ПОУ "Первоначальные сведения о строении вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Технологическая карта урока физики в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_uroka_7kl_pou_stroenie_veshchestva.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 26 г. Нижнеудинск»

Технологическая карта урока

Обобщение, систематизация и контроль знаний

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Выполнила:

Прокушева Наталья Анатольевна, учитель физики

МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск»

2021г.

Предмет: Физика

Класс:  7

Базовый УМК: А.В. Перышкин, Физика -7 класс // М., Дрофа -2016.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. 

Формируемые  элементы ФГ: читательская грамотность.

Контролируемые  элементы ФГ: естественно-научная грамотность, критическое мышление.

Тема урока: Обобщение,  систематизация и контроль знаний

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Тип урока:   комбинированный

 Цель урока:   создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

 Задачи урока:

-способствовать закреплению и обобщению предметных знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»;

- оценивание  сформированности естественно-научной  грамотности по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;

-  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Планируемые результаты

  Предметные:

-развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц.  

Метапредметные:

-развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии,

-работать в команде,

 -пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом.

Личностные:

-ученики научатся  управлять своей познавательной деятельностью,

-получат  потребность к формированию и  развитию познавательных способностей,

-развитие памяти, логического и творческого мышления.

Ресурсы урока: 1. Учебник, с. 38 – 39. 2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И.      Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный, мотивационный этапы

- Приветствует учащихся.

-Известному ученому, философу и поэту Джордано Бруно принадлежат слова: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять».

 Я предлагаю вам,  поразмышляв, устно построить логическую цепочку из слов, которые вы видите на экране (молекула, физическое тело, вещество, элементарные частицы, атом).

-В чем смысл этой цепочки? (указывает на строение вещества).

-Почему важно знать строение вещества?

-Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей).

-Строят (устно) логическую цепочку (физическое тело - вещество-молекула-атом-элементарные частицы).

- Высказывают свои мнения, сравнивают позиции, приходят к выводу:  люди, изучая строение вещества, научились создавать новые материалы, которые не могла создать природа, причём не вообще новые материалы, а материалы с заданными свойствами (лёгкость,  механическая прочность,  стойкость против коррозии).

  1. Этап целеполагания

-Исходя из этого, запишем тему урока (фиксирует тему на доске): Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

-Какая цель будет стоять перед нами на уроке?

 

- Открывают рабочие тетради, записывают тему урока.

 -Дают собственные ответы, формулируют задачу урока: обобщить и систематизировать полученные представления о строении вещества, движении и взаимодействии молекул, использовать знания для объяснения различных явлений, которые наблюдают в природе, технике, быту.

  1. Актуализация и углубление знаний

- Ответы на вопросы помогут вам вспомнить темы прошлых уроков и

подготовиться к тестированию.

1. Фронтальный физический диктант.

-Всевозможные изменения в окружающем мире – явления

-То, из чего состоит физическое тело – вещество

-Мельчайшая частица данного вещества – молекула

-Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия

-Причина броуновского движения частиц, взвешенных в

жидкости или газе – движение молекул

-Агрегатное  состояние вещества, при котором оно не имеет

формы и объема – газообразное

-Агрегатное состояние вещества, при котором оно сохраняет

 объем, но легко меняет свою форму – жидкое

-Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними

существуют  силы –  отталкивания

- Ученик записывает ответы на доске, затем все обсуждают вариант ответа и сравнивают со своим ответом (устно), приходят к правильному ответу.

2.Смешанная работа (индивидуальная, групповая)

Групповая работа. 

- В предложенном ряду исключите  «лишнее» слово. Объясните

 свой выбор:

1. Стул, часы, железо (вещество), дверь

2. Лодка,  мензурка, вода (вещество или другое агрегатное состояние), 

линейка, иголка.

3. Вода, воздух (газ), бензин, ртуть (единственный металл, находящийся

при комнатной температуре в жидком состоянии, его пары ядовиты).

Индивидуальная работа.

- Ученик на интерактивной доске «заполняет» таблицу

 «Три состояния вещества»

- Решить задание с выбором ответа (распечатка задания у каждого

ученика):

Задачи

Ответы

1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему?

А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц.

2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему?

Б. Между молекулами существуют силы притяжения.

3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему?

В. Вещества состоят из маленьких частиц.

4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну?

Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания.

5. Почему между молекулами существуют промежутки?

Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически.

4.Фронтальный опрос (учитель определяет количество вопросов

 по ситуации):

-Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости?

-Закрытая бутылка наполовину заполнена бензином. Можно ли утверждать,

что в верхней половине бутылки бензин отсутствует?

-Может ли быть в жидком состоянии кислород?

-Белое белье при стирке окрасилось. Почему?

- Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно

друг друга?

-Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы?   Как изменилось их расположение                        

   и  взаимодействие?

-Одинаковы ли объемы и состав молекул холодной и горячей воды?

- Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?

-Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

-Почему тела уменьшают свой объем при охлаждении?

Какие физические явления отражаются в народных пословицах:

-Отрезанный ломоть к хлебу   обратно не приставишь.

- Овощной лавке вывеска не нужна.

  -Ложка дегтя бочку меда портит.

-Вилами по воде писано.

-Тверд как алмаз.

-Куй железо, пока горячо.

-Класс делится на три группы (по рядам). После обсуждения выбирают «лишнее» слово (могут быть варианты: тело-вещество; разные агрегатные состояния).

https://www.sites.google.com/site/opatpofizike/_/rsrc/1510499363764/teoria/7-klass/plotnost-vesestva/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B2.jpg

- От каждой группы выдвигается спикер, который объясняет выбор.

- Ученик на интерактивной доске «заполняет» таблицу  «Три состояния вещества»

Состояние

вещества

Молекулы

расположение

расстояние

движение

Твердое тело

Жидкость

Газ

- Фронтальное обсуждение правильности заполнения таблицы «Три состояния вещества»

- Учащиеся решают задание с выбором ответа, обсуждают, сравнивают ответы.

1

2

3

4

5

В

Д

Б

А

Г

 

- Участвуют в обсуждении, определяют для себя границу знания и незнания.

  1. Обобщение материала

- Предлагает выделить главное по молекулярной физике и записать в тетрадь:

- Обсуждают, записывают выводы в тетрадь:

1.Все вещества состоят из мельчайших частиц.

2. Частицы вещества непрерывно хаотически движутся.

3. Между молекулами вещества существует взаимодействие.

4. При соприкосновении двух веществ, происходит диффузия.

5. Существует три  агрегатных состояния вещества.

  1. Физкультминутка «Моделирование группами различных состояний вещества»

Помогает провести физкультминутку.

В течение 1 мин команды должны показать модели твёрдого, жидкого и газообразного тел: 1 группа должна изобразить молекулы твёрдого тела ;  2 группа – жидкое тело;     3 группа – молекулы газа.

Во время физкультминутки моделируют строение веществ разных агрегатных состояний.

Проявляют творчество смекалку, развивают коммуникативные навыки, выполняют упражнения.

  1. Кратковременная контрольная работа
  2.  

Организует выполнение контрольной работы.

Выполняют кратковременную контрольную работу, сдают тетради на проверку.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

                   Информация о домашнем задании:

  • Итоги главы, Проверь себя стр.38-39.
  • Подумайте: Все ли возможные состояния вещества были нами изучены?
  • Задания в электронном приложении.
  • Написать эссе на тему «Молекула…» (по желанию).

Благодарит детей за урок, побуждает оценить свою работу на уроке. Урок окончен. Всего вам доброго.

Воспринимают и фиксируют д/з.

Осознают результаты своей работы.

Приложение 1.              Заполненная таблица «Три состояния вещества»

Приложение 2. Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

ВАРИАНТ 1

1 часть

  1. В дошедших до нас письменных свидетельствах идеи о том, что вещество состоит из атомов, разделенных пустым пространством, высказаны

                 1) Демокритом       2) Ньютоном     3) Менделеевым     4) Эйнштейном

2. Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?

       1) Имеет собственную форму и объем

       2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы

       3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы

       4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема

3. Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц. Это утверждение соответствует

         1) только модели строения газов                  2) только модели строения жидкостей

         3) модели строения газов и жидкостей        4) модели строения газов, жидкостей и твердых тел

4. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из газообразного состояния в жидкое

        А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами

        Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу

        В. Появляется некоторая упорядоченность в расположении его молекул

                     1) Только А     2) Только Б      3) Только В     4) А, Б и В

 5. Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами.   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ                       ПРИМЕРЫ

  А) Физическое явление                       1) Яблоко     4) Скорость

  Б) Физическое тело                             2) Медь         5) Секунда

  В) Вещество                                       3) Молния

                                                                                                                     

А

Б

В

 

 

 

  

 

  6. Определите цену деления мензурки и объем жидкости, налитой в мензурку.


2 часть

7. Распространение запахов

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/821A32E7F9228964406C1A7F7E1C9038/xs3docsrc821A32E7F9228964406C1A7F7E1C9038_2_1606125475.jpg

В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер.

После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.

7-1. Выберите верное утверждение, соответствующее описанному эксперименту.

1

Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха освежителя воздуха от агрегатного состояния вещества.

 2 

Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха от температур воздуха в комнате.

 3 

Расстояние, на которое распространялся запах освежителя воздуха в ходе двух экспериментов, менялось.

 4

При уменьшении температуры воздуха в комнате скорость распространения запаха возрастает.

7-2. Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха.

Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов.

Кто из ребят прав? Поясните свой ответ.

ОТВЕТЫ - В1

1 часть

1

2

3

4

5

6

1

2

1

4

312

2 мл, 34 мл

2 часть

Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-1

Верный ответ: 2

Выбран верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-2

Ответ: прав Ваня

Возможное  объяснение: Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня.

Дан верный ответ и приведено объяснение

2 балла

Дан верный ответ без объяснения

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

 

ВАРИАНТ 2

1 часть

  1. Невозможно бесконечно делить вещество на все более мелкие части. Каким из приведённых ниже положений можно объяснить этот факт?

         1) Все тела состоят из частиц конечного размера

         2) Частицы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении

         3) Давление газа обусловлено ударами молекул

         4) Между частицами вещества существуют силы притяжения

  2. Какое из приведенных ниже высказываний относится к газообразному состоянию вещества?

         1) Имеет собственную форму и объем

         2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы

         3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы

         4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема

3. В каком состоянии находится вещество, если его молекулы достаточно близко расположены друг около друга, участвуют в скачкообразных движениях, а при сжатии возникают силы отталкивания, которые мешают изменять объем.

         1) В газообразном     2) В твердом    3) В жидком    4) В газообразном или в жидком

4. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из жидкого состояния в твердое

        А) Уменьшается среднее расстояние между его молекулами

        Б) Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу

        В) Образуется кристаллическая решетка

                         1) Только А     2) Только Б     3) Только В    4) А, Б и В

  5. Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами.    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ                         ПРИМЕРЫ

  А) Физическая величина                       1) Минута         4) Испарение

  Б) Единица измерения                           2) Лед                5) Весы

  В) Измерительный прибор                    3) Время

                                                                                                                

А

Б

В

 

 

 

     6. Определите цену деления мензурки и объем жидкости, налитой в мензурку.

13062014-02

2 часть

7. Малосольные огурчики

Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов.

 7-1.  Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.

 1 

Молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов.

 2

Концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается.

 3 

Огуречный сок проникает в рассол.

 4 

Молекулы поваренной соли и огурцов растворяются в воде.

7-2.  Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить,  чтобы огурцы засолились быстрее? Свой ответ поясните.

ОТВЕТЫ - В2

1 часть

1

2

3

4

5

6

1

3

3

4

315

0,2 мл, 2,4 мл

2 часть

Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-1

Верный ответ: 3

Выбран верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов

Критерии оценивания и правильный ответ на задание 7-2

Ответ: нагреть.

Возможное объяснение: Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идёт диффузия, следовательно, огурцы засолятся быстрее.

Дан верный ответ и приведено объяснение

2 балла

Дан верный ответ без объяснения

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Первоначальные сведения по строении вещества

Обобщающий урок-игра по теме - Первоначальные сведения по строении вещества...

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

презентация-викторина по физике 7 класс "Первоначальные сведения о строении вещества"

Урок проводится после изучения раздела "Первоначальные сведения о строении вещества"...

Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"

Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...

Первоначальные сведения о строении вещества

Повторно-обобщающий урок с использованием социокультурных тренингов...

Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"

Физические диктанты "Веришь - не веришь" в 7 классе можно использовать при закреплении нового материала, а также при проверке знаний изучаемой темы. Физические диктанты составлены для учащихся 7 класс...