса | Активный метод | Понимание и принятие цели мастер-класса |
4 | Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. | Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. | Организация деятельности учителей с материалами | Составляют соотношения полученного результата и эталоном | Активный метод | Демонстрация умений |
5 | Контролирующий этап | Работа в группах с практическими заданиями | Инструктирование по анализу и обобщению результатов работы групп | Устное выступление, озвучивание результатов своей деятельности | Интерактивный метод | Демонстрация умений |
6 | Итоги мастер-класса | Рефлексия | Заключительное слово о результатах сегодняшнего мастер-класса | 1. Активное слушание 2. Участие в рефлексии | Активный метод | Положительное отношение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на областном научно-практическом семинаре "Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство".
В нашем детском доме есть дети-инвалиды. У детей с ОВЗ совместное обучение и проживание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полн...
Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.
В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...
Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС
Все перечисленные и применяемые мной методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий....
«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....
«Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание образовательного пространства через развитие личностных способностей учащихся»....
Методическая разработка. "Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся"
Методическая разработка....
Доклад на ШМО «Проектно-исследовательская деятельность как один из методов повышения качества математического образования»
Общественные и государственные требования к образованию на современном этапе существенно изменились. Всем известно, что человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знани...