Доклад на семинаре по дефектологии "Личностное развитие детей через различные формы внеклассной деятельности"
материал

Никифорова Светлана Ивановна

Целью внеклассной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnoe_raz.detey_2023g.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

   

Государственное   бюджетное    образовательное    учреждение       Республики Мордовия «Инсарская     общеобразовательная   школа-интернат для детей – сирот и   детей, оставшихся без попечения    родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

                                 Доклад

на семинаре по дефектологии

«Личностное развитие детей через различные формы внеклассной деятельности»

                                     

                                                                     

                                                                      Подготовила:  

                                                                                       учитель русского языка

                                                                            Никифорова С.И.

                                   

                                       

                                          2023 г.

   

   Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внеклассная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

Программы по внеклассной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеклассной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательный потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит состояние общественного сознания и общественной   жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

- приобретение обучающимися социального опыта;

-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

-приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Целью внеклассной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеклассной деятельности:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеклассной деятельности;

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем;

воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.

Принципами организации внеклассной деятельности стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

-опора на традиции и положительный опыт организации внеклассной деятельности;

-опора на ценности воспитательной системы школы;

-включение обучающихся в активную деятельность;

-доступность и наглядность;

-связь теории с практикой;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

-целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Данные принципы определяют способы организации внеклассной деятельности:

-реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

-включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по нескольким направлениям.

          Для организации внеклассной деятельности в нашей школе используются различные ведущие формы: классные часы, тематические праздники, викторины, познавательные игры, конкурсы, беседы, обсуждения на основе работы с материалом (сказки, пословицы, поговорки), сюжетно-ролевые игры, деловые игры, интеллектуальные игры. Это способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, в первую очередь - личностных.

      В школе разработана система внеклассной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеклассной деятельности по всем направлениям развития личности ребенка, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеклассной деятельности обучающихся:

общеинтеллектуальное - целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.

гражданско -патриотическое направление – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Направление реализуется в таких формах, как классные часы с использованием презентаций, беседы, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему.

-духовно – нравственное направление – воспитание таких качеств, как доброжелательность, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость.

 Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. 

Направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, проведение тематических классных часов, встреч, диспуты на религиозные,политические темы, организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся на уровне школы, города, могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения.

- спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях, организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на занятиях игровых моментов, физкультминуток, участие в городских спортивных соревнованиях.

социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления обучающиеся также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.

   По личностному развитию обучающихся необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, разбор жизненных ситуаций.      

         В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

Приемы и методы личностного развития

− прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);

− прием положительного подкрепления (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения — прием способствует закреплению положительных привычек);

− прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения — положительные/отрицательные к чему-либо, таким образом подает пример отношения ребенку;

− информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);

− практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

− побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

         Наиболее доступны для наших детей практически-действенные методы воспитания. Они особенно эффективны. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

          Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и т. д.

       Самые важные методы в работе это — наглядные  в сочетании со словесными методами. Потому что процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

      Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания

В данной статье описывается опыт работы по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ....

Формирование экологического сознания и любви к родному краю у учащихся лицея № 87 через различные формы внеурочной деятельности

Настоящий проект рассматривает решение актуальной проблемыуспешного формирования экологического сознания и любви к родному краю у учащихся лицея № 87 через различные формы внеурочной деятельности....