ПОУ "Первоначальные сведения о строении вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Технологическая карта урока физики в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_uroka_7kl_pou_stroenie_veshchestva.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 26 г. Нижнеудинск»
Технологическая карта урока
Обобщение, систематизация и контроль знаний
по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Выполнила:
Прокушева Наталья Анатольевна, учитель физики
МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск»
2021г.
Предмет: Физика
Класс: 7
Базовый УМК: А.В. Перышкин, Физика -7 класс // М., Дрофа -2016.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Формируемые элементы ФГ: читательская грамотность.
Контролируемые элементы ФГ: естественно-научная грамотность, критическое мышление.
Тема урока: Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Тип урока: комбинированный | ||
Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Задачи урока: -способствовать закреплению и обобщению предметных знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»; - оценивание сформированности естественно-научной грамотности по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»; - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики; - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: -развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц. | Метапредметные: -развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии, -работать в команде, -пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом. | Личностные: -ученики научатся управлять своей познавательной деятельностью, -получат потребность к формированию и развитию познавательных способностей, -развитие памяти, логического и творческого мышления. | |
Ресурсы урока: 1. Учебник, с. 38 – 39. 2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
- Приветствует учащихся. -Известному ученому, философу и поэту Джордано Бруно принадлежат слова: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Я предлагаю вам, поразмышляв, устно построить логическую цепочку из слов, которые вы видите на экране (молекула, физическое тело, вещество, элементарные частицы, атом). -В чем смысл этой цепочки? (указывает на строение вещества). -Почему важно знать строение вещества? | -Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей). -Строят (устно) логическую цепочку (физическое тело - вещество-молекула-атом-элементарные частицы). - Высказывают свои мнения, сравнивают позиции, приходят к выводу: люди, изучая строение вещества, научились создавать новые материалы, которые не могла создать природа, причём не вообще новые материалы, а материалы с заданными свойствами (лёгкость, механическая прочность, стойкость против коррозии). |
Приложение 1. Заполненная таблица «Три состояния вещества»
Приложение 2. Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
ВАРИАНТ 1
1 часть
1. В дошедших до нас письменных свидетельствах идеи о том, что вещество состоит из атомов, разделенных пустым пространством, высказаны
1) Демокритом 2) Ньютоном 3) Менделеевым 4) Эйнштейном
2. Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?
1) Имеет собственную форму и объем
2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
3. Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц. Это утверждение соответствует
1) только модели строения газов 2) только модели строения жидкостей
3) модели строения газов и жидкостей 4) модели строения газов, жидкостей и твердых тел
4. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из газообразного состояния в жидкое
А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами
Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу
В. Появляется некоторая упорядоченность в расположении его молекул
1) Только А 2) Только Б 3) Только В 4) А, Б и В
5. Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) Физическое явление 1) Яблоко 4) Скорость
Б) Физическое тело 2) Медь 5) Секунда
В) Вещество 3) Молния
А | Б | В |
|
|
|
6. Определите цену деления мензурки и объем жидкости, налитой в мензурку.
2 часть
7. Распространение запахов
В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер.
После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.
7-1. Выберите верное утверждение, соответствующее описанному эксперименту.
1 | Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха освежителя воздуха от агрегатного состояния вещества. |
2 | Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха от температур воздуха в комнате. |
3 | Расстояние, на которое распространялся запах освежителя воздуха в ходе двух экспериментов, менялось. |
4 | При уменьшении температуры воздуха в комнате скорость распространения запаха возрастает. |
7-2. Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха.
Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов.
Кто из ребят прав? Поясните свой ответ.
ОТВЕТЫ - В1
1 часть
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 2 | 1 | 4 | 312 | 2 мл, 34 мл |
2 часть
Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-1 | |
Верный ответ: 2 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-2 | |
Ответ: прав Ваня Возможное объяснение: Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня. | |
Дан верный ответ и приведено объяснение | 2 балла |
Дан верный ответ без объяснения | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
ВАРИАНТ 2
1 часть
1. Невозможно бесконечно делить вещество на все более мелкие части. Каким из приведённых ниже положений можно объяснить этот факт?
1) Все тела состоят из частиц конечного размера
2) Частицы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении
3) Давление газа обусловлено ударами молекул
4) Между частицами вещества существуют силы притяжения
2. Какое из приведенных ниже высказываний относится к газообразному состоянию вещества?
1) Имеет собственную форму и объем
2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
3. В каком состоянии находится вещество, если его молекулы достаточно близко расположены друг около друга, участвуют в скачкообразных движениях, а при сжатии возникают силы отталкивания, которые мешают изменять объем.
1) В газообразном 2) В твердом 3) В жидком 4) В газообразном или в жидком
4. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из жидкого состояния в твердое
А) Уменьшается среднее расстояние между его молекулами
Б) Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу
В) Образуется кристаллическая решетка
1) Только А 2) Только Б 3) Только В 4) А, Б и В
5. Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) Физическая величина 1) Минута 4) Испарение
Б) Единица измерения 2) Лед 5) Весы
В) Измерительный прибор 3) Время
А | Б | В |
|
|
|
6. Определите цену деления мензурки и объем жидкости, налитой в мензурку.
2 часть
7. Малосольные огурчики
Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов.
7-1. Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.
1 | Молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов. |
2 | Концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается. |
3 | Огуречный сок проникает в рассол. |
4 | Молекулы поваренной соли и огурцов растворяются в воде. |
7-2. Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, – чтобы огурцы засолились быстрее? Свой ответ поясните.
ОТВЕТЫ - В2
1 часть
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 3 | 3 | 4 | 315 | 0,2 мл, 2,4 мл |
2 часть
Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-1 | |
Верный ответ: 3 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-2 | |
Ответ: нагреть. Возможное объяснение: Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идёт диффузия, следовательно, огурцы засолятся быстрее. | |
Дан верный ответ и приведено объяснение | 2 балла |
Дан верный ответ без объяснения | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - Первоначальные сведения по строении вещества
Обобщающий урок-игра по теме - Первоначальные сведения по строении вещества...
первоначальные сведения о строении вещества(план урока в 7 классе)
повторительно-обобщающий урок в 7 классе....
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
презентация-викторина по физике 7 класс "Первоначальные сведения о строении вещества"
Урок проводится после изучения раздела "Первоначальные сведения о строении вещества"...
Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"
Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...
Первоначальные сведения о строении вещества
Повторно-обобщающий урок с использованием социокультурных тренингов...
Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"
Физические диктанты "Веришь - не веришь" в 7 классе можно использовать при закреплении нового материала, а также при проверке знаний изучаемой темы. Физические диктанты составлены для учащихся 7 класс...