Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.
план-конспект на тему
Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?», разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_pervoklassnikami.docx | 358.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.
Пояснительная записка.
Конспект логопедического занятия составлен на основе программы Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., с использованием элементов практического материала
Садовниковой И. Н. , Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. , Земцовой О. Н., Киселенко Т. Е.
Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?», разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии.
На этапе закрепления правильного произнесения звука в слогах, словах, короткой фразе отрабатывается навык корректного звукопроизношения [Р], в очередной раз уделяется внимание технике произнесения (артикуляционный уклад и сила выдоха), формированию самоконтроля.
На этапе развития навыков выделения заданного звука из слова, соотнесение с буквой формируется умение соотносить предметы на картинках с нужным звуком и нужный звук с соответствующей буквой. Здесь же решается задача профилактики оптических ошибок.
Следующий этап, развитие элементов звукобуквенного анализа, предполагает использование умения анализировать буквенный состав слов и синтезировать целые слова, предупреждает ошибки и искажения слов при чтении.
Этап развитие навыка слогового анализа определяет умение соотносить отдельный слог с целым словом, правильно произносить получившиеся слова, подбирать нужное прилагательное (профилактика аграмматических ошибок при чтении и письме).
Цели занятия:
- образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р].
- предупредить нарушения формирующегося навыка чтения и письма.
- коррекционные:
- продолжать формировать правильное произнесение звука [Р].
- формировать навык контроля и самоконтроля произнесения звука [Р].
- воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре.
- воспитывать умение проявлять взаимовыручку.
Количество учащихся – 2 человека, время – 15 – 20 минут.
Ход занятия:
I Оргмомент.
Уважаемые знатоки! Сегодня мы с вами продолжаем закреплять правильное произношение звука [Р] в речи. Телезрители прислали вам вопросы про этот звук. Мы начинаем игру!! Гонг!
Вращаем волчок, определяем вопрос.
II Основная часть.
Закрепление правильного произнесения звука в слогах, словах, короткой фразе.
Стрелка остановилась на вопросе с изображением двух говорящих людей. Диалог. Это означает, что автор данного вопроса просит вас повторить за ним правильно слоги, слова и чистоговорку с нашим любимым звуком. Прочитайте слоги правильно. Первый ученик: РА – РО – РУ – РЫ – РЭ. Второй ученик: АР – ОР – УР – ЫР – ЭР. (Контроль Р). Где был язык при произнесении [Р]? Кончик языка дрожал или горло? (Язык был наверху, дрожал кончик языка). Слова и чистоговорку повторите каждый за мной. Помните о правильном произнесении [Р]. Слова : (для первого знатока: рама, радио, растение, розы, ручка, рубашка; для второго – шар, вар, пар, топор, узор, костёр, сахар). Чистоговорку повторяем по очереди: «Красной краскою Егор красит крышу и забор». Молодцы, знатоки! Вопрос взят!
Далее опять вращается волчок.
Развитие навыков выделения заданного звука из слова, соотнесение с буквой.
Выпал вопрос с изображением на карточке буквы Р, спрятанной за сеткой.
Это означает, что телезритель предлагает вам найти на картинки слова, в которых есть звук [Р], а затем и саму букву. Предъявляется сюжетная иллюстрация формата А4 с изображением предметов, названии которых есть звук Р и тех, где его нет.
Учащиеся выбирают и называют. Составляем по одному предложению с любым словом. (Ненавязчивый контроль произнесения звука [Р] педагогом). А теперь на предложенных карточках находим букву Р.
(Одному ребёнку – где Р в штриховках, а другому – среди других букв).
И этот вопрос взят! Замечательно! Волчок!!
Развитие элементов звукобуквенного анализа.
Следующий вопрос – рассыпанные буквы.
Телезритель просит вас собрать слова из отдельных букв магнитной азбуки. (Каждому ребёнку своё слово со звуком [Р]. Слова: рука, торт.).
Взят вопрос!
Развитие навыка слогового анализа.
Волчок остановился на последнем вопросе с изображением видеокамеры.
Это видео вопрос от будущего первоклассника. Внимание на экран! (Демонстрируется записанный на видео вопрос от мальчика).
«Уважаемые знатоки! Я тоже скоро пойду в первый класс. Недавно мне попалась загадка, отгадать которую под силу только с вашей помощью. Надо найти, из какого слова убежал каждый слог. Карточка с заданием перед вами».
Учащиеся соединяют картинку и слог стрелочками на выданной им карточке.
(Затем к каждому слову-картинке подбирается соответствующее ему прилагательное).
III Итог:
Наши знатоки справились со всеми заданиями! Какой звук мы сегодня продолжали произносить правильно! (Р). Какое задание понравилось каждому из вас? (Ответы детей.). Спасибо, уважаемые знатоки! До следующих встреч! А это сладкие призы для восстановления сил и дальнейших побед!
Список литературы.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. – Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М., 2011.
- Школьник Ю. К. Логопедия. – М., 2006.
- Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.
- Земцова О. Н. Ожившие буквы. – М., 2005.
- Киселенко Т. Е. Сам себе логопед. – Ростов-на-Дону., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятияТема: Классификация: дикие животные и птицы.Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющи...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"
В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт и его самоанализ.
Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам....
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...
Конспект индивидуально-подгруппового занятия "Путешествие в страну звука [Р]"
Конспект индивидуально-подгруппового занятия "Путешествие в страну звука Р"...