Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"
материал по обществознанию (5 класс) на тему
Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дата публикации 10.06.2016 | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Автор: учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево
Л.Т. Осипова
Самара 2016 г.
Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Задачи:
- расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло”
- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
- развивать творческие способности учащихся.
Основные термины и понятия: добро, зло.
Планируемые результаты:
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
6. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Тип урока: урок-размышление
Ход урока.
.
- Организационный момент
- Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок!
2. Определим тему разговора
Тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно. Прочитаем сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк» (слайд 3):
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселые. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
(текст сказки на столах у учащихся)
О чем эта сказка? (о добре и зле)
Да, Тема нашего урока - ДОБРО и ЗЛО (слайд 4)
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.
Как вы думаете, что такое Добро? (ответы учащихся)
Сейчас мы познакомимся с вами с определениями добра, данными в словарях С. Ожегова и В. Даля. (слайд 5)
С. Ожегов: Добро - Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
В. Даль: Добро - значит благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.
Сравните определения добра, данные С. Ожеговым и В. Далем, найдите общее и различия в определениях. (Ответы учащихся)
Составьте свое определение добра.
«Добро - все положительное, хорошее, то что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то что предотвращает вражду». (Определение записать в тетрадь).
Существует много слов с корнем добро. Приведите примеры.
А что такое доброе дело? (слайд 6)
Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила в магазин)
- А что такое зло? (ответы)
Сейчас мы познакомимся с вами с определениями зла, данными в словарях С. Ожегова и В. Даля. (слайд 7)
С. Ожегов: зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
В. Даль: зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добро. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы.
Сравните определения зла, данные С. Ожеговым и В. Далем, найдите общее и различия в определениях. (Ответы учащихся)
Составьте свое определение .
«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». (определение записать в тетрадь) (слайд 8)
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. (привести примеры)
Почему же добро всегда побеждает зло? (Ответы учащихся)
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Читаем притчу.
« Притча о Добре и Зле» (слайд 9)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
Что это значит? (Ответы учащихся)
Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить нашу радость.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Нередко зависть толкает людей на совершение дурных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть.
А сейчас поработаем в парах.
Распределите слова на две группы (слайд 10), в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жадность, ласка, лень.
добро | зло |
|
|
|
|
У вас на партах лежат листочки с фразами. Составьте пословицы и высказывания. Соедините их линиями. (слайд 11)
1. Рождает зверя зверь, А. чтобы тебя не погубило зло
Рождает птица птицу,
2. Твори добро, чтобы любя Б. От доброго – добро,
От злого - зло родится
3. Худо тому, В. добро нашло тебя
4. Зла не верши, Г. Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
5. Добро и зло творить всегда Д. кто добра не делает никому
В чем смысл пословиц?
Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. (на листочках в форме кирпичиков учащиеся получают слова: Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, улыбка, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).
Посмотрите, какие слова остались? Почему они не пригодились?
А сейчас мы послушаем историю, переложенную на музыку.
Говорят, это реальная история, которая произошла в больничной палате.
Видео «Окно»
Какие чувства вызвала эта история у вас?
Можем ли мы сказать, что это низкий, злой поступок?
Сосед умер, а он останется жить с очень тяжелым чувством вины. Даст ли ему совесть спокойно жить?
Категории «добро » и «зло»- вечные.
А сейчас послушайте притчу и поразмышляйте в чем ее смысл.(слайд 12)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
Это значит у человека есть выбор-делать добрые, хорошие поступки или злые.
Домашнее задание (по выбору):
- Подобрать высказывания, цитаты о добре и зле.(2-3)
- Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.
Рефлексия (слайд 13-14):
1. С какими основными этическими понятиями вы сегодня познакомились?
2. Что означает слово «добро»?
3. Что означает слово «зло»?
4. Ребята, у вас впереди целая жизнь. Посмотрите, перед вами несколько дорог ( на доске три указателя дорог): 1. «Жить - богатым быть»; 2. «Жить - награды получить»; 3. «Жить - добро творить». Выберите вашу дорогу в жизни.
(Возможен как вариант составление синквейна со словом «добро».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по основам светской этике "Семейные традиции" в 5 классе
Урок "Семейные традиции" знакомит с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов и разработан с учётом федеральных с...
конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"
конспект урока "Россия - наша Родина" с презентацией. Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...
Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский район Обабко Светланы Леонидовны
Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский районОбабко Светланы Леонидовны На этом уроке учащиеся изучают новый материал ...
Банковская система - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации
Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Банковкая система"...
Мораль - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Мораль"...
Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.
Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.поможет учителю научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, научить анализировать, наблюдать, делать выводы....
Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»
Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...