Формирование социально-культурной компетентности в процессе развития речевой деятельности детей с умственной отсталостью
статья

Белых Лариса Вениаминовна

Формирование социально-культурной компетентности в процессе развития речевой деятельности детей с умственной отсталостью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kompetentsii_belyh_l.v.docx51.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование социально-культурной компетентности в процессе развития речевой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь».

                                   К. Д. Ушинский

В соответствии с Образовательным Стандартом педагогические коллективы специальных (коррекционных) школ VIII вида должны заниматься формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому (интеллектуальными нарушениями) ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.

Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Компетентность в сфере образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.

  • Объективный аспект – это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности).
  • Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной (т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

Педагоги, которые работают с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируют у учащихся следующие компетенции:

  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-культурные

В состав любой компетентности, входят:

а) знания о предмете деятельности;

б) умение ориентироваться в ситуациях, связанных с этим предметом;

в) умение правильно ставить задачи и находить адекватные им решения;

г) опыт обращения с предметами.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения, отсутствие жизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми.

При комплексном формировании компетенций учащихся особую важность представляет формирование социально-культурной компетенции, которая происходит во взаимодействии педагога с учениками на уроках, перемене, экскурсиях, во вне учебной деятельности и т.д.).

Особую сложность в организации обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет то, что развитие психики этих детей в дошкольном возрасте не достигает уровня, необходимого для успешной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения. Дети данной категории не обладают самостоятельностью в познании, а их активность носит слабовыраженный характер.

При планировании уроков, я учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Объяснение нового материала выстраиваю так, чтобы каждый ученик понял, как действовать, получая удовлетворение от учебного процесса, чтобы в конце урока каждый мог оценить результат труда, его практическую значимость.

Собственный педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, ученики испытывают чувство удовлетворения, у них появляется вера в свои силы и желание заслужить одобрение.

Я, как учитель письма и чтения, при планировании уроков стараюсь кроме основного материала отобрать необходимый дополнительный материал для формирования социально-культурной компетенции через поступки и поведения героев, жизненные ситуации, правила поведения в школе, группе, на улице, которые способствуют формированию как учебно-познавательной, так и коммуникативной компетенциям.  Через эту деятельность ребенок узнает цену заботе о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких, родственниках, друзьях. Такие уроки обогащают внутреннюю культуру ребенка, организуют определенные отношения с окружающими людьми, он старается быть полезным и по возможности помогать им.

На своих уроках я учу детей проявлять старательность и усидчивость, контролировать собственные действия. И таким образом, в результате целенаправленной работе на уроке у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.

 На уроке использую различные виды учебной деятельности, практические задания, упражнения, тестирование, что позволяет развитию социальных навыков взаимодействия с окружающими и как следствие этого успешную социализацию в будущем.

Важная педагогическая задача состоит в оказании помощи школьникам, направленной на приобретение ими компетентностей, которые помогут им ориентироваться в жизненных ситуациях.

Я считаю, что современная специальная (коррекционная) школа и педагоги, работающие с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны:

  •  расширять кругозор ребенка через различные виды деятельности (урочная, внеурочная);
  • формировать социально-культурные учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетентности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • включение обучающихся в хозяйственно – бытовой, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов и социально-нравственное воспитание;
  • формирование элементарных навыков счёта, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

При встрече с препятствиями, трудностями, наши дети не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов в обучении и воспитании умственно отсталых школьников необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни узок уровень общего развития школьников с умственной отсталостью, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.  

Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача. Я считаю, важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции, умел анализировать, рассуждать, приводить примеры из жизни.

Тема: «О друзьях-товарищах»

Разработка обобщающего урока чтения в 5 классе по разделу

Цель: активизировать знания обучающихся по изученному разделу.

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающая – развивать способность концентрировать внимание на зрительно-воспринимаемом материале путем постановки познавательных задач.
  2. Развивать навыки коллективной и индивидуальной работы.
  3. Коррекционно-воспитательная – воспитывать нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощь при работе в парах.

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование: презентация, жетоны.                                         

Ход урока:

I. Организация класса. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся с вами в путешествие в удивительную страну. Догадываетесь ли вы, где мы с вами побываем?

- Название страны вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово.

- Переставьте слоги так, чтоб получилось слово. (слайд 1)

- Молодцы, мы отправляемся в Читалию. А как вы думаете, кто живет в этой стране? (книги, герои книг)

- Но мы с вами не просто будем путешествовать по стране, но и проверять свои знания по чтению. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы узнаем, кто самый внимательный читатель и старательный ученик.

II. Oсновная часть.

- Попав в город, мы посетим разные достопримечательности и культурные места этого города. Но сначала, проверим, насколько хорошо вы помните названия прочитанных произведений

1 задание: «Вспомним название произведений» (слайд 4)

Соедини части произведения в одно целое:

Колючка

подарок

Рыцарь

друг

Витя Малеев                      

«Фосфорический»

Дорогой

 Вася

Мальчик

в школе и дома

Твой

-Молодцы, ребята. А теперь мы с вами отправляемся в картинную галерею. Кто знает, что это такое? (Это место, где собраны картины. Их могут приходить и смотреть все, кому интересно). 

- в галерее Читалии собраны портреты литературных героев. Давайте по портрету и описанию назовем имя героев наших рассказов.

2 задание: «Картинная галерея» (слайды 5-10)

«Угадай героя по описанию»

«Это был юркий чернявый мальчишка, который вечно сновал по школе, ко всем приставалам и всюду совал свой острый носик. А его маленькие черные глаза норовили закатиться туда, где их никто не ждал».

(Колючка из рассказа «Колючка»)

«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Вид всегда у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк…»

(Вася из рассказа «Рыцарь Вася»)

«Тут он моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом. Скоро пришли ребята, и он натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят.

(Костя Шишкин из рассказа «Витя Малеев в школе и доме»)

«Мальчишка походил на шахматную пешку, одетую в школьный костюм. У него была круглая стриженая голова, узкие плечи, расходившийся книзу пиджак и большие, не по росту ботинки».

(Толя Шарокин из рассказа ««Фосфорический» мальчик»)

«В эту предпоследнюю минуту торопливо вошёл ученик второго класса… Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл.

Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тёте Нюре».

(Сережа Камышов из рассказа «Дорогой подарок»)

«Хороших вырастил ребят

Твой друг за много лет,

Его теперь благодарят

Колхозник и поэт,

Ученый, знатный горновой,

Артист и летчик боевой…».

(Учитель из стихотворения «Твой друг»).

- Замечательно поработали. Следующее место, куда мы отправимся- это "Аллея дружбы".

(Словарная работа со словом аллея).

3 задание: «Аллея дружбы» (слайд 11-12)

- Мы знаем с вами, что не все герои произведений дружили друг с другом.

Давайте вспомним, кто с кем дружил.

- Кого бы из героев вам хотелось подружить?

- Следующая достопримечательность- "Музей вещей".

4 задание: «Музей вещей» (слайды 13-15)

«Кто хозяин этого предмета?»

  • кукла (Вера «Колючка»)
  • шахматная доска (Толя Шарокин ««Фосфорический» мальчик»)
  • бутерброд (Генка Слонов ««Фосфорический» мальчик»)
  • синяя ваза (ученики «Дорогой подарок»)
  • рисунок (Сережа Камышов «Дорогой подарок»)
  • носовой платок (Вера)
  • ботинки (Вася)
  • одеяло (Костя Шишкин)
  • тетрадь (учитель)

Физминутка (слайд 16)

5 задание: «Хранилище мудрых мыслей» (слайд 17-18)

«Найдите 2 пословицы, близкие по значению. К кому можно отнести эти пословицы?»

  1. Друг познается в беде. (Вера, Витя Малеев, Вася)
  2. Белые ручки чужие труды любят. (Димка Ковалев)
  3. Не дорог подарок, дорого внимание. (Сережа Камышов)
  4. Любопытной Варваре, на базаре нос оторвали. (Колючка)
  5. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал. (Слонов)
  6. В несчастливый час узнаешь верного человека. (Вера, Витя Малеев, Вася)

6 задание: «Игротека» (разгадывание ребусов) (слайды 19-22)

Заключение. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.

Тест по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

1. Что бог послал Вороне?

А) кусочек хлеба

Б) кусочек сыра

В) кусочек сала

2. На какое дерево села Ворона?

 А) на дуб

Б) на ель

В) на сосну

3. Что она собиралась делать?

А) обедать

Б) ужинать

В) завтракать

4. Где Ворона держала сыр?

А) в лапах

Б) под крылом

В) во рту

5. Как Лиса оказалась у дерева?

А) подходила на цыпочках

Б) подползала

В) подбежала

6. Как Лисица называла Ворону?

А) чудо – птица

Б) царь – птица

В) жар – птица

7. Что Лисица попросила сделать Ворону?

А) спуститься с дерева

Б) спеть

В) угостить её

8. Что не хвалила Лиса у Вороны?

А) лапки

Б) глазки

В) шейку

9. Вставь пропущенное слово.

« ……. к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!»

А) Лисичка

Б) Лиса

В) Плутовка

10. Закончи предложение.

«Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен ….! »

А) хохолок

Б) голосок

В) глазок

11. Где льстец всегда отыщет уголок?

А) в душе

Б) в глазах

В) в сердце

12. Какая пословица подходит к басне?

А) На языке медок, а под языком ледок.

Б) Старый друг лучше новых двух.

В) Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. Где льстец всегда отыщет уголок?

В душе

В сердце

В доме

2. Что бог послал вороне?

Монету

Сыр

Творог

3. Сколько сыра было в басне?

Кусочек

Два кусочка

Килограмм

4. Где сидела ворона?

На сосне

На ели

На дубе

5. Где ворона держала сыр?

В лапах

В пакете

Во рту

6. Почему лисица обратила внимание на ворону?

Решила сделать ей комплимент

Захотела сыр

Решила поздороваться

7. Какое определение лисица дала голосу вороны?

Неприятный

Божественный

Ангельский

8. Что лисица попросила сделать ворону?

Отдать ей сыр

Спеть

Указать дорогу

9. Почему у вороны сперло дыхание?

От гнева

От радости

От сыра

10. Как лисица обхитрила ворону?

Лестью

Незаметно стащила сыр

Обещала потом отдать сыр

Тема: «О друзьях-товарищах»

Разработка обобщающего урока чтения в 5 классе по разделу

Цель: активизировать знания обучающихся по изученному разделу.

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающая – развивать способность концентрировать внимание на зрительно-воспринимаемом материале путем постановки познавательных задач.
  2. Развивать навыки коллективной и индивидуальной работы.
  3. Коррекционно-воспитательная – воспитывать нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощь при работе в парах.

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование: презентация, жетоны.                                         

Ход урока:

I. Организация класса. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся с вами в путешествие в удивительную страну. Догадываетесь ли вы, где мы с вами побываем?

- Название страны вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово.

- Переставьте слоги так, чтоб получилось слово. (слайд 1)

- Молодцы, мы отправляемся в Читалию. А как вы думаете, кто живет в этой стране? (книги, герои книг)

- Но мы с вами не просто будем путешествовать по стране, но и проверять свои знания по чтению. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы узнаем, кто самый внимательный читатель и старательный ученик.

II. Oсновная часть.

- Попав в город, мы посетим разные достопримечательности и культурные места этого города. Но сначала, проверим, насколько хорошо вы помните названия прочитанных произведений

1 задание: «Вспомним название произведений» (слайд 4)

Соедини части произведения в одно целое:

Колючка

подарок

Рыцарь

друг

Витя Малеев                      

«Фосфорический»

Дорогой

 Вася

Мальчик

в школе и дома

Твой

-Молодцы, ребята. А теперь мы с вами отправляемся в картинную галерею. Кто знает, что это такое? (Это место, где собраны картины. Их могут приходить и смотреть все, кому интересно). 

- в галерее Читалии собраны портреты литературных героев. Давайте по портрету и описанию назовем имя героев наших рассказов.

2 задание: «Картинная галерея» (слайды 5-10)

«Угадай героя по описанию»

«Это был юркий чернявый мальчишка, который вечно сновал по школе, ко всем приставалам и всюду совал свой острый носик. А его маленькие черные глаза норовили закатиться туда, где их никто не ждал».

(Колючка из рассказа «Колючка»)

«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Вид всегда у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк…»

(Вася из рассказа «Рыцарь Вася»)

«Тут он моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом. Скоро пришли ребята, и он натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят.

(Костя Шишкин из рассказа «Витя Малеев в школе и доме»)

«Мальчишка походил на шахматную пешку, одетую в школьный костюм. У него была круглая стриженая голова, узкие плечи, расходившийся книзу пиджак и большие, не по росту ботинки».

(Толя Шарокин из рассказа ««Фосфорический» мальчик»)

«В эту предпоследнюю минуту торопливо вошёл ученик второго класса… Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл.

Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тёте Нюре».

(Сережа Камышов из рассказа «Дорогой подарок»)

«Хороших вырастил ребят

Твой друг за много лет,

Его теперь благодарят

Колхозник и поэт,

Ученый, знатный горновой,

Артист и летчик боевой…».

(Учитель из стихотворения «Твой друг»).

- Замечательно поработали. Следующее место, куда мы отправимся- это "Аллея дружбы".

(Словарная работа со словом аллея).

3 задание: «Аллея дружбы» (слайд 11-12)

- Мы знаем с вами, что не все герои произведений дружили друг с другом.

Давайте вспомним, кто с кем дружил.

- Кого бы из героев вам хотелось подружить?

- Следующая достопримечательность- "Музей вещей".

4 задание: «Музей вещей» (слайды 13-15)

«Кто хозяин этого предмета?»

  • кукла (Вера «Колючка»)
  • шахматная доска (Толя Шарокин ««Фосфорический» мальчик»)
  • бутерброд (Генка Слонов ««Фосфорический» мальчик»)
  • синяя ваза (ученики «Дорогой подарок»)
  • рисунок (Сережа Камышов «Дорогой подарок»)
  • носовой платок (Вера)
  • ботинки (Вася)
  • одеяло (Костя Шишкин)
  • тетрадь (учитель)

Физминутка (слайд 16)

5 задание: «Хранилище мудрых мыслей» (слайд 17-18)

«Найдите 2 пословицы, близкие по значению. К кому можно отнести эти пословицы?»

  1. Друг познается в беде. (Вера, Витя Малеев, Вася)
  2. Белые ручки чужие труды любят. (Димка Ковалев)
  3. Не дорог подарок, дорого внимание. (Сережа Камышов)
  4. Любопытной Варваре, на базаре нос оторвали. (Колючка)
  5. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал. (Слонов)
  6. В несчастливый час узнаешь верного человека. (Вера, Витя Малеев, Вася)

6 задание: «Игротека» (разгадывание ребусов) (слайды 19-22)

Заключение. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.

Модель социокультурной среды в образовательном пространстве школы. Событийное и информационное окружение.

Информационная социокультурная среда на уроках русского языка

Широко известна цитата из стихотворения П. Вяземского:

 «Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

его душа и быт родной». 

В социокультурный компонент содержания обучения учителя русского языка включают речевой материал разного уровня, учитывая личностный характер общения каждого учащегося с учётом его способностей.

Одними из них являются пословицы и поговорки, использование которых, я считаю, помогает учителю эффективно решать общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи. Я их включаю в структуру урока для поддержания мотивации изучения русского языка, расширения кругозора учащихся. Также использую учебные тексты в упражнении: художественные, тематические таким образом, чтобы он был интересен учащимся, соответствовал их возрасту и был максимально приближён к естественной ситуации и теме урока. Учебный текст служит не основой для пересказа, а стимулом, поводом для общения и выполнения грамматических заданий.

Следующий момент в формировании социокультурной  компетенции – это конечно, речевой этикет. Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Речевой этикет русского языка имеет особое значение для воспитания личности в целом. Принимая во внимание нашу языковую культуру, можно многому научиться и научить, изучая русский разговорный этикет.

Обучая речевому этикету нужно помнить, например, о разнице между искренней оценкой и лестью, нужно знать не только старые традиции, но и быть на уровне сегодняшнего дня. Правила и нормы социального общения и речевые обычаи: формулы приветствия, прощания, благодарности, извинения, пожелания широко используются мною на уроках русского языка, особенно в работе со словарными словами.

Например, в какой ситуации можно использовать здравствуйте, а в какой привет, здороваясь с собеседником, а также провожу аналогию данных слов на ханты языке и на других языках.

Применение социокультурной компетенции помогает осознанию себя языковой личностью, которая владеет богатством русского языка и родной культуры, а также владеет языковыми и речевыми знаниями. Таким образом, социокультурная компетенция, прививает социокультурные знания, формирует языковую личность, обладающую языковой картиной мира, осознающую свою роль в взаимопонимании между народами.

Еще русский язык является средством межкультурного общения, обобщением всего культурного наследия и культурного опыта нации, имеет важное значение в развитии учащихся как культурно-исторических личностей.

Часто в начале урока привожу высказывания известных писателей на тему патриотизма, любви к родному языку, уважению к другим народам. Это могут быть высказывания о языке и культуре, которые целесообразно использовать как в виде пунктуационной и грамматической разминки в начале любого урока - русского языка или чтения, так и при изучении прямой речи, способах передачи чужой речи. Решению воспитательной задачи способствуют диалоговые формы урока: урок-игра, урок-путешествие по разным частям речи.

В этих формах урока интегрируются знания, умения и навыки, которые позволяют проверить речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность детей к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Диалоговые формы уроков обеспечивают субъективную позицию в воспитательном процессе, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, поэтому на заключительных уроках использую форму урока-КВН.

Цель таких уроков – не только закрепить пройденный материал, но и дать возможность учащимся осознать свои способности и оценить способности других, проявить интеллектуальные способности, вступать в контакт с группой и классом в рамках правил толерантного общения. При организации и проведении таких уроков следует придерживаться определенных требований:

  • пробуждать у школьников интерес;
  • помогать эффективному усвоению учебного материала;
  • учить работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения;
  • формировать у учащихся собственное мнение.

На таких уроках возрастает сплоченность, доброжелательность, дети испытывают удовольствие, психологический климат становится теплее, дети чувствуют поддержку друг друга.

Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Часто провожу такую работу с пословицами, как сравнение пар пословиц разных народов. Такая работа позволяет обратить внимание учащихся на единство духовных ценностей всех людей. Так, например, во всех культурах осуждается лень, халатность и положительно оценивается трудолюбие, добросовестность, честность:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда (русск.)
  • Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить (немец.)

Понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций:

  • Добра, что клада, ищут, а худо под рукой (русск.)
  • Демоны живут напротив ворот храма (яп.)

Например, восстановить соответствие в пословицах о Родине:

Родной край -

что соловей без песни

Человек без родины

одна у человека и родина

Одна у человека мать -

сумей за нее постоять

Родина – мать,

родина милей вдвойне

На чужой стороне

сердцу рай

После выполнения задания важно обсудить с детьми вопросы (сложность выбирается в зависимости от подготовленности класса и возраста):

- Быть патриотом и уважение к другим народам? Ты согласен?

-Что такое патриотизм?

-Что означает быть патриотом?

-Какие телевизионные передачи воспитывают патриотизм?

-Что такое Родина?

-Должен ли патриот быть толерантной личностью?

Такие творческие задания усиливают воспитательный потенциал урока русского языка.

Общение на любом языке – это практически всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо донести до учащихся, что другая культура не хуже и не лучше своей, она иная, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

Русский язык принадлежит к тем предметам, при изучении которых система образов напрямую воздействует на ценностные ориентации личности, дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. При этом необходимо строить учебный процесс так, чтобы учащиеся видели все разнообразие существующего мира и принимали его многогранность, не боясь быть чем-то отличными от других. Именно потому и надо убедить учащихся в ценности каждого человека, его неповторимой индивидуальности, независимо от национальности, расы, возраста, пола, физических и интеллектуальных особенностей.

Я подвожу учащихся к тому, что добро не может насаждаться насильно, надо бережно, тактично относится к человеку, уважать его, что каждый народ бесценен и неповторим, что в каждом из нас должна быть развита культура общения.

В структуре урока русского языка я предусматриваю обязательную речевую разминку, в ходе которой учащиеся не только настраиваются на русскую речь, но и подготавливаются к усвоению речевой и языковой теме.

В русском языке, например, есть слово снег, есть также слово крупа – им тоже называют снег, но такой, который падает мелкими крупинками. Есть слово пороша – только что выпавший рыхлый снег. Есть еще слово наст – это тоже снег, но такой, который лежит твердой корочкой. Всего четыре слова для обозначения разных видов снега.

 А в языках народов Севера, например, чукчей, ханты, для обозначения снега имеется более двадцати названий. Каждое из них называет определенную разновидность снега: снег рыхлый, снег твердый, снег тающий, сверкающий снег, мокрый и другие его виды. Затем выполняем различные задания по составлению словосочетаний, предложений и другие грамматические задания.

У русского языка как учебного предмета есть важная особенность: мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Учитель и ученики должны стать речевыми партнёрами, а урок – творческим сотрудничеством. Задача учителя – заинтересовать учащихся обсуждением темы; педагог должен уметь внимательно слушать сам, учить этому детей; ошибки нужно исправлять в форме подсказки правильного ответа. Если учителю удаётся успешно решить все эти задачи, то каждый урок будет уроком, формирующим навыки коммуникативной толерантности.

Особое внимание я обращаю на специальные упражнения, которые направлены на формирование социокультурной компетенции учащихся. Целью упражнений является:

1) познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами русского народа на материале социокультурных текстов;

2) расширить представление детей о тексте, его признаках;

3) научить учащихся проводить анализ текстов, содержащих сведения о традициях, обрядах, обычаях русского народа и других народов;

4) развивать интерес учеников к культуре русского народа.

Например:

На уроке по теме «Имя прилагательное» (9 класс) на этапе закрепления использовался следующий текст упражнения:

Крещение празднуется 19 января. В этот зимний день крестили Иисуса Христа. Главное событие праздника — водосвятие. Крещенская вода считается целебной. Она простоит долгое время и не испортится. приписывали и крещенскому снегу. Его собирали и целый год использовали в лечебных целях.

Работа над текстом началась с выяснения содержания прочитанного. Учащимся были заданы вопросы:

1. О чем этот текст?

2. Когда русские люди празднуют Крещение?

3. Отмечают ли этот день в вашей семье?

4. Перескажите текст, придумайте к нему заголовок.

Затем мы повторили на уроке определение текста, его признаки, доказали, что перед нами — текст. Учащиеся продолжили рассказ о Крещении. Серьезное внимание уделялось словарной работе: выяснялось лексическое значение слов «крещение», «водоосвящение». С этими словами дети придумывали предложения. Специальная работа велась над именами прилагательными: анализировались род, число, падеж. В качестве домашнего задания дети получили следующее:

Какие традиции существуют в вашей семье.

На уроке по теме «Изменение имен прилагательных по родам» (7 класс) объяснение нового материала проходило на материале текста «Коляда»:

Коляда (колядка) — старинная обрядовая песня. В ней содержатся пожелания хорошего урожая, всяческого благополучия, счастливой жизни. В колядке прославляются отчаянная храбрость, меткий ум, красота. В ней отражается крестьянский быт.

Приведем пример колядки:

Пришла коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в хорошем дому.

Ему рожь густую да хату полную.

Была проведена словарная работа, связанная с выяснением значения слов «коляда», «колядка». На материале этого текста дети повторили признаки прилагательного и определили род имён прилагательных, работали с орфограммами в разных частях слова.

Социокультурное образование предполагает и знакомство с местным материалом. Так использую тексты диктантов, стихи по памяти, комментированное письмо содержащие сведения о традициях, культуре русского народа и  народов ханты.

На уроке по теме «Словосочетание» (6 класс) (повторение материала строилось на основе текста: Русский костюм и хантыйская одежда.

Основой женского народного костюма быта рубаха, поверх которой надевали сарафан. Его шили из дорогой ткани, украшали разноцветной тесьмой. На юге России носили поневу — шерстяную юбку. Женщины надевали кокошники — красивы й головной убор с золотыми нитями, бисером, кружевами.

Традиционной женской одеждой у хантов были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками. Головным убором был платок.

Учащиеся определяли, чем отличается словосочетание от предложения, от слова. Обращали внимание на лексику текста, на устаревшие слова, (на листочках записаны современные значения данных слов).

Урок по развитию речи «Русские игрушки и игрушки народов ханты и других народов» (тема «Имя прилагательное») (описать игрушку) Презентация. Показ народных игрушек и записи текста:

Русские народные игрушки делали умельцы только из натуральных материалов. Помимо тряпичных кукол с разными наполнениями, были широко распространены и деревянные игрушки. Из дерева делалось практически все, что только можно. Это различные погремушки и зверята для самых маленьких; инструмент, оружие и солдатики для мальчиков; домашняя утварь и все, что только нужно, для девочек. Деревянные игрушки были крепкими, долго служили и часто передавались от одного ребенка к другому, ведь семьи в русских деревнях всегда были большими и многодетными. Вопрос, а хорошо это или плохо, иметь много детей? 

Любимыми игрушками девочек народов ханты, живущих на реке Обь и ее притоках является кукла «Акань», изготовленная из тонкой ткани, меха белки или меха молодого оленя, утиного клюва. «Акань» - хантыйская кукла. Для нее делают люльку из костей утки, шкурка, снятая с головы утки использовалась для кукольной постели. У каждой девочки есть кукла женского и мужского пола, куклы – дети. Они отличаются лишь одеждой. На лице у «Акань» не принято было делать глаза, нос, рот, так как в такую куклу мог вселиться злой дух. Первая кукла появлялась у девочек в три, четыре года. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони. Таким образом, куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Главная особенность куклы – ее временный характер. Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. Вечером, перед сном девочка должна была слегка покусать «Акань» за голову. Так как существует поверье, что если не сделать этого, то кукла во время сна укусит девочку за большой палец ноги.

В деревне Филимоново Тульской области мастера делают игрушки. Дети с удовольствием играют с ними. Умельцы делают игрушки из глины, расписывают их куриным перышком. Такие игрушки называются филимо-новскими. Чаще всего их делали со свистком, поэтому они назывались свистульками.

При анализе текстов учащиеся обращали внимание на роль прилагательных для описания игрушек. А какая твоя любимая игрушка? Опиши её.

Так как у детей с интеллектуальной недостаточностью небогатый словарный запас, то на доске или листочках даю вспомогательный материал, который помогает детям составить нужное предложение.

На уроках русского языка я привлекала самые разнообразные тексты, диктанты, сочинения содержащие сведения о костюме, играх, пище русских людей и других народов. А также использую и занимательные задания ребусы, кроссворды, включающие этнокультуроведческую лексику.

Такая работа должна проводится целенаправленно, в системе.

Я пришла к следующим выводам:

1. Социокультурные знания учащихся обогатились: дети получили представление о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

2. Учащиеся гораздо лучше стали выполнять комплексный анализ текста, расширили свои знания о тексте.

3. Повысился интерес детей к традиционной культуре русского народа и других народов.

Учащиеся на уроках русского языка благодаря использованию социокультурных текстов узнали о традициях, обычаях, обрядах, устном народном творчестве русского. А эти знания являются базой формирования социокультурной компетенции. Безусловно, работа в этом направлении должна быть продолжена, потому что

Народная культура неисчерпаемая кладезь мудрости.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Развитие речи у детей с умственной отсталостью по средствам использования игры-драматизации

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

Развитие речи у не речевых детей с умственной отсталостью

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта также грубые нарушения всех сторон психики: моторика, сенсорики, внимания, памяти, мышления, выс...

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мне...

Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания

В данной статье описывается опыт работы по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...