Доклад на ШМО воспитателей на тему «Воспитание и развитие нравственных качеств обучающихся»
методическая разработка
Доклад на ШМО воспитателей на тему «Воспитание и развитие нравственных качеств обучающихся»
Скачать:
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Доклад на школьное методическое объединение
воспитателей на тему
«Воспитание и развитие нравственных качеств обучающихся»
Составитель:
Блинова А.А.
г.о. Шуя, 2021 г.
Во все века времена высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Перед образовательной организацией ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающегося.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Нравственное развитие личности - длительный процесс, включающий в себя и влияние воспитателей, и внутреннюю работу воспитанников над собой.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется мною по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители) также подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
В своей работе стараюсь обеспечивать наполнение уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-В воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Правила нравственного поведения усваиваются в ходе различных мероприятий:
- беседы и классные часы по проблеме человеческих взаимоотношений;
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, книг;
- учебно-познавательные экскурсии;
- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различных уровней;
- коллективно-творческие дела;
Образовательная организация - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании общественной направленности, развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классных руководителя и воспитателей, деятельность которых в образовательно-воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, учебные, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда, так как современное общество нуждается в способных и талантливых, работоспособных, активных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть будут удачными в их жизненной устроенности (общественности). Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
Доклад "Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка"
Доклад и презентация по теме "Воспитание нравственных каччеств обучающихся на уроках русского языка"....
ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьниковкак средство развития нравственных качеств личности
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...
Исследовательский проект "Народное декоративное искусство как средство развития духовно-нравственных качеств обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Исследовательский проект...
Доклад на ШМО «Использование технологий сотрудничества в воспитании нравственных качеств обучающихся»
Моё выступление будет по теме «Использование технологий сотрудничества в воспитании нравственных качеств обучающихся». Актуальность данной темы то, что в первую очередь всё наше внима...
Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»
Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»...
Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».
Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...