Мастер - класс Технологии смыслового чтения
презентация к уроку
Технологии смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tehnologiya_smyslovogo_chteniya_badmaeva_t.v.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом до чтения
Традиционная методика Инновационная методика Предтекстовые задания Текстовы задания Послетекствые задания
Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»
3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»
Прием «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста Рукописная книга-произведение искусства. Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками. Рукописная книга была большой и тяжелой. Для письма использовали пергамент. Орудиями письма были перьевые ручки. Рукописные книги были доступны всем. Рукописные книги писались монахами. Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси. Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием. Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения
Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм» Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий» Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения» Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Предваряющие вопросы» Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
«Рассечение вопроса» Алгоритм реализации приема: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения
Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»
«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками» Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения
Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом» Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Где ответ? В тексте В голове читателя в одном в разных автор и я только я предло- частях жении текста текста найди соедини соедини найди точный вместе, вместе, ответ ответ составь составь в своей ответ ответ голове
«Тайм-аут» Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .
«Проверочный лист» Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Названы главные мысли текста и основные детали. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блюма) Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: - фактической информации текста, изложенной вербально; - подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; - концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; - оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для мастер-класса по смысловому чтению
Презентация и конспект урока для мастер-класса по смысловому чтению...
Мастер-класс "Развитие смыслового чтения на уроках физики"
В данной разработке представлены некоторые методы развития смыслового чтения на уроках физики в форме проведения мастер-класса с педагогами....
Мастер-класс "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"
Данная работа предствляет собой конспект-презентацию мастер-класса...
Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"
Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...
Мастер-класс по смысловому чтению для учителей
Мастер-класс...
Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"
Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...