Мастер-класс "Использование мнемотехники на занятиях ДОУ"
методическая разработка

Матюшкина Регина Ринатовна

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей максимально эффективное запоминание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mnemotehnika.docx99.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «РШИООО им. С. И. Ирикова»

Воспитатель ГКП: Нармания Регина Ринатовна

Мастер-класс

«Мнемотехника -актуальная технология в реализации образовательных зада

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей максимально эффективное запоминание.

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания.

Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель обучения мнемотехнике: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы (ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый и др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры  (круг, квадрат)  и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения, поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть  «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную  «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Существуют этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей:

во время опытно - экспериментальной деятельности;

в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов;

при разучивании стихов, чистоговорок;

при составлении рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании загадок;

при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы, при разучивании стихотворения.

По сугробам, напрямик

Шел веселый снеговик.

 А в руках его была

Не корзина, не метла

Не плитка шоколадная

А елочка нарядная!

–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

–  «По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.

Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте…

Для вас я подготовила следующее задание

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с заданием:

Зашифровать пословицы в мнемодорожку.

Другая команда отгадывает

 Волков бояться – в лес не ходить.

 Всё перемелется – мука будет.

Всякому овощу своё время.    

Всяк сверчок знай свой шесток.

Когда я ем, я глух и нем.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Яйца курицу не учат.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Составить описательный рассказ по мнемотаблице «Зима»

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05ef/000e36be-a61f136a/hello_html_40134520.jpg

Таким образом, использование методов мнемотехники: развивает речемыслительную деятельность детей; облегчает запоминание и увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает основные психические процессы;

развивает творчество у детей.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия: Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности

Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники  заключаются в создан...

«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Введение.Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского ...

Памятка – буклет "Использование мнемотехники на логопедических занятиях"

Памятка – буклет  "Использование мнемотехники на логопедических занятиях". Краткое описание технологии "Мнемотехника", ее цели, задачи и методы ее использования на логоп...

Применение мнемотехники на занятиях с детьми с ОВЗ.

Применение мнемотехники на занятиях с детьми с ОВЗ             «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго...

Конспект занятия по мнемотехнике

Знакомство с тренером: Здравствуйте, дети. Меня зовут Вероника Андреевна, я ваш учитель.Знакомство с детьми: сейчас мы с вами познакомимся и запомним всех ребят в группе.Знакомство «цепочкой&raq...

Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.

Презентация "Использование мнемотехники  на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...