Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"
методическая разработка

Афанасьева Наталья Евгеньевна

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников.   Методы и приёмы  работы с текстом,  наверняка вам известны. Давая возможность ребенку работать с текстом через различные виды заданий,  преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема   мастер-класса: «Обучение смысловому чтению на уроках математики».

Подготовила:  Афанасьева Наталья Евгеньевна,   учитель математики  МБОУ «Разъезженская средняя общеобразовательная  школа»  Ермаковского района.

       Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников.   Методы и приёмы  работы с текстом наверняка  всем известны. Например,  на первом этапе работы с текстом «Работа до чтения»,   можно предложить:  игру «Попробуй найти!», приём «Банк гипотез», приём «Верные или неверные утверждения»,   игру «Верю - не верю» и др.

      Во время работы с текстом учебника (второй этап),  можно использовать приём «Инсерт»,  составление плана прочитанного, составление  тезисов.

       На третьем   этапе работы с текстом – «Работа после чтения текста», можно использовать приём  «Дерево знаний»,  разнообразные графические схемы,   приём «Кубик Блума», «Тонкие и толстые» вопросы»,    приём «Синквейн», приём «Кластер» и др.  Таким образом, при использовании известных приемов на уроках,   источником информации становится не   только учитель,  но и ученики.

Для обучения смысловому чтению на уроках математики  можно применять  различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. 

Например:

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста;

Задания «на соотнесение»;

1)нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста  (короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста. 

 Задания «на дополнение информации»: 

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.  

Задания «на перенос информации»: 

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.  

Задания «на восстановление деформированного текста»: 

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм, формулировку теоремы.

 3) «найди ошибку» и др.

 Предлагаю вам поработать с такими заданиями.

  I этап- индивидуальный труд.

Прочитайте текст и выполните задания.

Простые числа - удивительные числа

       Просто́е  число́ — это натуральное число, имеющее ровно два различных натуральных делителя: единицу и само себя.    Если p простое число, то его можно представить в виде произведения двух натуральных чисел только следующим образом: p = p*1. Числа, не являющиеся простыми, называются составными. Понятно, что всякое составное число имеет не меньше двух делителей отличных от 1. Таким образом, простые числа – это как бы “кирпичики” для строительства всех натуральных чисел. Единственное чётное простое число 2. Все остальные простые числа нечётные, то есть любое простое число, отличное от 2, можно записать в виде: p = 2k + 1 (k ≥ 1).

        Простые числа и их свойства впервые активно начали изучать математики Древней Греции.  Древнегреческий учёный Эратосфен родился примерно в 200 г. до н.э в городе Кирене, получил образование в Александрии под руководством Каллимаха и Лисания, в Афинах слушал философов Аристона Хиосского и Аркесилая, тесно сблизился со школой Платона.  Эратосфен работал во многих областях науки: филология, грамматика, история, литература, хронология, астрономия, география, музыка и математика.   Он  разработал алгоритм нахождения простых чисел. Алгоритм нахождения простых чисел,   называется решетом Эратосфена.  А почему решето? Так как греки делали записи на покрытых воском табличках или на натянутом папирусе, а числа не вычёркивали, а выкалывали иглой, то таблица в конце вычислений напоминала решето. Эратосфен записывал на дощечке, покрытой воском, и последовательно прокалывал составные числа. Таким образом, на доске нетронутыми остались лишь простые числа, а составные числа исчезали, как бы просеивались. Оставив нетронутым число 2, он далее прокалывал числа 4,6,8…, т.е. все чётные числа, кратные двум. Следующее простое число 3, а все числа, кратные трём, уже составные, поэтому прокалывались все числа через два в третье. Оставив число 5 как простое, прокалываются все числа, кратные 5, т.е. каждое пятое число, и т.д.

     Как и множество натуральных чисел, множество простых чисел бесконечно. Это доказал Евклид  -    первый математик Александрийской школы.      Он доказал,  что среди простых чисел нет самого большого числа. Так две с лишним тысячи лет назад Евклид лишил математиков надежды получить когда-нибудь полный список простых чисел. Много ученых пытались найти общую формулу для записи простых чисел, но все их попытки не увенчались успехом.

 

Интернет-ресурсы

 1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2-е изд., перераб.-М: Вентана-Граф, 2017.-304 с.:ил.

 2. URL: http://www.tinlib.ru/matematika/priglashenie_v_teoriyu_chisel/p4.php.

Задания к тексту

I этап- индивидуальный труд:

Прочитайте текст и выполните задания

1. Среди признаков, характеризующих простые числа, найти и указать родовые и видовые, входящие в определение понятия «простое число».

Ответы

Критерии

1.

По 1 баллу за каждый верный существенный признак;

макс.2 балла

2. Найти в тексте виды натуральных чисел, перечислить их, указав критерий деления.

Ответы

Критерии

2.

 

1 балл за верный критерий деления;

1 балл за группу видов;

макс. 2 балла

3. Ответить на вопрос-суждение: «Чем объяснить, что простые числа называют “кирпичиками” для строительства всех натуральных чисел?». Ответ сформулировать в виде суждения.

Ответы

Критерии

3.

 

2 балла за верно  сформулированный ответ, опирающийся на факты, изложенные в тексте;

макс. 2 балла

 

 

4. Сравнить виды натуральных чисел, найти их отличительные признаки. Результат сравнения оформить в виде суждения по карточке № 3.

Ответы

Критерии

4.

   

2 балла за верно  сформулированное суждение, содержащее отличительные признаки видов натуральных чисел;

если суждение сформулировано некорректно,  но признак отличия верный – 1 балл;

макс. 2 балла

5. Опираясь на факты из текста, ответить на вопросы – суждения, используя любые виды суждений (цепочки суждений).

А. Чем объяснить, что алгоритм нахождения простых чисел, который разработал Эратосфен, называется образно «решетом»?

В. Вследствие чего первый математик Александрийской школы Евклид лишил математиков надежды получить когда-нибудь полный список простых чисел?

Ответы

Критерии

5.

По 2 балла за каждый верно  сформулированный   ответ, опирающийся на факты, изложенные в тексте;  

макс. 4 балла

6. Сформулировав дедуктивное умозаключение, ответить на вопрос-суждение: «Как доказать, что натуральное число 17 является простым числом?

Ответы

Критерии

6.

 

3 балла за верно  сформулированное умозаключение;  

макс. 3 балла

 

7. Найти в тексте информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Записать не менее двух примеров установленной  причинно-следственной связи по образцу: Причина - …; следствие - …

Ответы

Критерии

7.

По 2  балла за каждую верную пару фактов из текста, отражающих причинно-следственные связи;  

макс. 6 баллов

 8. Сформулировать  вопросы-понятия по содержанию текста, составить карточку №1 по теме «Простые числа – удивительные числа».  

Ответы

Критерии

8.

 

По 1  баллу за каждый верный   вопрос;  

 

макс. 9 баллов

 

II этап – простая кооперация:

Обсудить в группах  результаты первого этапа труда:

1 группа – задания 1-3;

2 группа – задания 4-6;

3 группа – задания 7-8;

III этап –  сложная  кооперация:

На данном этапе группы представляют результаты своей работы и сравнивают с эталоном.

Задания к тексту

1. Среди признаков, характеризующих простые числа, найти и указать родовые и видовые, входящие в определение понятия «простое число».

Ответы

Критерии

1.

Родовой признак простых чисел - натуральные  числа.

Видовые признаки - имеют ровно  два  различных  натуральных  делителя:  единицу  и  самого  себя.

По 1 баллу за каждый верный существенный признак;

макс.2 балла

2. Найти в тексте виды натуральных чисел, перечислить их, указав критерий деления.

Ответы

Критерии

2.

  Виды натуральных чисел по количеству делителей: простые и составные.

1 балл за верный критерий деления;

1 балл за группу видов;

макс. 2 балла

3. Ответить на вопрос-суждение: «Чем объяснить, что простые числа называют “кирпичиками” для строительства всех натуральных чисел?». Ответ сформулировать в виде суждения.

Ответы

Критерии

3.

  Простые числа называют “кирпичиками” для строительства всех натуральных чисел потому, что любое натуральное число либо простое, либо может быть представлено  в виде произведения простых чисел.

2 балла за верно  сформулированный ответ, опирающийся на факты, изложенные в тексте;

макс. 2 балла

 

4. Сравнить виды натуральных чисел, найти их отличительные признаки. Результат сравнения оформить в виде суждения по карточке № 3.

Ответы

Критерии

4.

   По сравнению с простыми числами, которые имеют 2 делителя(1 и само себя), составные числа имеют не менее 2 делителей, отличных от нуля.

2 балла за верно  сформулированное суждение, содержащее отличительные признаки видов натуральных чисел;

если суждение сформулировано некорректно,  но признак отличия верный – 1 балл;

макс. 2 балла

5. Опираясь на факты из текста, ответить на вопросы – суждения, используя любые виды суждений (цепочки суждений).

А. Чем объяснить, что алгоритм нахождения простых чисел, который разработал Эратосфен, называется образно «решетом»?

В. Вследствие чего первый математик Александрийской школы Евклид лишил математиков надежды получить когда-нибудь полный список простых чисел?

Ответы

Критерии

5.

  А. Алгоритм нахождения простых чисел, который разработал Эратосфен, образно называется «решетом»  потому, что   он  записывал на дощечке, покрытой воском, и последовательно прокалывал составные числа. Таким образом, на доске нетронутыми остались лишь простые числа, а составные числа исчезали, как бы «просеивались».

В. Математик Александрийской школы Евклид лишил математиков надежды получить когда-нибудь полный список простых чисел вследствие того, что доказал,  что среди простых чисел нет самого большого числа.

По 2 балла за каждый верно  сформулированный   ответ, опирающийся на факты, изложенные в тексте;  

макс. 4 балла

6. Сформулировав дедуктивное умозаключение, ответить на вопрос-суждение: «Как доказать, что натуральное число 17 является простым числом?

Ответы

Критерии

6.

 Натуральное число, имеющее ровно два различных натуральных делителя: единицу и само себя, считается   простым  число́м.

Число 17 делится только на единицу и на 17.

Следовательно, число 17 является простым  числом.

3 балла за верно  сформулированное умозаключение;  

макс. 3 балла

7. Найти в тексте информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Записать не менее двух примеров установленной  причинно-следственной связи по образцу: Причина - …; следствие - …

Ответы

Критерии

7.

  • Причина - на покрытых воском табличках  числа не вычёркивали, а выкалывали иглой; следствие - таблица в конце вычислений напоминала решето.
  • Причина – на дощечке, покрытой воском,  Эратосфен последовательно прокалывал составные числа; следствие -   на доске нетронутыми остались лишь простые числа.
  •  Причина –   единственное чётное простое число – 2;     следствие – все остальные простые числа – нечётные.

По 2  балла за каждую верную пару фактов из текста, отражающих причинно-следственные связи;  

макс. 6 баллов

 8. Сформулировать  вопросы-понятия по содержанию текста, составить карточку №1 по теме «Простые числа – удивительные числа».  

Ответы

Критерии

8.

Вопросы:

1. Что называется  простым числом? 

2. Что считается  составным числом?

3.Что понимается под    “кирпичиками” для строительства всех натуральных чисел ?

4. Что представляет собой чётное число ?

5. Что выражает  самое большое простое число?

6. Что является  чётным простым числом?

7. Что такое   нечётное число?

8. Каковы свойства и виды  натуральных чисел ?

9. В чём заключается сущность нахождения простых чисел с помощью  «решета Эратосфена» ?

По 1  баллу за каждый верный   вопрос;  

 

макс. 9 баллов

Итого: 30 баллов

 Подведение итогов работы участников мастер-класса:

Уровень развития читательской грамотности

Качественные показатели

высокий уровень

26 баллов и более

продвинутый уровень

21- 25 баллов

достаточный уровень

16 – 20 баллов

15 – 20 баллов

низкий уровень

15 баллов и менее

14 баллов и менее

Уважаемые коллеги!  

       Давая возможность ребёнку на уроках математики работать с текстом через различные виды заданий,  преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи и  тем самым  обучаем смысловому чтению.  

  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

Материал предлагает  направления работы для привития  интереса к чтению. Ведь смысловое чтение возможно только тогда, когда есть любовь к книге.  Особое внимание уделяется роли личного ...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках географии"

Мастер-класс представляет трансляцию опыта по развитию навыков смыслового чтения на основе использования дополнительных текстов на уроках географии....

Мастер -класс "Смысловое чтение на уроках русского языка"

В материале представлен сценарий мастер -класс для педугогов. Рассмасриваются некоторые приемы технологии смыслового чтения, которые помогут организовать работу на уроке, заинтересовать обучающихся....

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...