Материал для мастер-класса по смысловому чтению
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Презентация и конспект урока для мастер-класса по смысловому чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_pedsovet.ppt | 1.86 МБ |
konspekt_master-klassa.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что на самом деле?
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: — Как вам не стыдно! — А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики. — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина. Валентина Осеева
Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: — Как вам не стыдно! — А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики. — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков? Это слово вынесено и в название рассказа «Плохо»
Каким словом можно назвать состояние мальчиков?
Равнодушие Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Равнодушие не вешают на стену В яркой рамке бесполезных глупых слов… Не кичатся им, как выходом на сцену, Не берут с собой в страну волшебных снов. Им не машут у знакомых перед носом, Не роняют в каплях слез в ночной тиши, Не бежит оно по мыслям долгим кроссом… Равнодушие — молчание души!
В конце изложения допишите слова от имени женщины, как она объясняет поступок мальчиков.
Реальность.
Котёнок Котёнок жалобно стонал. Котёнок пищал во весь рот. Котёнок жалобно фыркал. Котёнок сильно разевал пасть. Лежал, тяжко мяукая. Котёнок шипел своей пастью.
Собака Собака яростно лаяла, поднявшись на задние лапы. ……………… .. стоя на приподнятых лапах. ……… .. вставая на передние лапы. ……… стояв на задних лапах. …… . присев на задние лапы. …… припадая на переднюю лапу. … .. подпрыгивая и поднимаясь на задние лапы. …… приподнимала передние лапы.
Как-то раз я вышел на балкон и увидел следующее. Собачья еда в большой миске стояла под деревом…
Когда собаки, поев, уходили к воротам, появлялись три вороны….
Авторский вариант продолжения. Одна садилась на ручку балконной двери, чтобы видеть, где находятся собаки, и следить за ними. Другая в это время поедала остатки собачьей пищи. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам, имитируя нападение на них и отвлекая их в сторону, давая возможность второй вороне спокойно есть из собачьей миски. Наевшись, вторая ворона сменяла часового на балконе, а когда собаки успокаивались, первая ворона начинала есть, потом за ней в очередь ела третья. Так они совместно придумали эту игру защиты, чтобы каждая могла спокойно полакомиться собачьим обедом.
Словарная работа Какие слова непонятны?
Объясните, как вы понимаете непонятные слова? Найдите в толковом словаре их значения, проверьте себя, правильно ли вы ранее их истолковывали . имитировать часовой
План-перевёртыш. 1. Имитация нападения. 2. Еда под деревом. 3. Игра защиты. 4. Смена часового.
Задайте вопрос по тексту: 1.Устно. 2. В виде рисунка. 3. Жестами, мимикой, пантомимой.
Что ещё вы знаете о воронах? Где эта информация может вам пригодиться?
Подведите итог урока. Чем сегодня вы занимались на уроке? Что нового узнали? Где сможете воспользоваться полученными знаниями?
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УДД |
Слайд 1-2 | Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире…. К сожалению, каждый день на своих уроках мы встречаемся с тем, что ребята нас неправильно понимают, не так трактуют наши слова и тексты заданий, а что уж говорить об информации в учебниках. Прежде, чем начать свой урок, мне хотелось бы, чтобы вы осознали его конечную цель – показать реальную картину, с которой сталкивается учитель и тем, какие приёмы необходимо использовать в ежедневной работе на уроках, чтобы всё выглядело иначе. |
| Слайд 2 По сути, сейчас мы формируем с вами смысловые личностные универсальные учебные действия, устанавливая связь с мотивацией и будущим результатом учения. |
Слайды 3-10 | Слайд 3 Ребятам был дан текст для полного изложения Валентины Осеевой, была проведена работа по нахождению ключевых слов, работа над темой текста, словарная работа, привлечён дополнительный материал, было предоставлено задание творческого характера. | Слайд 10 Демонстрация картинки позволила наглядно продемонстрировать ситуацию, это важно для тех обучающихся, у которых не сформировано образное мышление. Кроме того, на данном уроке преобладали метапредметные познавательные универсальные учебные действия общеучебного характера, как то: поиск и выделение необходимой информации , осмысление прочитанного, постановка и формулирование проблемы, в качестве формирования коммуникативного УУД использовалось творческое продолжение текста в форме письменного высказывания и словарная работа | |
Слайды 11- 13 | Помимо речевых и грамматических ошибок в своих изложениях обучающиеся допустили огромное количество фактических ошибок, что говорит о недопонимании или полном непонимании смысла такого, казалось бы, лёгкого в усвоении текста. | Как вы думаете, почему такое произошло? | |
Слайды 14-20 | Чтобы продолжить тематику ранее озвученного изложения, я подобрала для анализа текст Николая Тихонова Слайд 14 Слайд 15 Когда собаки, поев, уходили к воротам, появлялись три вороны…. А как они это делали? Давайте сами догадаемся…. Вы совершенно правы, а могут быть иные варианты? Слайд 16 читаем текст. Слайд 17 какие слова непонятны? Слайд 18 зачитайте их значения из словаря Ожегова Слайд 19 перед нами план, пункты которого записаны неверно, исправьте ошибки Слайд 20 задавать вопросы можно по-разному, можно устно, письменно, при помощи рисунка или даже жестами и мимикой, вот и попробуем это сделать…. | Отвечают, о чём пойдёт речь далее… Небольшая сцена с двумя собаками и тремя воронами…… Текст раздаю на столы всем. Пытаемся сами объяснить, затем ищем их значение в словаре. | Слайд 20 Данные задания направлены прежде всего на формирование и развитие общеучебных познавательных действий, таких как: извлечение необходимой информации, свободное ориентация и восприятие текста, формулирование темы и проблемы, кроме того, формировались и логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, составление целого из частей. Конечной целью всех применяемых приёмов было конечно же формирование важнейших коммуникативных метапредметных универсальных учебных действий – владение монологической и диалогической формами речи. |
Слайд 21 | Что вы ещё знаете о воронах и их повадках? А где может нам пригодиться информация о воронах? | Отвечают на вопросы. | Межпредметные УУД по биологии, природоведению |
Слайд 22 | Подведём итоги…. | Самостоятельно по плану монологически высказываются, приводя аргументы. | В большей степени уроки по смысловому чтению направлены на формирование у обучающихся познавательных общеучебных, социальных коммуникативных и непременно межпредметных универсальных учебных действий. Хотя тексты непременно должны быть различной тематики, т.е. всегда есть место для формирования личностных универсальных учебных умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"
Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все д...
Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"
Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы....
Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...
Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».
мастер-класс для учителей математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...
Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»
поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...