Увлекая, обучаем. Игры и упражнения на занятиях школьного логопункта.
консультация
Консультация логопеда для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_zanyatiyah_shkolnogo_logopunkta.docx | 190.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Увлекая, обучаем. Игры и упражнения на занятиях школьного логопункта.
Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходят всё больше детей, которые по тем или иным начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Дети не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных фактов, удерживать в памяти определённое количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бедный запас общих знаний, для них характерны задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления. Поэтому надо проводить специальную коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию аналитических способностей, умственных операций отвлечения, обобщения. Всё это – предпосылки формирования умения самостоятельно “добывать” знания и пользоваться ими.
Логопед очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед логопедом встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку?
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Направления коррекционно-развивающей работы.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- Особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- Особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти; - особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- Познавательные интересы, любознательность.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- Навыков соотносительного анализа;
- Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Умения планировать деятельность;
- Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)
- Эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- Способность к волевому усилию;
- Преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- Внушаемость;
- Наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- Наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- Отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- Отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- Особенности поведения в школе и дома;
- Нарушения поведения, вредные привычки.
6. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
- Особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- Способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- Умение планировать свою деятельность.
В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
- Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
- Коррекция должна быть направлена на развитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
- Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
- Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
- Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.
Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Коррекционно-развивающие задания, могут быть полезными для детей, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Применение коррекционно-развивающих заданий на занятиях может помочь в следующих случаях:
- Для снятия усталости учащихся и разрядки на уроке;
- Для активизации учебной работы, повышении активности и инициативы;
- Для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе;
- Для укрепления взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи.
На этапе общего обсуждения логопед вместе с ребятами анализирует свои собственные действия и решения, оценивают успешность выполнения заданий, вспоминают наиболее интересные моменты. Такие задания позволяют осмыслить полученный интеллектуальный опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Так, один ученик склонен к четкому, строго логизированному мышлению, другой – эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий – медленно, но глубоко мыслит, четвертый – мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый – выделяет суть и т. п. Важно организовать взаимообмен разными стилями мышления, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого ребёнка, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. Через сопоставление с другими начинает лучше понимать самого себя.
Несколько советов:
- Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы правильные. Вообще, не существует правильных, или неправильных ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.
- Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых ответов.
- На занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.
- Атмосфера на занятиях должна быть эмоционально положительной.
Данные упражнения направлены на коррекцию вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.
Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.
Предлагаю коррекционно-развивающие задания, которые могут быть использованы на занятиях.
Коррекционно-развивающие задания.
Задание 1. Три слова.
Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: озеро, медведь, карандаш.
2 вариант: улица, книга, фартук.
Задание можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.
Задание 2. Поиск нового.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
1 вариант: тарелка, лодка.
2 вариант: солнце, рубашка.
Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.
Задание 3. Исключи лишнее слово.
- Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
- Секунда, час, год, вечер, неделя.
- Деление, число, вычитание, умножение, сложение.
- Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.
- Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.
- Книга, портфель, чемодан, кошелёк.
Задание 4. Целая часть.
Логопед читает набор из пяти слов и предлагает найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.
- Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
- Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
- Число, дробь, цифры, математика, числитель.
- Дерево, почва, цветок, кустарник, лепесток.
- Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.
- Экран, изображение, телевизор, радио.
Задание 5. Способы применения предметов.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.
1 вариант: книга.
2 вариант: помидор.
Например, по варианту 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.
Задание 6. Ситуация.
Задается определенная ситуация, дети должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...
2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...
Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.
Задание 7. Сокращение.
Зачитывается рассказ объёмом 10 – 15 предложений. Дети должны передать его содержание своими словами используя 2 – 3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3 – 5 сокращённых вариантов.
Задание 8. Тренируем внимание.
Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
Задание 9. Замени слово.
Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.
- Под ногами тихо трещали опавшие листья.
- Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.
- Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.
- На первое подали рыбий суп.
Задание 10. “По нитке до клубка”.
Ребятам необходимо прочитать фразу, прослеживая взглядом линию от начала до конца. Запись в тетрадь. (Будь осторожным на дорогах)
<Рисунок 3>
Задание 11. Путаница.
Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. Записать пословицу в тетрадь. (Волка ноги кормят)
<Рисунок 4>
Задание 12. Загадочные квадраты.
Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв, слова обозначающие действия предметов. Слова: топает, белили, бросал, играет, копали.
<Рисунок 5>
Задание 13. Вставь нужное слово.
Логопед предлагает детям текст, в котором пропущены слова. Им необходимо найти наиболее подходящие по смыслу слова и вписать их.
Каждый раз поздно ... старуха Шапокляк выходила из ... для ночного разбоя.
Она .... усы на афишах и плакатах, вытряхивала из урн ... и изредка стреляла из пугача, чтобы ... ночных прохожих. И в этот вечер она тоже вышла из ... и направилась ... город, ... со своей ручной крысой Лариской. Первым делом она ... пойти на стройку нового дома, чтобы ... там очередной ... .
Задание 14. Реши задачу.
- Нота “до” + зарытые в земле ценности = ?
- Нота “до” + рожки у улитки = ?
- Кабан – ан + лук = ?
- Ежи – и + е + вика = ?
- Корь – ь + идол – л + р = ?
- Кар + горное село = ?
- С + место стоянки судов = ?
- Шина – а + ель = ?
- Кедр – др + росинка = ?
- Кар + знак препинания = ?
Задание 15. Слова - “приятели”.
Соедините стрелками слова, близкие по значению или обозначающие одно и то же, но по-разному. Это и есть слова – “приятели”.
<Рисунок 6>
Задание 16. Анаграмма.
Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
КЕАР, РООЕЗ, ТМСО, УРПД (река, озеро, мост, пруд) лишнее: мост
Задание 17.
Упражнение, направленное на формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логических суждений при решении учебных задач: из предложенных слов надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. без чего этот предмет быть не может:
Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.
Город – автобус, здание, улица, велосипед.
Задание 18.
Упражнение, формирующее способность оперировать смыслом на материале пословиц, поговорок: подобрать к пословице подходящую фразу, отображающую смысл пословицы.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях
В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук....
Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушений речи у учащихся 1 кл. на школьном логопункте
Вашему вниманию предлагается конспект коррекционного занятия, разработанный для учащихся 1 класса с речевым заключением ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт. Тема занятия "Дифференциа...
План-конспект открытого занятия "Обучайся играя"
Методическая разработка...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.
Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?», разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии....
Мастер-класс.Обучаем играя. Сервис для создания интерактивных упражнений.
Мастер-класс по разработке заданий в онлайн-сервисе LearningApps....