Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ 7 класс 2021- 2022 учебный год
рабочая программа (7 класс)
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ 7 класс 2021- 2022 учебный год | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от « ___ »_________ г. Руководитель ШМО: ___________ / __________________/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____/ / « __ »_____ г | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _____/ / « __ »_____ г |
Рабочая программа
по предмету Информатика и ИКТ 7 класс
2021- 2022 учебный год
Составитель(ли): учитель информатики и ИКТ Ю.В. Бахарев высшая квалификационная категория
п. Преображенский -2022г.
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели изучения информатики и ИКТ:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной образовательной программой основного общего образования по информатике 7-9 классы, программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7 класса в течении 35 часов ( из расчета 1 час в неделю).. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) по информатике и информационным технологиям.
Нами внесенных следующие изменения
1. В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.
В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».
В тему «Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение» включен дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)»
В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».
В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования».
В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.
В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.)
Технические средства компьютерной графики».
В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».
В тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».
В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».
В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».
3.В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной презентацией.
4.Практические работы № 1,2,3,4,5,9,11,12,13,14,16,17,20,21,22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы №9 и №10, №16 и №17, №20 и №21 интегрируются и проводятся как лабораторно-практические занятия .
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В учебном плане образовательного учреждения предусмотрено 34 часа для изучения данного курса.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Результаты изучения предмета
Личностные образовательные результаты:
- владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
- организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
- владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- выбор языка представления информации в зависимости от поставленной задачи;
- запись различных видов информации на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи информацию в другую;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;
- выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
- выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы сети Интернет и др.);
- выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовою технику;
- формулирование и осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности использования персональных информационных ресурсов злоумышленниками;
Тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I. | Введение в предмет | 1 | ||||
II. | Человек и информация | 4 | 3 | 1 | ||
III. | Первое знакомство с компьютером | 6 | 3 | 3 | 1 | |
IV | Текстовая информация и компьютер | 9 | 3 | 6 | 1 | |
V | Графическая информация и компьютер | 5 | 2 | 3 | ||
VI | Технология мультимедиа | 6 | 2 | 4 | 1 | |
VII | Итого | 31 | ||||
| Резерв | 3 | ||||
Содержание обучения
8 класс
- Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.
- Человек и информация (4 часа (3+1))
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования.
- Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
- Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
- Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
- Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- Какие существуют области применения компьютерной графики;
- Технология мультимедиа (6 ч (2+4))
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.
Календарно-тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 7 классе (базовый уровень)
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения | Дата | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План. | Фак. | ||||||
Введение в предмет-1 ч | ||||||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 | Урок изучения нового материала | Аналитическая деятельность: • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); Практическая деятельность: Рационально и эффективно организовывать собственное компьютерное место | Знать о предмете информатики, роли информации в жизни людей; технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | Выполнение работы по предъявленному алгоритму; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы | Ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. | |||
Человек и информация -4 ч | ||||||||||
2/1 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | 1 | Урок изучения нового материала | Аналитическая деятельность: пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи (подбирать синонимы); приводить примеры различных способов передачи сведений | Знать понятия информация и знания; способы восприятие информации человеком. Уметь классифицировать информацию по способу восприятия. | Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений; умение критически оценивать полученный ответ. | Мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | |||
3/2 | Информационные процессы | 1 | комбинированный урок | Аналитическая деятельность: классифицировать информационные процессы по принятому основанию; анализировать информационные процессы в живой природе, технических и социальных системах (школа, семья и пр.). Практическая деятельность: Приводить примеры информационных процессов и технологий, | Знать информационные процессы Уметь работать с тренажёром клавиатуры | Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | .Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | |||
4/3 | Работа с тренажёром клавиатуры. Выполнение практического задания №1 | 1 | Урок практикум | Практическая деятельность: Осваивать основные приемы правильного клавиатурного набора текста. | Уметь работать с тренажёром клавиатуры | Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | 1 | ||
5/4 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: измерять количество информации, измерять полезность информации, применять различные подходы к измерению количества информации. Практическая деятельность: определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); | Знать способы измерения информации (алфавитный подход); единицы измерения информации. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
Первое знакомство с компьютером -6 | ||||||||||
6/1 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 | Урок изучения нового материала | Аналитическая деятельность: • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; | Знать назначение и устройство компьютера; принципы организации внутренней и внешней памяти. Уметь составлять схему архитектуры компьютера. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | .Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | |||
7/2 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; Практическая деятельность: • получать информацию о характеристиках компьютера; | Знать устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Уметь подключать внешние устройства к компьютеру. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
8/3 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:
• Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками, выбирать программное обеспечение для решения конкретных учебных задач; Практическая деятельность: | Знать понятие программного обеспечения и его типы; назначение операционной системы и её основные функции. | Выполнение работы по предъявленному алгоритму; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы; | Мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | |||
9/4 | Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками, объяснять разновидности файловых систем Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками; | Знать состав пользовательского интерфейса. Уметь пользоваться интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры | |||
10/5 | Файлы и файловые структуры | 1 | Аналитическая деятельность: организовывать систему хранения информации на компьютере, Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками | Знать определение файла и файловой структуры. Уметь выполнять действия с файлами и каталогами. | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||||
11/6 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: организовывать систему хранения информации на компьютере, Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками; | Уметь работать с файловой структурой операционной системы | Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | |||
12 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | 1 | Урок контроля знаний и умений | Применять имеющиеся знания и умения при выполнение тестовых заданий | Владеть информацией по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | Контроль и оценка деятельности | мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | |||
Текстовая информация и компьютер-9ч(3+6) | 1 | |||||||||
13/1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | Урок изучения нового материала | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Знать о представлении текстов в памяти компьютера; кодировочные таблицы. Уметь кодировать и декодировать информацию. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры | |||
14/2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Основные приемы ввода и редактирования текста. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения текстового редакторы и текстовые процессора для решения типовых задач; анализировать пользовательский интерфейс текстового редакторы и текстовые процессора ; Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; | Знать назначение и функции текстовых редакторов и текстовых процессоров. Уметь набирать простые тексты. | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
15/3 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по сохранению и загрузке файлов текстового документа. Практическая деятельность: Сохранять и загружать текстовые файлы | Уметь сохранять и загружать файлы; владеть основными приемами ввода и редактирования текста. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
16/4 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций работы со шрифтами, форматирования текста, орфографическая проверка и печати текстовых документов. Практическая деятельность: форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). | Уметь работать со шрифтами, форматировать текст; выполнять орфографическую проверку текста; печатать документ. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры | |||
17/5 | Работа с фрагментами текста. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: определять условия применения и возможности текстового редактора при работе с фрагментами текста, использование буфера обмена для копирования и перемещения текста Практическая деятельность: Использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста. Выполнять поиск и замену объектов в документе. | Уметь использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста, режим поиска и замены. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
18/6 | Работа с таблицами. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:; • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по вставке в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными созданию текстовых документов. Практическая деятельность: вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; | Уметь создавать, форматировать и редактировать таблицы. | Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; формировать учебную компетентность в области использования ИКТ. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |||
19/7 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Знать дополнительные возможности текстового процессора. (орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов) Уметь ими пользоваться. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры | |||
20/8 | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов. | Урок практикум | Практическая деятельность: Создание и редактирование текстовых документов в приложении Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. | Уметь создавать и обрабатывать текстовый документ любой сложности. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||||
21/9 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | 1 | Урок контроля знаний и умений | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | Владеть информацией по теме «Текстовая информация и компьютер» | Контроль и оценка деятельности | мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | |||
Графическая информация и компьютер -6 ч | ||||||||||
22/1 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; ∙определять условия применения и возможности компьютерной графики для решения типовых задач; ∙ выявлять общее и отличия в растровой и векторной графики, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; | Знать о компьютерной графике и области её применения; понятие растровой и векторной графики. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры | |||
23/2 | Графические редакторы растрового типа | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:
∙ определять условия и возможности графических редакторов для решения типовых задач; ∙ выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: ∙создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; | Уметь работать с растровым графическим редактором. | Выполнение работы по предъявленному алгоритму | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||||
24/3 | Кодирование изображения | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: Объяснять принципы кодирования в компьютере графической информации; находить информационный объем графического изображения; Практическая деятельность: решать задачи; на определение информационного объема графического изображения; применять новый материал на практике. | Уметь создавать и редактировать изображение в растровом графическом редакторе. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||||
25/4 | Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором. | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:
∙ выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: ∙создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; | Уметь работать с векторным графическим редактором. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||||
26/5 | Технические средства компьютерной графики | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность: Объяснять принципы работы технические средства компьютерной графики, при решении учебных задач | Уметь сканировать изображение и обрабатывать в графическом редакторе. | Умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; | .Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | |||
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4). | ||||||||||
27/1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | Урок изучения нового материала | Аналитическая деятельность:
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, Практическая деятельность: Разрабатывать, редактировать мультимедиа презентации | Иметь понятие о мультимедиа. компьютерных презентациях. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |||
28/2 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность: Выполнять практические задания по обработке текстовой и графической информации средствами Microsoft Power Point | Уметь создавать презентации с использованием текста, графики и звука. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | .Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | |||
29/3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | Комбинированный урок | Практическая деятельность: записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации | Знать о представлении звука в памяти компьютера, технических средствах мультимедиа. | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |||
30/4 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. | Комбинированный урок | Практическая деятельность: записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации | Уметь производить запись звука и изображения с использованием цифровой техники, создавать презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | Умение использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | ||||
31/5 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | 1 | Урок контроля знаний и умений | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | Владеть информацией по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа». | Контроль и оценка деятельности | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | |||
32 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | Урок контроля знаний и умений | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | Владеть информацией за курс 7 класса. | Контроль и оценка деятельности | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | |||
33-34 | Резерв | . |
Планируемые результаты обучения
7 класс
1. Введение в предмет (1 час)
2. Человек и информация (4 часа (3+1))
Знать:
Связь между информацией и знаниями человека;
Что такое информационные процессы;
Какие существуют носители информации;
Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Уметь:
Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.
3. Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))
Учащиеся должны
Знать:
Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
Типы и свойства устройств внешней памяти;
Типы и назначение устройств ввода-вывода;
Сущность программного управления работой компьютера;
Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
Назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
Включать и выключать компьютер;
Пользоваться клавиатурой;
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
Просматривать на экране директорию диска;
Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
Использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Какие существуют области применения компьютерной графики;
Назначение графических редакторов;
Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- Технология мультимедиа (6 ч (2+4))
Учащиеся должны
Знать:
Что такое мультимедиа;
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ. 8 класс»
Источники информации и средства обучения.
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ASDL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Web-камера.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Аленка.
- Интегрированное офисное приложение МS Office 2003.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система тестирования TInfo.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ». 8 класс
I. Учебно-методический комплект
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
4.Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 е.: ил
5.Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
6.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре для 7 класса на 2021-2022 учебный год, ФГОС, учебник Мерзляк А.Г. и др.
Рабочая программа по алгебре для 7 класса на 2021-2022 учебный год, ФГОС, учебник Мерзляк А.Г. и др., КТП...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по геометрии в 7 классе.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др....
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по предмету "История" 6-9 класс 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ...
Рабочая программа по предмету "История" 10-11 класс 2021-2022 уч. год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 3» г. РославляРАССМОТРЕНА на заседании МС.Протокол от № _ ПРИНЯТАна заседании педагогичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ад...