«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»
материал
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем школа занимает существенное место. Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_2023g.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
на педагогическом совете
«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»
Подготовила:
учитель русского языка
Никифорова С.И.
2023г.
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем школа занимает существенное место. Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности обучающихся с каждым годом все более возрастают, тогда как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время.
Имея дело с умственно отсталым (интеллектуальными нарушениями) ребенком, учителю и воспитателю необходимо знать его дефект, особенности и характер его поведения, сопутствующие дефекты, соматическое состояние ребенка, социально-бытовые условия, условия раннего развития и воспитания и др. это необходимая предпосылка для выработки адекватных форм и методов индивидуального подхода к ребенку. Постоянное изучение индивидуальности обучающегося, учет его возможностей и особенностей лежат в основе определения наиболее эффективных приемов воспитания, как отдельных групп детей, так и каждого из них.
При изучении особенностей развития ребенка педагогам следует обращать внимание не только на характер поведения и успехи в учебе, но и на его побуждения, стремления, интересы.
Важным условием активизации и поддерживания произвольного внимания является обеспечение мотивационной стороны учебной деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания. Соблюдение этого условия способствует прочности навыков, которые формируются. Введение интересных фактов, новых видов деятельности, элементов игры, соревнования побуждает интерес к содержанию учебного материала.
Качество усвоенных знаний и познавательная активность на уроке и во внеурочной деятельности зависит от эмоционального настроя, созданного во время обучения. Важное значение имеет доброжелательный тон педагога, внимание к ребёнку, поощрение его маленьких успехов.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагог должен использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Если школьник теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Повышение активности обучающихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока.
Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
- обучающиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет педагогу чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
-словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
-наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм; использование технических средств и пр.);
-практические методы (практические задания, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, сочинения и пр.);
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий, ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании.
- игровая деятельность;
включение в урок и во внеурочное время дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная учебная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Включаясь в активную деятельность, обучающиеся приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, поступки, слова, правильно и объективно оценивать поступки других. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, обучающийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность.
- применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-конкурса, урока-путешествия и т.д. является мощным стимулом в обучении и воспитании умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся, разнообразной и сильной активизацией. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, такие формы уроков эмоциональны и способны информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого ученика в активную работу.
- использование занимательного материала - помогает активизировать учебный процесс, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Занимательные задания не только стимулируют детей к развитию, так же при помощи них можно реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в то же время развивают познавательную активность. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, загадки и т.д.
-использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – один из способов развития познавательной активности у обучающихся с отклонениями в умственном развитии (интеллектуальными нарушениями). Использование современных компьютерных технологий позволяет:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
Информационные технологии на уроках можно использовать в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Из опыта работы заметила, что ребенок проявляет интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, с огромным желанием включается в работу. Уроки с применением информационных технологий вызывают интерес у обучающихся, являются более наглядными, разнообразными. На них дети получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
-Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние в процессе занятия.
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся.
В своей работе использую методы и приемы обучения, которые развивают познавательную активность у обучающихся на уроке и внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
-самостоятельныеработы;
-наглядность;
- использование занимательного материала;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
- использование ИКТ.
Игры, применяемые мною разнообразны:
1.Дидактические.
2.Игры-путешествия.
3.Интеллектуальные.
Игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, всегда вызывают положительные эмоции. Дети учатся быстро рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у школьников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности. При проведении игры стараюсь выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё всех детей. При подборе игры или задания учитываю интересы и склонности ребенка.
Большое внимание уделяю организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями.
Информационно – коммуникационные технологии использую на разных этапах урока. Для организации настроя обучающихся на урок. На этапе проверки знаний, на этапе приобретения новых знаний. Уроки и внеурочная деятельность с использованием ИКТ становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Развитию познавательной активности обучающихся служит и внеурочная деятельность. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.
Внеурочная деятельность является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть детям новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.
Разнообразная внеурочная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.
Наибольшему развитию познавательной активности способствуют такие формы внеурочной деятельности как предметные недели, внеклассные мероприятия, вечера, викторины, конкурсы. Они содействуют развитию познавательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.
Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, либо организуется как встреча с литературными героями. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры - это различные «путешествие, концерты, поле чудес, звездный час и т.д.». Здесь как в мире, дети воспроизводят в ролях то, что видят в окружающей жизни. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются педагогом, регламентируется сценарием. В сценарий включается занимательный материал. Такие формы внеклассной работы привлекают, усиливают и развивают интерес обучающегося.
Подводя итог, хочется отметить, что применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся через различные формы и методы познавательной активности на уроке АЯ
методические разработки...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...
Повышение познавательной активности учащихся через различные приёмы работы с учебником «Биология»
Важно начиная с первых уроков биологии в 5 классе систематически использовать учебник. На уроках необходимо сформировать элементарные умения и навыки работы с учебником, которые затем перерастут...
«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...
Презентация опыта работы "Развитие двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в туристском полевом лагере"
Презентация демонстрирует и обобщает многолетний личный опыт и пыт работы педагогов Станции юных туристов г.Анжер-Судженска над проблемой развития двигательной и познавательной активности учащих...
Тема: Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы
Эта тема обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия ...