Конспект занятия Звук И. Буква И.
план-конспект
Тема «Звук И. Буква И»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
- развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, игра «Сложи картинку», раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), счетные палочки.
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук А
Игра на беззвучную артикуляцию
Логопед произносит гласные звуки: а-у-о-ы-а-и-э-у… Увидев звук а, дети хлопают в ладоши.
Логопед загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Логопед:
Послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Логопед:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Логопед:
- Иголки одинаковые или разные?
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Логопед:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
- Этот звук поётся?
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой.
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); Звук [И] – гласный звук и обозначается красным цветом. (девочка на схеме)
4. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Логопед произносит разные звуки, а дети должны хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышат звук [И]:
и, а, у, и, э, а, у, о, и , а-у-о-ы-и-а- о-и-э-у..
то же на беззвучную артикуляцию
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то хлопните в ладошки
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня
6. Гимнастика
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
(Потопать ногами
Крыльями захлопал
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Руки на поясе)
Или медный самовар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)
7. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ..., замок — ..., комок — ...
Логопед предлагает детям назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
8. Повторить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
9. Прослушать стихотворение.
Какой звук часто слышится в стихотворении? (Логопед голосом выделяет звук [И].)
Провести пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет, Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.
Г. Сапгир
10. Упражнение для развития координации речи с движениями.
(сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки):
И раз, и два, и три — руки подними!
11. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква И?
Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы), а теперь напишем букву носиком.
Два столба на пути Чтобы вышла буква И Ты от левого столба Вверх дорожку проведи | Буква И наискосок Примеряла поясок. Снизу вверх его тянула - К правой ножке пристегнула | Раз – брусок и два – брусок, |
Вот зигзагом буква И, Будто молния- гляди. | На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. | И похожа на гармошку На испуганную кошку |
Выложить букву из палочек.
Задание 12. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Логопед произносит звуковой ряд и просит одного из детей ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку.
13. НАЙДИ ОПЕЧАТКИ!
С тобою «И» играет в прятки.
Найди скорее опечатки.
В словах ошибки все исправь.
На место букву «И» поставь.
Над морем альбатрос летит.
Плывёт в волнах огромный кОт.
Нам понравился артист.
Мы кричали: — Браво! БАс!
Щенка я кашею кормил.
Ну до чего щенок мой мАл!
Готовь для плова барбарис,
Готовь баранину и рОс.
Гусята с гусыней на травке паслись.
За ними следил из кустов хитрый лЕс.
Завален пол опилками,
Когда мы пилим пОлками.
Я поцарапал палец винтиком,
Перевяжи мне рану бАнтиком!
Я в тесто замесил творог,
Чтоб для гостей испечь пОрог.
Мне сильно захотелось пить,
И воду я решил купАть.
Чтоб велосипед купить,
Буду деньги я копАтъ.
Я отдельно ставлю миски
Для собаки и для кАски.
Но наша киска ест сосиски
Только из собачьей мАски!
14. Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_i._bukva_i.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звук И. Буква И»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
- развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, игра «Сложи картинку», раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), счетные палочки.
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук А
Игра на беззвучную артикуляцию
Логопед произносит гласные звуки: а-у-о-ы-а-и-э-у… Увидев звук а, дети хлопают в ладоши.
Логопед загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Логопед:
Послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Логопед:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Логопед:
- Иголки одинаковые или разные?
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Логопед:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
- Этот звук поётся?
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой.
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); Звук [И] – гласный звук и обозначается красным цветом. (девочка на схеме)
4. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Логопед произносит разные звуки, а дети должны хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышат звук [И]:
и, а, у, и, э, а, у, о, и , а-у-о-ы-и-а- о-и-э-у..
то же на беззвучную артикуляцию
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то хлопните в ладошки
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня
6. Гимнастика
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
(Потопать ногами
Крыльями захлопал
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Руки на поясе)
Или медный самовар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)
7. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ..., замок — ..., комок — ...
Логопед предлагает детям назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
8. Повторить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
9. Прослушать стихотворение.
Какой звук часто слышится в стихотворении? (Логопед голосом выделяет звук [И].)
Провести пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет, Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.
Г. Сапгир
10. Упражнение для развития координации речи с движениями.
(сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки):
И раз, и два, и три — руки подними!
11. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква И?
Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы), а теперь напишем букву носиком.
Два столба на пути Чтобы вышла буква И Ты от левого столба Вверх дорожку проведи | Буква И наискосок Примеряла поясок. Снизу вверх его тянула - К правой ножке пристегнула | Раз – брусок и два – брусок, |
Вот зигзагом буква И, Будто молния- гляди. | На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. | И похожа на гармошку На испуганную кошку |
Выложить букву из палочек.
Задание 12. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Логопед произносит звуковой ряд и просит одного из детей ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку.
13. НАЙДИ ОПЕЧАТКИ!
С тобою «И» играет в прятки.
Найди скорее опечатки.
В словах ошибки все исправь.
На место букву «И» поставь.
Над морем альбатрос летит.
Плывёт в волнах огромный кОт.
Нам понравился артист.
Мы кричали: — Браво! БАс!
Щенка я кашею кормил.
Ну до чего щенок мой мАл!
Готовь для плова барбарис,
Готовь баранину и рОс.
Гусята с гусыней на травке паслись.
За ними следил из кустов хитрый лЕс.
Завален пол опилками,
Когда мы пилим пОлками.
Я поцарапал палец винтиком,
Перевяжи мне рану бАнтиком!
Я в тесто замесил творог,
Чтоб для гостей испечь пОрог.
Мне сильно захотелось пить,
И воду я решил купАть.
Чтоб велосипед купить,
Буду деньги я копАтъ.
Я отдельно ставлю миски
Для собаки и для кАски.
Но наша киска ест сосиски
Только из собачьей мАски!
14. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект занятия "Звук М,буква М"
Конспект занятия по развитию речи,для детей дошкольного возраста....
Конспект занятия "Звук и буква У"
Разработка логопедического занятия для группы с ФНР, 1 класс...
конспект занятия "Звук и буква Р"
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Р. Путешествие звука Р" в игровой форме. Учащиеся знакомятся со звуком и буквой Р, с лексическими темами "цветы и дикие животные"...
Конспект занятия "Звук и буква Т"
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,устранить фонетик...