Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ 7 класс 2021- 2022 учебный год
рабочая программа (7 класс)

Бахарев Юрий Владимирович

     Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского района Республики Мордовия

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №__ от « ___ »_________ г.

Руководитель ШМО:

___________ / __________________/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____/           /  « __ »_____ г

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_____/           /  « __ »_____ г

        Рабочая программа

по предмету Информатика и ИКТ       7          класс

2021- 2022 учебный год


 
 
 

Составитель(ли): учитель информатики и ИКТ   Ю.В. Бахарев   высшая  квалификационная категория


 

        

п. Преображенский -2022г.

        

Пояснительная записка

     Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели изучения информатики и ИКТ:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной образовательной программой основного общего образования по информатике 7-9 классы,  программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7 класса в течении 35 часов ( из расчета 1 час в неделю).. Программа соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) по информатике и информационным технологиям.

Нами  внесенных   следующие  изменения

1. В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.

В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».

В тему «Программный принцип работы компьютера.  Программное обеспечение» включен дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)»

В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».

В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки.  Горячие клавиши для форматирования».

В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.

В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.)

Технические средства компьютерной графики».

В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».

В тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».

В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах.  Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».

В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».

3.В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной  презентацией.

4.Практические работы № 1,2,3,4,5,9,11,12,13,14,16,17,20,21,22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы №9 и №10, №16 и №17, №20 и №21 интегрируются и проводятся  как лабораторно-практические занятия .

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В учебном плане образовательного учреждения предусмотрено 34 часа для изучения данного курса.  

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Результаты изучения предмета

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • выбор языка представления информации в зависимости от поставленной задачи;
  • запись различных видов информации на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи информацию в другую;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  • выбор источников информации, необходимых для решения задачи  (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы сети Интернет и др.);
  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением  средств информационных технологий;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовою технику;
  • формулирование и осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности использования персональных информационных ресурсов злоумышленниками;

Тематическое планирование

курса информатики и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Введение в предмет

1

II.

Человек и информация

4

3

1

III.

Первое знакомство с компьютером

6

3

3

1

IV

Текстовая информация и компьютер

9

3

6

1

V

 Графическая  информация и компьютер

5

2

3

 VI

Технология мультимедиа

6

2

4

1

VII

Итого

31

 

Резерв

3

Содержание обучения

8 класс

  1. Введение в предмет (1 час)

Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация (4 часа (3+1))

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования.

  1. Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))

Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

  1. Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

  1. Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

  • Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • Какие существуют области применения компьютерной графики;
  1. Технология мультимедиа (6 ч (2+4))

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.

Календарно-тематическое планирование

курса информатики и ИКТ в 7 классе (базовый уровень)

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид   занятия

Характеристика видов деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План.

Фак.

Введение в предмет-1 ч

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

Урок изучения нового материала

Аналитическая деятельность:

• оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

Практическая деятельность:

Рационально и эффективно организовывать собственное компьютерное место

Знать о предмете информатики,  роли информации в жизни людей; технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Выполнение работы по предъявленному алгоритму;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы

Ответственное отношение к учению;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.

Человек и информация -4 ч

2/1

Информация и знания. Восприятие информации человеком

1

Урок изучения нового материала

Аналитическая деятельность:

пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи (подбирать синонимы);

приводить примеры различных способов передачи сведений

Знать понятия информация и знания; способы восприятие информации человеком.

Уметь классифицировать информацию по способу восприятия.

Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений; умение критически оценивать полученный ответ.

Мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.

3/2

Информационные процессы

1

комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

 анализировать информационные процессы в живой природе, технических и социальных системах (школа, семья и пр.).

Практическая деятельность:

Приводить примеры информационных процессов и технологий,

Знать информационные процессы

Уметь работать с тренажёром клавиатуры

Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.

.Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

4/3

Работа с тренажёром клавиатуры.

 Выполнение практического задания №1

1

Урок практикум

Практическая деятельность:

Осваивать основные приемы правильного клавиатурного набора текста.

Уметь работать с тренажёром клавиатуры

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

1

5/4

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

измерять количество информации, измерять полезность информации, применять различные подходы к измерению количества информации.

Практическая деятельность:

определять разрядность двоичного кода, необходимого для  кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

• оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

Знать способы измерения информации (алфавитный подход); единицы измерения информации.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Первое знакомство с компьютером -6

6/1

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

Урок изучения нового материала

Аналитическая деятельность:

• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

Знать назначение и устройство компьютера; принципы организации внутренней и внешней памяти.

Уметь составлять схему архитектуры компьютера. 

Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.

.Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

7/2

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

• анализировать компьютер с точки зрения единства  программных и аппаратных средств;

Практическая деятельность:

• получать информацию о характеристиках компьютера;

Знать устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

Уметь подключать внешние устройства к компьютеру.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

8/3

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

  • определять основные характеристики операционной системы;

•        Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками, выбирать программное обеспечение для решения конкретных  учебных задач;

Практическая деятельность:

Знать понятие программного обеспечения и его типы; назначение операционной системы и её основные функции.

Выполнение работы по предъявленному алгоритму;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы;

Мотивация учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.

9/4

Пользовательский

интерфейс

Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками,

объяснять разновидности файловых систем

Практическая деятельность:

выполнять основные операции с файлами и папками;

Знать состав пользовательского интерфейса.

Уметь пользоваться интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

10/5

Файлы и файловые структуры

1

Аналитическая деятельность:

организовывать систему хранения информации на компьютере,

Практическая деятельность:

выполнять основные операции с файлами и папками

Знать определение файла и файловой структуры.

Уметь выполнять действия с файлами и каталогами.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

11/6

Работа с  файловой структурой операционной системы.

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

организовывать систему хранения информации на компьютере,

Практическая деятельность:

выполнять основные операции с файлами и папками;

Уметь работать с файловой структурой операционной системы

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

12

Итоговое тестирование  по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

1

Урок контроля знаний и умений

Применять имеющиеся знания и умения при выполнение тестовых заданий

Владеть информацией по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО»

Контроль и оценка деятельности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Текстовая информация и компьютер-9ч(3+6)

1

13/1

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

Урок изучения нового материала

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, которые встречаются в окружающей жизни;
  • зашифровывать тексты с помощью своих кодов.

Практическая деятельность:

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

Знать о представлении текстов в памяти компьютера; кодировочные таблицы.

Уметь кодировать и декодировать информацию.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

14/2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.     Основные приемы ввода и редактирования текста.

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность: 

определять условия и возможности применения текстового редакторы и текстовые процессора  для решения типовых задач;

анализировать пользовательский интерфейс текстового редакторы и текстовые процессора  ;

Практическая деятельность: 

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

Знать назначение и функции текстовых редакторов и текстовых процессоров.

Уметь набирать простые тексты.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

15/3

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста.  

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

• определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по  сохранению и загрузке файлов текстового документа.

Практическая деятельность:

Сохранять и загружать текстовые файлы

Уметь сохранять и загружать файлы; владеть основными приемами ввода и редактирования текста.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

16/4

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций  работы со шрифтами,  форматирования текста, орфографическая проверка и печати   текстовых документов.

Практическая деятельность:

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

Уметь работать со шрифтами, форматировать  текст; выполнять орфографическую проверку текста; печатать документ.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

17/5

Работа с фрагментами текста. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены.

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

определять условия применения  и возможности текстового редактора при работе с фрагментами текста,  использование буфера обмена для копирования и перемещения текста

Практическая деятельность:

Использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста.

Выполнять   поиск и замену объектов в документе.

Уметь использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста, режим поиска и замены.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

18/6

Работа с таблицами.

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:;

• определять инструменты текстового редактора для  выполнения базовых операций по  вставке  в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными  созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

Уметь создавать, форматировать и редактировать таблицы.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; формировать учебную компетентность в области использования ИКТ.

Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

19/7

Дополнительные возможности текстового процессора

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

  • интегрировать информацию, представленную в графической, числовой форме, в текстовые документы
  • создавать гипертекстовые документы;

Практическая деятельность:

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;

Знать дополнительные возможности текстового процессора.

(орфографический контроль,  стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов)

Уметь ими пользоваться.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

20/8

 Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов.

Урок практикум

Практическая деятельность:

Создание и редактирование текстовых документов в приложении Microsoft Word  или OpenOffice.org Writer.

Уметь создавать и обрабатывать текстовый документ любой сложности.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

21/9

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

1

Урок контроля знаний и умений

Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий.

Владеть информацией по теме «Текстовая информация и компьютер»

Контроль и оценка деятельности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Графическая информация и компьютер -6 ч

22/1

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия применения  и возможности компьютерной графики  для решения типовых задач;

 выявлять общее и отличия в растровой и векторной графики, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

Знать о компьютерной графике и области её применения; понятие растровой и векторной графики.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

23/2

Графические редакторы растрового типа

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс графических редакторов растрового типа;

  определять условия и возможности графических редакторов для решения типовых задач;

 выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

Уметь работать с растровым графическим редактором.

Выполнение работы по предъявленному алгоритму

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

24/3

Кодирование изображения

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

Объяснять принципы кодирования  в компьютере графической  информации;

находить информационный объем графического изображения;

Практическая деятельность:

решать задачи; на определение   информационного объема графического изображения; применять  новый материал на практике.

Уметь создавать и редактировать изображение в растровом графическом редакторе.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

25/4

Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором.

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс графических редакторов векторного типа;
  •   определять условия и возможности графических редакторов для решения типовых задач;

 выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

Уметь работать с векторным графическим редактором.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

26/5

Технические средства компьютерной графики

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

Объяснять принципы работы технические средства компьютерной графики,  при решении учебных задач

Уметь сканировать изображение и обрабатывать в графическом редакторе.

Умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения;

.Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4).

27/1

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

1

Урок изучения нового материала

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,

Практическая деятельность:

Разрабатывать, редактировать мультимедиа презентации

Иметь понятие о мультимедиа. компьютерных презентациях.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

28/2

Создание презентации с использованием текста, графики и звука

1

Комбинированный урок

Аналитическая деятельность:

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

Практическая деятельность:

Выполнять практические задания по обработке текстовой и графической информации средствами Microsoft Power Point

Уметь создавать презентации с использованием текста, графики и звука.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

.Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

29/3

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

1

Комбинированный урок

Практическая деятельность:

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации

Знать о представлении звука в памяти компьютера, технических средствах мультимедиа.

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

30/4

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники.

Комбинированный урок

Практическая деятельность:

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации

Уметь производить запись звука и изображения с использованием цифровой техники, создавать презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

Умение использовать общие приёмы;

моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

31/5

Итоговое  тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

1

Урок контроля знаний и умений

Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий.

Владеть информацией по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа».

Контроль и оценка деятельности

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

32

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

Урок контроля знаний и умений

Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий.

Владеть информацией за  курс 7 класса.

Контроль и оценка деятельности

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

33-34

Резерв

.

Планируемые результаты обучения

7 класс

1.         Введение в предмет (1 час)

2.         Человек и информация (4 часа (3+1))

Знать:

Связь между информацией и знаниями человека;

Что такое информационные процессы;

Какие существуют носители информации;

Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);

Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

Уметь:

Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.

3.          Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))

Учащиеся должны

Знать:

Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;

Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

Типы и свойства устройств внешней памяти;

Типы и назначение устройств ввода-вывода;

Сущность программного управления работой компьютера;

Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

Назначение программного обеспечения и его состав.

Уметь:

Включать и выключать компьютер;

Пользоваться клавиатурой;

Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

Инициализировать выполнение программ из программных файлов;

Просматривать на экране директорию диска;

Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

Использовать антивирусные программы.

4.         Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))

Учащиеся должны

Знать:

Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

5.        Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))

Учащиеся должны

Знать:

Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

Какие существуют области применения компьютерной графики;

Назначение графических редакторов;

Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

Уметь:

Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Технология мультимедиа (6 ч (2+4))

Учащиеся должны

Знать:

Что такое мультимедиа;

Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

Уметь:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ.  8 класс»

Источники информации и средства обучения.

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Web-камера.
  8. Локальная вычислительная сеть.

VI.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер Аленка.
  5. Интегрированное офисное приложение МS Office 2003.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система тестирования TInfo.

Учебно-методическое  обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ».  8 класс

I.  Учебно-методический комплект

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

4.Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 е.: ил

5.Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

6.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре для 7 класса на 2021-2022 учебный год, ФГОС, учебник Мерзляк А.Г. и др.

Рабочая программа по алгебре для 7 класса на 2021-2022 учебный год, ФГОС, учебник  Мерзляк А.Г. и др., КТП...

Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по геометрии в 7 классе.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др....

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по  предмету профильный труд 12 класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по предмету "История" 10-11 класс 2021-2022 уч. год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 3» г. РославляРАССМОТРЕНА на заседании МС.Протокол от   № _ ПРИНЯТАна заседании  педагогичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ад...