РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О
рабочая программа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся с учётом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (вариант 1.4) на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_krz.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» на заседании Методического объединения Протокол № ____ «______»______________2021 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ № 65 ________________\С.И. Перепелкина\ «______» ______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ:
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
3 КЛАСС И/О
Составитель программы:
учитель
Подорогина Зоя Сергеевна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся с учётом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (вариант 1.4) на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия как учебный предмет имеют большое значение для всестороннего развития глухого обучающегося с умственной отсталостью. Смыслом образования такого ребенка является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Цель программы: развитие и коррекция высших психических функций глухого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как основы для формирования учебных навыков; создание условий для преодоления трудностей обучения школьника с умственной отсталостью, исходя из структуры его нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
- Изучение динамики психологического развития глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленного структурой и глубиной имеющихся у них нарушений.
- Коррекция и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
- Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
- Формирование произвольной регуляции деятельности, социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения.
- Коррекция нарушений коммуникации, развитие навыков общения.
- Предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
- Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Расширение представления об окружающем и обогащение словаря.
- Развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.
Одной из важных задач коррекционно-развивающих занятий является сенсорное развитие глухих обучающихся с умственной отсталостью, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, от того, насколько полно обучающийся воспринимает окружающий мир.
У глухих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся данной группы наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. В работу по данному направлению включается развитие зрительного восприятия, кинестетического восприятия, восприятия запаха, восприятие вкуса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
Зрительное восприятие.
- Фиксация взгляда на лице человека.
- Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.
- Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
- Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
- Узнавание и различение цвета объекта.
- Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок.
- Развитие глазомера.
Кинестетическое восприятие.
- Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
- Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
- Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
- Адекватная реакция на давление на поверхность тела.
- Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
- Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
- Восприятие времени и пространства.
Восприятие запаха.
- Адекватная реакция на запахи.
- Различение объектов по запаху и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Развитие графических навыков.
- Коррекция почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики.
Развитие произвольного внимания, его объема.
- Развитие устойчивости, распределения внимания, его объема.
Развитие наглядного мышления.
- Использование различных орудий и приспособлений для решения задач в игровой и практической деятельности.
- Создание проблемных ситуаций, в которых необходимо найти решение проблемы.
Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.
Развитие логического мышления на доступном материале.
- Группировка предметов и картинок по определенным признакам, со сменой оснований.
- Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие наглядной памяти на доступном материале.
- Проведение игр, выполнение заданий на запоминание различных символических средств.
- Развитие памяти через воспроизведение изучаемого материала.
- Развитие объема кратковременной и долговременной памяти.
Обогащение представлений об окружающем мире.
- Расширение представлений об окружающем природном мире.
Развитие средств общения.
- Язык эмоций и чувств (мимика), язык жестов и движений (пантомимика).
- Коррекция нарушений коммуникации, развитие навыков общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
В соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными возможностями и особенностями обучения, обучающийся должен:
- уметь установить эмоциональный контакт со взрослым;
- уметь сотрудничать и усваивать опыт;
- сформировать положительную эмоциональную реакцию на действия, предметы, картинки с изображениями, предъявляемыми в соответствии с содержанием;
- адекватно использовать предметы в соответствии с их назначением (совместно со взрослым, с опорой на образец, по подражанию действиям взрослого);
- выделять предмет из множества, собирать предметы по подражанию и по образцу, узнавать на ощупь знакомые предметы;
- выполнять игровые кинезиологические упражнения по подражанию и с помощью взрослого;
- группировать предметы и картинки по определенным признакам, со сменой оснований, продолжить развитие пространственных и временных представлений;
- продолжить развитие мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительного восприятия, памяти и внимания;
- продолжить развитие воображения;
- продолжить развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, умения выделять главное;
- продолжить развитие любознательности, мотивации к изучению учебных предметов, сформировать интерес к обучению;
- продолжить развитие творческих способностей;
- научиться эмоционально оценивать свой результат.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Темы и разделы | Количество часов |
1 | Зрительное восприятие | 2 |
2 | Кинестетическое восприятие | 2 |
3 | Восприятие запаха. | 2 |
4 | Развитие графических навыков | 4 |
5 | Развитие произвольного внимания, его объема | 4 |
6 | Развитие наглядного мышления | 4 |
7 | Развитие наглядно-образного мышления | 4 |
8 | Развитие логического мышления на доступном материале | 3 |
9 | Развитие наглядной памяти на доступном материале | 3 |
10 | Обогащение представлений об окружающем мире | 3 |
11 | Развитие средств общения | 3 |
Итого | 34 |
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛАССЕ:
- Мобильное автоматизированное рабочее место: ноутбук, монитор, клавиатура, компьютерная мышь
- Принтер
- Ламинатор
- Тематические игры, наборы предметов
Материалы и принадлежности:
• для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);
• тетради, карандаши, ручки;
• наборы карточек с разнообразными изображениями;
• шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы;
• тематические игры, наборы предметов;
• раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры, и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины;
• предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
• звучащие предметы для встряхивания;
• сухой (шариковый) бассейн;
• игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
• образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
• сенсорные панели;
• наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.;
• предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...