Программа летнего лагеря дневного пребывания «Увлекательное путешествие» (эколого-краеведческой направленности)
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей»
г. Йошкар-Олы
Программа
летнего лагеря дневного пребывания
«Увлекательное путешествие»
(эколого-краеведческой направленности)
Юридический адрес: Г.Йошкар-Ола, Мичурина , д.38 Фактический адрес: Г.Йошкар-Ола, Мичурина , д.38 ФИО руководителя учреждения: Степанова Зинаида Аркадьевна ФИО авторов программы: Абдрахманова ТатьянаАлексеевна, Александрова ЭльвираАлександровна Контактные телефоны учреждения: 63-97-40 |
г. Йошкар-Ола,
2018г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации
Программа комплексная, краткосрочная реализуется в течение лагерной смены с 4 июня по29 июня 2018 года.
Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.
Задача оздоровительного лагеря с дневным пребыванием - не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума.
Деятельность летнего оздоровительного лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности,патриотизму, любви к Родине, к семье, к природе.
Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему.
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: «Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!».
Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины.
В основе концепции детского оздоровительного лагеря «Роднички» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ краеведческой культуры и формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.
Цель: создание условий для организованного отдыха детей и подростков в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического, эмоционального здоровья детей, содействие формированию экологической и краеведческой культуры воспитанников.
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки посредством коллективных дел.
- Развивать творческие способности.
3. Развивать экологическую культуру, формировать ответственное отношение к природе.
4. Расширить кругозор обучающихся через изучение краеведческого материала.
Направление программы:
Эколого – краведческое
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств.
Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины.
Природа родного края побуждает ребенка к творчеству, требуя наблюдательности и использования в полной мере всех органов чувств.
Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие детей. Задача лагеря с дневным пребыванием - не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Деятельность летнего лагеря играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека.
Программа «Увлекательное путешествие», поможет детям и подросткам узнать многое о нашем замечательном городе «Йошкар-Оле»; нашей Республике, возродить забытые традиции через организацию игровых программ, спортивные состязания и многое, многое другое.
Для нас главным является выявление самоценности каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.
Большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит молодое поколение к социальным проблемам. Молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Массовые мероприятия – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга молодежь более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, учение нормам поведения в обществе. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Механизм реализации программы
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, основой механизма реализации программы является сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Йошкар - Оле» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Игровая легенда «Увлекательное путешествие по Марий Эл»
Ребята и педагоги в течение смены являются участниками экспедиции первооткрывателей. В основе игры – маршрутная карта экспедиции с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 19 пунктов назначения (каждый день смены – новый пункт, исключая день открытия и закрытия лагеря).
Отряды являются поисковыми партиями со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждой партии – свои знаки отличия.
Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – новички-краеведы. По мере продвижения экспедиции предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание) → краевед-любитель → краевед-специалист → краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за участие в делах лагеря, за работу в творческих делах он получает стимулирующие жетоны. 10 жетонов - 1-я ступень роста (любитель), 20 жетонов - 2-я ступень роста (специалист), 30 жетонов - 3-я ступень роста (мастер).
Содержание программы. План мероприятий
Содержание программы реализуется через следующие направления: краеведческое и экологическое.
Краеведческое направление:
- организация деятельности краеведческих мастерских «Сказки и легенды народов, проживающих в Марий Эл», «Красная книга Марий Эл», «Игрушки народов Марий Эл», «Народные игры»
- организация проектной деятельности краеведческой направленности,
- экскурсионная деятельность
- поисковая деятельность «Памятные места г. Йошкар-Олы», «Твои люди, Йошкар-Ола»
- подвижные игры народов РМЭ
Экологическое направление:
- познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Йошкар-Оле», «Красная книга Марий Эл»
Содержательно-досуговое:
- организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, инсценировки)
Каждый день смены – пункт назначения экспедиции -имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня – досуговоравлекательная (праздники, викторины, фестивали).
Ключевые дела событийного характера:
Праздники, презентации, фестивали:
- «Праздник Живой природы» («Красная книга РМЭ»)
- Фестиваль инсценированных сказок «Сказки и легенды народов проживающих в Марий Эл»
- Мастер-классы активистов мастерской по изготовлению авторских национальных кукол («Игрушки народов РМЭ»)
- Презентация участников объединения экологов «Экологический десант» (игра-путешествие по тропе).
- Этнографический праздник «Путешествие в прошлое».
- День профессий Марий Эл «Твои люди, Марий Эл».
- Акции «Ветеран живет рядом», «Письмо водителю - пешеходу», «Приведем в порядок памятные места города», «Экологический десант».
Условия реализации программы
- Кадровое обеспечение программы:
- Материально-технические условия реализации программы:
- Социальное партнерство (взаимодействие с учреждениями культуры, спорта и общественными организациями):
Кинотеатры: «Октябрь», «Елка» Театры: им .Константинова, им.Шкетана. |
Депутаты | Музеи Музей города, им.Т.Евсеева, КВСТ,(территория детства)ЗООбиофака университета, МВД, Выставочный зал «Радуга» ИЗО, Музей леса | ||
Библиотеки Республиканская детская, Центральная детская, Филиал №4,№8, №19,№3 | Детские клубы | Д/К культуры 30-летия Победы, им.В.И.Ленина, ДКРА | ||
Медведевский зоопарк, Ботанический сад |
Используемая литература
1.Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях .Приложение к журналу «Внешкольник» Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. Москва. ГОУ ЦРСДОД №10 2004 г.
2.Внеурочная деятельность школьников. М. «Просвещение»2011 г.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. Библиотечка для УДОД М.№3, 2011г.
4.. Приложение к журналу «Внешкольник» Библиотечка для УДОД .М.№1, 2009г. Летний лагерь вчера и сегодня
5.Педсовет.Газета №2 2006
6.Журнал Библиотечка Приложение к журналу «Внешкольник г.Москва №4 2011 Методическое пособие
7.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение»2013 г.
8.Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я/Ярославль: Академия развития, 2007 г
Приложение 1
План «Увлекательного путешествия по Марий Эл»
Дата | Пункт назначения экспедиции | Содержание |
Пон. 4.06. | День знакомства. | Тренинги, игры на знакомство, самопрезентация «Знакомьтесь, это я». Входная диагностика детей. Легенда смены – экспедиция первооткрывателей по родному краю. Выбор начальника экспедиции, начальников партий, летописцев, членов совета безопасности в отрядах. |
Вт. 5.06. | Праздник открытия смены | Маршрутная карта экспедиции. Представление ступеней личностного роста. |
Ср. 6.06. | День эколога | Выпуск экологических плакатов, листовок. Благоустройство территории. |
Чет. 7.06. | День спорта | Спортивные состязания «Мы дети Онара». |
Пят. 8.06. | День безопасности | Беседа «Безопасность на дорогах». Конкурс рисунков. |
Пон. 11.06. | День друзей | Международный день друзей. Конкурсы, викторины о крае, организация игр в отрядах. |
Вт. 12.06. | ||
Ср. 13.06. | День города | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» (экскурсия по городу; конкурс рисунков на асфальте) в отрядах. |
Чет. 14.06. | День песни и танца | Фестиваль песен «Песни нашего края». Конкурс творческих работ «Композиторы Марий Эл» в отрядах. |
Пят. 15.06. | День живой природы | Фотовыставка «Природа родного края», Викторина «Красная книга Марий Эл», выставка рисунков и поделок «Редкие животные и растения родного края». |
Пон. 18.06. | День доброты | Акция «Добрые дела». |
Вт. 19.06. | День шашек | Турнир по шашкам |
Ср. 20.06. | День сказок и легенд | Конкурс инсценированных сказок «Марийские народные сказки». Викторины на знание сказок; загадок, легендв о трядах. |
Чет. 21.06. | День профессий | Встречи с интересными людьми (старожилами города, людьми разных профессий). Выставка рисунков и сочинений «Моя будущая профессия». |
Пят. 22.06. | День национальной игрушки | Мастер-классы по изготовлению национальных кукол. |
Пон. 25.06. | День Памяти погибших в ВОВ | Линейка памяти (у вечного огня). Возложение цветов. Конкурс чтецов «Завтра была война». Акция «Ветеран живет рядом». |
Вт. 26.06. | День этнографии | Знакомство с обычаями, обрядами, ремеслами, культурой народов, населяющих Марийский край. Посещение музея. |
Ср. 27.06. | День народных игр | Народные игры «Калейдоскоп» Знакомство с национальными забавами и подвижными играми народов РМЭ. |
Чет. 28.06. | День защиты проектов | Защита проектов «Мой город - Йошкар-Ола» |
Пят. 29.06. | Закрытие смены | Подведение итогов, награждение. |
Приложение 2
Режим дня
детского лагеря «Увлекательное путешествие»
Проветривание 8.15-8.30
Прием детей 8.30- 8.45
Зарядка 8.45 - 9.00
Утренняя линейка 9.00- 9.15
Завтрак 9.15 - 10.00
Организация и проведение
коллективных творческих дел, прогулки, работа по плану отрядов 10.00 - 13.00
Обед 13.00 - 14.00
Отрядное дело, подведение итогов дня 14.00-14.30
Уход детей домой -14.30
Проветривание 14.30 - 15.00
Приложение 3
Система мониторинга и предполагаемые результаты
№ | Мероприятия | Формы, способы отслеживания | Срок проведения | Ответственные |
Предварительная диагностика | ||||
1 | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря | Анкета | Апрель - май | Начальник лагеря |
Текущая диагностика | ||||
2 | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере | Анкета | Первый день смены | Старший вожатый или воспитатель |
3. | Заполнение мониторинг –карты с целью негатива , позитива или использование цветных жетонов( синего и красного цвета)или смайликов | Мониторинг – карта | Ежедневно | |
4 | Рейтинг личностного роста | Присвоение цветных стикеров | ежедневно | Вожатые |
Итоговая диагностика | ||||
1 | Анкетирование в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий. | Анкета | Последний день смены | Вожатые, воспитатели |
Для оперативного слежения анализа процесса реализации программы, прогнозирования, необходимой корректировки и планирования управленческих действий необходим мониторинг. Мониторинг – систематические стандартизированные наблюдения и отслеживание функционирования и развития системы. С этой целью необходим периодический сбор информации по единым критериям.
Итоги программы можно отследить по следующим показателям:
-уровень соответствия детских ожиданий от смены и их оправданности;
-уровень психологического комфорта детей;
-процент активного участия в мероприятиях и общественной жизни коллектива от общего числа детей.
Диагностика проводится в несколько этапов:
- Предварительная диагностика включает опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. Анкета включает: Каждый ребенок уникален и неповторим. Мы хотим, чтобы он уверенно чувствовал себя в коллективе, развивал свои способности и хорошо отдохнул. Для этого просим вас ответить на вопросы:
-Ф.И.ребенка, дата рождения, место жительства
-Особенности здоровья;
-Характер вашего ребенка;
-Его интересы, способности;
-Особенности его поведения;
-В каких кружках или секциях он занимался?
-Что Вы ждете от детского лагеря, Ваши пожелания?
2. Текущая диагностика. На начальном этапе будет проводиться сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровня готовности к ней. Промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы. В течении смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, в течение смены проводится социометрия. Наблюдение
за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг – карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг – карты, записывая негатив и позитив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работает листок откровения.
Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на стенде лагерного уголка, запись может сделать каждый или положить в кармашек смайлик, соответствующий настроению ребенка.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива . Рейтинг определяется ежедневно на отрядном сборе, где каждому участнику по итогам дня выдается не более 2-3 «жетонов»- символов рейтинга.
По итогам смены награждаются грамотами, подарками. ( Все)
Итоговая диагностика. Анкетирование детей в конце смены, позволяет выявить оправдание ожиданий. Для этого предлагается отметить, на вопросы анкеты:
-Ты с удовольствием идешь утром в лагерь?
-Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравиться: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то еще?
3.Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы…
4.Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5.Ты пойдешь на следующий год в лагерь?
6.Если не пойдешь, то почему?
7.Нравится ли тебе, как кормят в лагере? Поставь оценку повару (от «пятерки» до «двойки»)
8.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
9.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
10.Что особенно понравилось в лагере( какие мероприятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря дневного пребывания «Моя Родина!»
Данная программа составлена и реализована в июле 2010г педагогами дополнительного образования Тайлаковой С.А, и Новиковой Н.М,, на базе Центра дополнительного образования.Работа с детьми будет п...
Летний лагерь Дневного пребывания 2014 г.
нормативные документы для работы ЛДП...
Летний лагерь Дневного пребывания 2014 г.
нормативные документы для работы ЛДП...
Проект отряда с изучением английского языка при летнем лагере дневного пребывания детей
Разработка программы изучения английского языка в летнем лагере дневного пребывания детей...
Краткосрочная дистанционная программа летнего лагеря дневного пребывания "Калейдоскоп мастерства"
Программа для лагеря дневного пребывания....
Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...