Мастер-класс "Развитие смыслового чтения на уроках физики"
статья на тему

В данной разработке представлены некоторые методы развития смыслового чтения на уроках физики в форме проведения мастер-класса с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_smyslov_chteniya.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие метапредметных компетенций через формирование навыков смыслового чтения на основе предметного содержания курса физики

Горбунова Марианна Александровна,

учитель физики высшей квалификационной категории

МБОУ «Алманчиковская ООШ» Батыревского района Чувашской Республики

Тема мастер – класса: «Развитие метапредметных компетенций через формирование навыков смыслового чтения на основе предметного содержания курса физики

Цель мастер – класса: вовлечь коллег в решение проблемы формирования навыков смыслового чтения через обмен опытом по внедрению приёмов активно-продуктивного чтения.

 Задачи:

  • представить приемы, методы, технологии развития навыков смыслового чтения, используемые на уроках физики;
  • способствовать развитию у педагогов профессиональных компетенций по формированию навыков смыслового чтения в учебно-воспитательном процессе;
  • обсудить актуальные проблемы по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в аспекте требований ФГОС;
  • провести рефлексию совместной деятельности учителя-мастера и слушателей;
  • представить материалы мастер-класса для дальнейшего распространения опыта учителя-мастера.

Предполагаемые результаты обучения: обеспечение педагогов инструментами для технически и методически грамотного структурирования урока с использованием современных образовательных технологий; использование учителями–предметниками методических материалов для формирования навыков смыслового чтения на уроках и внеклассных мероприятиях, увеличение значений уровневых показателей метапредметных результатов учащихся основной школы.

План проведения мастер-класса

  1. Определение понятийного поля, теоретических основ смыслового чтения и умений, обеспечивающих формирование навыков смыслового чтения.
  2. Демонстрация учителем-мастером приемов, формирующих навыки смыслового чтения на основе предметного содержания курса физики.
  3. Практическая работа слушателей (освоение опыта работы учителя-мастера).
  4. Рефлексия слушателей по результатам практической работы с учителем-мастером.
  5. Подведение итогов мастер-класса.

Определение понятийного поля, теоретических основ смыслового чтения и умений, обеспечивающих формирование навыков смыслового чтения.

Установленные ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня становится создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Деятельность отдельных педагогов, ассоциаций, зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации. Происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с ней, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Оно в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.

Предполагаю, что формирование навыков смыслового чтения на уроках физики в основной школе обеспечит развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся при условии, что данный процесс учителем будет проводиться:

  • на основе диагностики и педагогического проектирования УУД;
  • регулярно (т.е. систематично, на каждом уроке, по разработанному плану);
  • на основе активных методов обучения и организации педагогической помощи;
  • с использованием разноуровневых заданий по формированию навыков смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегии смыслового чтения состоит в том, что она имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

  • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
  • распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
  • собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет физика.

Приемы, формирующие навыки смыслового чтения

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение  самостоятельно работать с  текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают  в классе. Задания данного типа включены в КИМ ОГЭ по физике.

(Примеры текстов и вопросов представлены на сайте: http://penshinagn.ucoz.net/load/materialy_master_klassa_po_formirovaniju_navykov_smyslovogo_chtenija/1-1-0-1).

8 класс. Тема: «Оптические явления»

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы после текста.

Обратите внимание на замерзшую лужу. Лужа подо льдом чёрная. Однако в некоторых местах лед серебристый — там, где подо льдом образовалась прослойка воздуха и свет испытывает полное внутреннее отражение. Угол полного внутреннего отражения на границе лед—воздух равен 48°. Падающий свет отражается, лед в этих местах белый.

Как объяснить, что снег белый, хотя он состоит из отдельных прозрачных кристалликов льда — снежинок? Снег пушистый. Это означает, что каждая снежинка окружена воздухом. Так как острые иголочки снежинки имеют большое количество отражающих поверхностей, то весь падающий свет отражается как от внешних, так и от внутренних граней и не проходит сквозь толщу снега. Мы наблюдаем полное внутреннее отражение света от снега. Поэтому он ослепительно белый. Свежевыпавший снег отражает более 90% падающего света.

Старый снег уплотняется, уменьшаются воздушные зазоры, снег темнеет. Белизна снега зависит от его плотности! Плотность снега может меняться от 30 до 800 кг/м3.

Вопросы и задания к тексту:

1.Что такое полное внутреннее отражение? При каких условиях оно наблюдается?

2.Что происходит с лучами, падающими на границу лед—воздух под углами  больше 48°? меньше 48°?

3.Возьмем кусочек льда и раздробим его в мелкую крошку. Порошок изо льда уже не прозрачный, а имеет белый свет. Объясните, почему.

4.Почему в оттепель снег, пропитанный, водой, темнеет?

Обучая составлению вопросов по тексту, использую «Ромашку Блума»:

  • простые вопросы (факты, события, воспроизведение знакомой информации),
  • уточняющие вопросы («То есть ты говоришь, что…»),
  • интерпретационные, т.е. объясняющие («почему?»),
  • творческие вопросы («Что изменилось бы?»),
  • практические вопросы («Где в обычной жизни можно применить, использовать?»),
  • оценочные вопросы («Плохо или хорошо»).

Приём «Уголки»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.

Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений,  приборов.

Описание приема

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

7 класс. Тема: «Сила трения».

Задание группам: 1 группа - найти пословицы, в которых сила трения играет положительную роль, 2 группа - отрицательную. Свои выводы подтвердите формулировками из параграфа.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и мы домой. (русская)

Пошло дело, как по маслу. (русская)

От безделья и лопата ржавеет. (русская)

Без мыла в душу влезет. (русская)

От того телега запела,

Что давно дегтя не ела. (русская)

Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду. (осетинская)

Каков нож, так и режет. (русская)

Не смазанное колесо ось перетрет.

(узбекская)

Часы могут остановиться,

Время – никогда. (сербская)

Задумал муравей Фудзияму-гору сдвинуть. (японская)

На льду не строятся. (русская)

Лопату не покрывают позолотой.

(корейская)

Не подмазанная арба не поедет. (таджикская)

Сухая ложка рот дерет. (русская)

Из навощенной нити

трудно плести сети. (корейская)

Баба с возу – кобыле легче. (русская)

Три, три, три – дырка будет. (русская)

Плуг от работы блестит. (русская)

Ключ, который часто в работе, блестит. (турецкая)

От работы пила, раскалилась до бела.(русская)

Ржавый плуг только на пахоте очищается. (марийская)

Что кругло – легко катится. (японская)

Жнущий серп всегда блестит. (мокша)

Кататься, как сыр в масле. (русская)

Мел оставляет белый след,

а уголь – черный.(индонезийская)

Против шерсти не гладят. (русская)

Остер шип на подкове,

Да скоро сбивается.(русская)

Угря в руках не удержишь. (французская)

Не подмажешь, не поедешь. (французская)

Колодезная веревка, сруб перетирает. (японская)

Приём «Алгоритмы»

Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.

факты             понятия             законы              теории

                                Явление

                                Величина  

                                Прибор

                                Закон

Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера (http://neudoff.net/info/fizika/obobshhyonnye-plany-izucheniya-elementov-fizicheskix-znanij/), определяющие общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой [4]. Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т.д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще).

Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.

Описание приема.

1вариант: учащимся  предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии.

2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм)  об изучаемом понятии.

Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

 План  изучения величин:

Название величины

Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?

Определение величины

Формула, выражающая связь данной величины с другими

Единицы величины

Способы ее измерения

Сила

Взаимодействие,

является его мерой

Мера взаимодействия тел, в результате которого тела деформируются или приобретают ускорение

F=ma

H

Динамометр

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

7 класс.  Тема: «Механическая работа».

1.Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю.

2.Она выражается в  килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж).

3.Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то  А=0.

4.Понятие работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту.

5. За единицу работы принимают работу, совершенную силой 1Н на пути 1м.

6.Формула работы А=F·S применяется, если сила постоянна и ее направление совпадает с направлением перемещения тела.

7.Такая же формула, но со знаком «минус», используется в случае, если направление силы противоположно движению тела.

8.Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути.

9.Работа равна нулю, если тело движется по инерции или под действием приложенной силы не сдвигается.

Примерные ответы: 4,8,6,7,1,3,9,5,2 или 4,8,6,5,2,7,1,9,3

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний, подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание  приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

7 класс. Тема: «Строение вещества».

Задание: найти физические  ошибки в  тексте и объяснить их.

Рассказ «Я учил...».

– К доске пойдёт... Незнаюшкин, – печально объявил учитель. – Ну как, сегодня мы выучили уроки? К вам не приехали гости? Не заболела бабушка? Не отключали свет? Соседи сверху не залили водой? У соседей снизу не было пожара? Или ты опять сидел в застрявшем лифте?

Незнаюшкин мрачной глыбой поднялся из-за парты, перекрыв собой таблицу «Международная система единиц», размером 1,5 × 2 м, и произнёс басом:

– Бабушка.

– Всё-таки опять бабушка, – ещё больше опечалился учитель.

– Да не... я учил... Бабушка заставила, – устало вздохнул Незнаюшкин.

– Это уже хорошо, – обрадовался учитель. – И что же ты выучил?

– Всё.

– Приятно слышать что-то обнадёживающее. Мы изучили главу «Строение вещества» и теперь всем классом внимательно тебя слушаем. А вы, ребята, посчитайте количество неточностей и ошибок, если они будут. Итак, расскажи нам о трёх основных положениях о строении вещества.

– Я знаю три состояния вещества: жидкое, твёрдое и парообразное. Эти, ну как их, вещества состоят из частиц. А частицы – это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. В твёрдых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Частицы взаимодействуют друг с другом, то есть притягиваются, иначе бы твёрдые тела рассыпались. Если рассмотреть лёд, воду и пар, то они отличаются не молекулами, а только расположением молекул.

– И это ты называешь «я учил»? Давай послушаем ребят. Какие же неточности и ошибки допустил Незнаюшкин?

Прием «Ассоциативный куст»

Описание приема:

1. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

Текст физической задачи как объект смыслового чтения

Физические задачи способствуют закреплению и углублению теоретических знаний, служат средством проверки (и самопроверки) знаний и понимания сущности законов, принципов и явлений. Решение физической задачи, как многоэтапной аналитико-синтетической деятельности, включает:

  • смысловое чтение текста,
  • составление плана решения,
  • осуществление плана решения,
  • осмысление, анализ (или экспериментальная проверка) результата.

Смысловое чтение физической задачи целесообразно организовывать по следующей схеме.

  1. Внимательное, вдумчивое чтение текста с установкой его понять. При необходимости многократное чтение задачи. Мысленное представление описанного в задаче процесса или явления.
  2. Маркировка текста: «?» - информация непонятна; прямая линия – выделитель новых понятий и терминов; волнистая линия – выделитель ключевых опор.
  3. Определение значений новых терминов или понятий с помощью учебников, учебных пособий, справочников или Интернета.
  4. Постановка себя перед вопросом «Что я не понял в тексте задачи?». Разрешение ситуации непонимания путем размышления или консультации.
  5. Выявление и уточнение главного вопроса, ответом на который является решение данной задачи.
  6. Полная или сокращенная запись условий задачи.
  7. Анализ приведенных в задаче графиков, чертежей, схем или рисунков.
  8. Преобразование текстовой информации в наглядный или символический образ, либо в символическую модель.
  9. Анализ условия задачи в вопросно-ответной форме: О каком явлении (процессе, факте, состоянии системы, свойстве тела) идет речь в задаче? В чем особенность протекания явления? Что известно из условия задачи? Что необходимо дополнительно для получения ответа на вопрос, поставленный в задаче?

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать  учителям физики следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Критерии оценки сформированности навыка смыслового чтения

Компоненты приема

Содержание компонентов

Критерии оценки сформированности действий

I. Предварительный анализ текста

а) понимание отдельных слов, терминов;

б) понимание текста в целом;

в) выделение всех смысловых единиц текста;

г) выделение основных единиц текста;

д) выделение отношения между основными единицами текста.

Понимание текста:

  • умение перефразировать текст;
  • умение переформулировать текст;
  • умение ставить вопросы к тексту.

Умение выделять основные смысловые единицы текста.

Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

  1. Структурирование

текста

а) четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку.

б) выделение главного и второстепенного.

в) установление причинно – следственных связей

Умение выделять элементы, несущие основную смысловую нагрузку.

Умение выделять существенные и второстепенные признаки.

Умение составлять план – конспект текста.

  1. Перевод текста на знаково-символический язык

а) сохранение  текста в оперативной памяти

б) перевод структурных компонентов  текста в язык таблиц, схем, графиков.

г) абстрагирование

Умение перефразировать и переформулировать

Умение выделять существенные и второстепенные признаки

Умение устанавливать причинно- следственные связи, последовательность действий.

Умение представлять печатный текст в виде блок-схем, таблиц, графиков, гистограмм и т.п.

Определение уровня сформированности самостоятельного изучения текстов

Опираясь на уровни самостоятельного изучения текстов [5], рассматриваю три уровня со следующими качествами-критериями: осознанность, полнота, оперативность, логичная устная и письменная речь.

1-й уровень (низший) – учащийся умеет находить ответы в тексте на отдельные пункты планов при отсутствии полного логичного ответа.

2-й уровень – учащийся умеет находить все ответы, но путаясь или не соблюдая логичности и последовательности.

3-й уровень – после просмотра темы, заголовков, рисунков, схем, выделенного текста учащийся понимает, структуру какого учебного текста он должен изучить, самостоятельно определяет и выбирает соответствующий план. Его речь последовательная, логичная.

Для определения уровня сформированности самостоятельной работы с учебным текстом систематически веду мониторинг в виде таблицы, из которой видно, у кого и что «западает», с кем нужно простроить индивидуальную работу. По каждому плану выделяю три основных аспекта ответов: определение структуры учебного текста, устный ответ по плану, письменный ответ по плану.

ФИ

Явление

Величина

Прибор

Закон

Опр.

Уст.

Пис.

Опр.

Уст.

Пис.

Опр.

Уст.

Пис.

Опр.

Уст.

Пис.

Условные обозначения: Опр - определение структуры учебного текста, Уст - устный ответ по плану, Пис - письменный ответ по плану.

Оценочные листы для самопроверки умения работать с информацией

Каждому проверяемому умению ставится в соответствие определённое количество баллов, выражающих уровень сформированности того или иного оцениваемого умения.

При оставлении оценочной шкалы были выбраны четыре уровня сформированности:

- 1 балл – данное умение у меня практически или совсем не сформировано;

- 2 балла – данное умение у меня сформировано на низком уровне;

- 3 балла – данное умение у меня сформировано на среднем уровне;

- 4 балла – данное умение у меня сформировано на высоком уровне.

Предлагаемые анкеты-опросники.

1. «Работа с источниками информации»

№ п/п

Проверяемое умение

Кол-во баллов

1

Могу ли я определить, зачем мне нужна эта информация

1  2  3  4

2

 Могу ли я найти нужные мне источники информации

1  2  3  4

3

Могу ли я вычленить нужную мне информацию из печатного издания (из оглавления, аннотации, содержания, списка литературы)

1  2  3  4

4

Могу ли я поставить задачу при чтении данного текста

1  2  3  4

5

Насколько у меня сформированы библиографические умения

1  2  3  4

6

Могу ли я искать то, что мне нужно в сети Интернет

1  2  3  4

7

Могу ли я различить научный, публицистический, художественный тексты

1  2  3  4

8

Умею ли я пользоваться библиотечными каталогами

1  2  3  4

9

Умею ли я пользоваться справочными изданиями

1  2  3  4

10

Могу ли я объяснить библиотекарю какого рода книга мне нужна

1  2  3  4

2. «Работа с найденной информацией»

№ п/п

Проверяемое умение

Кол-во баллов

1

Умею ли я бегло просматривать незнакомый мне текст

1  2  3  4

2

Умею ли я выборочно читать

1  2  3  4

3

Умею ли я составлять сложный план прочитанного текста

1  2  3  4

4

Могу ли я на основе прочитанного нарисовать схему, таблицу, построить график

1  2  3  4

5

Могу ли я составить тезисы по прочитанному тексту

1  2  3  4

6

Могу ли я составить конспект  прочитанного

1  2  3  4

7

Могу ли я составить аннотацию по прочитанному тексту

1  2  3  4

8

Умею ли я делать выписки из изучаемого текста

1  2  3  4

9

Могу ли я составить рецензию  на прочитанный текст

1  2  3  4

10

Могу ли я составить реферат по определённой форме

1  2  3  4

3. «Анализ и переработка найденной информации»

№ п/п

Проверяемое умение

Кол-во баллов

1

Умею ли я выделять главную мысль в прочитанном тексте

1  2  3  4

2

Могу ли я составить краткий перечень главных мыслей по отдельным параграфам, главам книги

1  2  3  4

3

Могу ли я составить связанный рассказ из этих главных мыслей

1  2  3  4

4

Могу ли я логично совмещать отрывки из разных источников

1  2  3  4

5

Могу ли я описать своими словами некоторую ситуацию, представленную в книге

1  2  3  4

6

Могу ли я определить сходства и различия в позициях двух авторов по одной теме

1  2  3  4

7

Могу ли я высказать свои некоторые суждения по изучаемой проблеме

1  2  3  4

8

Могу ли я оформить их в виде рассказа, изложения

1  2  3  4

9

Могу ли я, прочитав текст/книгу поставить вопросы к параграфам/главам

1  2  3  4

10

Могу ли я сформулировать основную проблему, которую поставил автор

1  2  3  4

4. «Представление информации»

№ п/п

Проверяемое умение

Кол-во баллов

1

Могу ли я выступить с небольшим сообщением по поставленной проблеме

1  2  3  4

2

Могу ли я выступить с развёрнутым сообщением, осветив как можно больше из поставленной проблемы

1  2  3  4

3

Могу ли я выслушать спокойно замечания по моей работе

1  2  3  4

4

Могу ли я сделать корректные замечания автору другого выступления

1  2  3  4

5

Могу ли я презентовать свою работу

1  2  3  4

6

Могу ли я защищать свою работу

1  2  3  4

7

Могу ли я сделать электронную презентацию своей работы

1  2  3  4

8

Могу ли я внятно и красиво излагать сои мысли

1  2  3  4

9

Могу ли я предоставить письменный/печатный отчёт о работе в форме реферата

1  2  3  4

Рефлексия слушателей по результатам практической работы с учителем-мастером

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за участие в мастер-классе. Интересно узнать Ваше мнение  по поводу занятия. А сделаем мы это с помощью приема «Шесть шляп мышления». Каждой группе предлагается выбрать одну шляпу по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились...

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа - хочу похвалить…

Мы на практике убедились, что результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию.

Литература

  1. Крутский А.Н., Косихина О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики: дистанционный курс 16-002 Педагогического университета повышения квалификации учителей «Первое сентября» / Лекции 1–4. М.: ИД «Первое сентября». 2006. (Лекция 2 «Дискретный подход к обучению и усвоению знаний». С. 13–23.)
  2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
  3. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2014
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. 
  5. Усова А. В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. 1988. М.: Просвещение. 1988.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Смысловое чтение на уроках физики как способ развития ключевых компетенций обучающихся

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по зв...

Смысловое чтение на уроках физики

Использование материалов, способствующих развитию смыслового чтения на уроках физики....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Статья "Приёмы смыслового чтения на уроках физики"

В тексте показаны приёмы, использующиеся в школе №348...

Смысловое чтение на уроках физики

Функциональная грамотность,  по словам А.А. Леонтьева, предполагает «способность личности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в ...

Технология смыслового чтения на уроках физики

Организационная структура урока...