Мастер-класс "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"
методическая разработка по русскому языку на тему
Данная работа предствляет собой конспект-презентацию мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС «Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности»
Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда остается читателем, поэтому должен не только усваивать содержание текста , но и находить нужную информацию, осмысливать ее и правильно объяснять. К примеру, даже в одном предложении может содержаться большой объем информации.
СЛАЙД
-А теперь внимание на экран. Что вы видите на экране?
-А что это? (записка)
-Как вы думаете, кому адресована эта записка?(Соседу, другу)
-От кого она?(от человека, который уезжает в отпуск, в командировку)
-О ком или о чем он пишет?(о собаке, кошке -о животном)
-Почему вы решили, что это животное?(Есть слово «прокорм», которое употребляется по отношению к животному)
-А как вы понимаете фразу «Легка на прокорм, хотя и объесть может?» (Это небольшое животное, которого легко прокормить. Но если не проконтролировать, то может переесть, так как животное- бессознательное существо)
-А что значит «не зловредна?» ( не причинит никому вреда)
СЛАЙД
Учитель: Дело в том, что это фрагмент рассказа В.П.Астафьева «Записка» из книги «Затеси». Давайте определим значение этого слова. Затесь- стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники, чтобы не сбиться с пути.
Астафьев назвал свои рассказы- миниатюры «Затеси»- зарубки в сердце. Появляется перенос значения -метафора. СЛАЙД 3
СЛАЙД
А теперь предлагаю вам прочитать полный текст этого рассказа…
«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
-Что вы испытали?( негодование, ужас, потрясение)
-Почему? (Родной сынок оставил собственную мать на вокзале.)
ВЫВОД: Мы думали, что речь идет о животном. Но здесь сын приравнял свою мать к животному. Заботливый хозяин на наших глазах превратился в нелюдь.)
-А какое слово в рассказе является самым «страшным»? (забыл)
-А что говорится о матери? Какими словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе. Т.е., автор употребляет прилагательные, которые определяют ее человеческие качества)
СЛАЙД
Учитель: А теперь я хочу взять на себя смелость поправить Астафьева- заменить с/с «собственную мать» на «родную маму». Я считаю, что собственностью могут быть материальные ценности, имущество, которые можно продать, обменять, подарить. А слово «мать» звучит более нейтрально, обозначает любую женщину по отношению к своим детям. На мой взгляд, с/с «родная мама» звучало бы более трагично. Оно сближает, очеловечивает нашу героиню.
СЛАЙД
Учитель: В записке сын характеризует свою мать, больше опираясь на ее потребности в еде. И здесь я вспоминаю одного персонажа, который любил вкусно поесть. Итак, перед вами отрывок из текста Давайте проследим по тексту, какие блюда съел этот персонаж за короткое время. Чтобы сэкономить время, я заранее в тексте выделила эти продукты .
Узнали его по еде? Это Чичиков Павел Иванович из «Мертвых душ» Гоголя.
1 ЗАДАНИЕ фокус-группе.
Свяжите этот список продуктов с характером Чичикова и сделайте вывод. Чтобы вам было легче, я выписала из «Мертвых душ» цитаты о личности и характере Чичикова.
Учитель:
Гоголь является мастером художественной детали. Работа с художественной деталью текста наряду с антиципацией является одним из приемов смыслового чтения. Тема моего мастер- класса «Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности». По мнению В.А.Сухомлинского, «кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».
Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение – это путь к самовоспитанию через анализ поведения, поступков, мыслей героев произведений.
Учитель:
Коллеги ,что у вас получилось?(обжора, Действительно, у Чичикова отменный аппетит. Он любит вкусно и много поесть. Любит комфорт. Больше думает о своем желудке, очень любит себя. Эти блюда характеризуют его, как человека, думающего только о своих удовольствиях, ради которых он готов идти на разные махинации.)
2 Задание фокус-группе
Вернемся к нашей героине. А теперь попробуйте сами составить меню матери. Чем питалась она? Что входило в «прокорм» матери?
( черный хлеб, капуста, колотый сахар, картошечка, репа, свекла)
Ответы фокус-группы
Вывод: Это очень скудный список продуктов. Мать питается простыми продуктами, из огорода, без изыска. Еда для нее не самое главное в жизни.
Слайд……
Учитель: Еще один момент, уважаемые коллеги. Я немного слукавила, сказав вам, что это полный текст рассказа «Записка». Нет, рассказ не завершен. Остались еще 2 предложения.
3 Задание фокус-группе. Коллеги, вам творческое задание -напишите концовку рассказа. Как бы вы поступили с сыном этой матери?
СЛАЙД
А авторская позиция следующая (ЧИТАЮ текст КОНЦОВКИ )
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Астафьев поступает жестко, но правильно с сыном, который определил будущее своей мамы в качестве сторожихи, няньки или домработницы.
ЗАДАНИЕ Фокус-группе.
А представим, что в кармане выходной жакетки матери сын найдет удостоверение ветерана. Как изменится судьба матери?
Фокус-группа
( Есть возможность получить квартиру, большую пенсию. Сын вынужден будет изменить свое отношение к матери.)
Слайд
Учитель. Таким образом, сынок становится похожим на одного из героев рассказа Чехова» Хамелеон». Хамелеонство-это социальное зло современности, которое порождает бессердечие, жестокость, равнодушие. Осмысленно читая произведение, человек сопоставляет поступки героев с реальностью и делает для себя нравственные выводы.
(стих «Тяжелый грех» выучить)
Тяжелы грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем.
Уйдут они - назад их не вернем,
И никогда себя не оправдаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Смысловое чтение как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе
Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В статье рассказывается о приёмах организации работы по форм...
«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)
Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...
Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности
Данная работа представляет собой конспект -презентацию мастер-класса по теме "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"...
Смысловое чтение как прием формирования УУД
Мастер-класс...
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...
Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов
Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...