конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"
классный час (5 класс) по теме

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов в том числе для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palushkina_e.a._mbou_oosh_no_10.rar1.68 МБ
Файл urok_semi.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « основная общеобразовательная школа №10»

Методическая разработка урока по курсу: основы светской этики в 4 классе

Тема: «Россия – наша Родина».

Исполнитель

Палушкина Елена Александровна,

учитель истории

МБОУ « ООШ №10»

Гурьевский район

2012

Цели 

  1. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов.

Задачи

  1. Популяризация государственных символов Российской Федерации;
  2. Изучение учащимися истории государственной символики России;
  3. Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики.
  4. сформировать личностное отношение к понятиям “Родина”, “Отечество”.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, иллюстрации с изображением герба и флага России.

Оформление доски (плакаты):

Служить Родине, отдавать ей всё лучшее,

 на что человек способен, – высшее его назначение.

                            А.С.Пушкин.

Ход  урока  « Россия - наша Родина»

  1. Орг.момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день,  ребята . Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой -  в городе Тамбове. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и  в Москве, и в Тамбове, и в Ярославле, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

 «Россия - наша Родина» так звучит тема нашего урока, на котором речь пойдет  о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня  вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного. Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? Что для вас Родина? Прежде, чем вы ответите, послушайте отрывок из песни на музыку Баснера, слова Матусовского «С чего начинается Родина?»

  1. Формулировка темы, проблем, постановка цели.

 Давайте вместе подумаем, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. (На доске подсказка)

 Я хочу узнать…

Я хочу понять…

Я хочу разобраться…(обучающиеся формулируют цель занятия).

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной ? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили

его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Ученики читают стихи

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

 Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

 

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

 

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Исполнение стих. Сопровождают песни : «Вечерний звон», «Уголок России» 

Учитель: Откуда произошло слово РОДИНА? Давайте заглянем в толковый и энциклопедический  словари.

Ученик – Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Итак, как вы поняли что же такое Родина? ( ответы обучающихся)

РОДИНА – это наш общий ДОМ!

ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ на  доске рисуем ДОМ

 

РОДИНА

 

 

А что же будет кирпичиками в нашем доме? Давайте поищем однокоренные слова для слова Родина?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите  слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Итак, откроем словарики и запишем важные понятия сегодняшнего урока.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

Игра «Собери пословицу» ( групповая работа по 4 человека)

  Родина – мать,                      

  Жить- ,

  Человек без           Родины,

 

  Где кто родится,

там и пригодится

что соловей без песни

Родине служить.

умей за неё постоять

Учитель: Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род. ( Работа с настенной картой).

- Откуда появилось такое название – «Россия?»

 Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

 

- Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

 

- Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

 Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

 А как сегодня называется страна, в которой мы живем? ( обучающиеся отвечают)

Педагог: Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Россия многонациональная страна, сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом?

(Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?

Ученик

Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.
 

(Участники выносят каравай "хлеб – соль под народную песню)

Педагог: Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России.

Кто знает как выглядит государственный герб? Давайте посмотрим вместе

( презентация)

У каждого государства есть свой герб. Прежде чем говорить о нём, я вам расскажу, что означает это слово. Оно происходит от немецкого слова «наследство или наследие». Это главный символ любого государства. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

- Среди множества гербов выделите герб России.

Ученик – У нас очень красивый герб. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад  На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых

состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Кто знает мы можем увидеть государственный герб?

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности -  будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. 

 Что такое флаг? (Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)

Среди множества флагов выделите флаг России.

 

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России (слайд фотография президента) всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Учитель: А что символизируют эти цвета?

Ученик: Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей- цвета флага символизировали : белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый – вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Учитель:

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище.(демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя - это знамя военно-морского флота. (слайд мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

А что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Ученик: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал композитор Александр Васильевич Александров , слова Михалкова.

Учитель: Давайте прослушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства надо слушать стоя.

Прослушивание гимна сопровождается показом слайдов, отражающими славные страницы российской истории.

- А что для вас  значит слово «Родина»?

- Кого можно считать патриотом? Составляем портрет ПАТРИОТА.

Давайте попробуем составить его портрет. Перед вами рабочие листы, на них – незаконченное предложение: «Патриот – человек, который…»

(СЛАЙД с рабочим листом).

-Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете в группах.

Работа в группах по 4 человека)

Обсуждение.  Вывод. Запись в словарь.

- Как можно проявить свою любовь к Родине?

Закрепление

  1. Что такое Родина?
  2. Каждое государство имеет три символа, назовите их.
  3. Герб, флаг, гимн.
  4. Что изображено на гербе нашего государства?
  5. Двуглавый орел.
  6. Что он символизирует?
  7. Единство страны.
  8. Крылья орла подняты вверх – почему? (Орел показывает силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна)
  9. Кого можно назвать  патриотом?

Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.

Подведение итогов

 Давайте вместе подумаем, что сегодня мы вместе с вами выяснили  и о чем говорили  на уроке. (На доске подсказка)

 Я  узнал…

Я  понял…

Я  разобрался…(обучающиеся формулируют выводы занятия).

Домашнее задание

Семья - это частичка России. Скажите, а у вашей семьи есть символы? Попробуйте с родителями создать герб, флаг, гимн своей семьи.

Литература:

1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.

2.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

3. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Государственные символы Самарской Области. – Самара, Изд. Дом «Агни», 1999 г.

4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.

6.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 554 с.

7. Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000 г.

8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).

9.   Автор и источник заимствования    картинок для презентации и сокращенных гимнов Российской Федерации и Кемеровской области неизвестен.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа № 10»

Классный час

 для начальных классов

 « Школа - мой второй дом»

Исполнитель :

Зам. Директора по ВР,

учитель истории

Палушкина Е.А.

Гурьевский район

2012

Цель: :  1. Дать целостное восприятие понятию «школа» как второй семье. 

Задачи:      

  1. Конкретизировать с  учащимися  понятия «семья» и «школа ».
  2. Рассмотреть правила поведения учащихся в школе.
  3. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять  

существенное,   обобщать;  способствовать развитию

коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

  1. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение  к  школе.  

   

Оборудование: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семьей  

                         разных  религиозных культур,  текст  стихотворений,

                                                  альбомы,  цветные карандаши и маркеры 4

цветов.

Форма урока: групповая работа

Тип урока: урок   -  игра

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Послушайте загадку, о чём в ней говорится?

                                Стоит дом,

                                Кто в него войдёт –

                                Тот ум приобретёт.

                                Что это?

                                                        (Школа)

У меня есть мама,

   У меня есть папа,

   У меня есть дедушка,

   У меня есть бабушка,

   А у них есть я.

   Что это?            СЕМЬЯ.

У каждого из вас есть своя семья, которая состоит из ваших самых близких и родных людей. Но придя в этот класс у вас появилась новая , вторая семья.  Вы будете вместе проводить много времени, решать важные проблемы, уметь общаться в коллективе, заводить близких друзей. И наш классный час посвящен теме» Школа –мой второй дом», ведь каждая семья живет в своем доме.

Как выдумаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? Посовещайтесь в группах и выскажите своё мнение, используя подсказки на доске.

Я хотел бы понять…

Я хотел бы разобраться…

Я хотел бы определить…

Ребята высказывают свои мнения.

Учитель подводит итог.  Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даёт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоёвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.

Игра « Ассоциации»

Каждая группа получает задание придумать ассоциации на тему «Школа»,

 « Семья» . Все названные ассоциации учитель выписывает на доске. Обсуждают. Выбирают общие ассоциации, связывающие эти темы.  Учитель подводит к выводу о том, насколько близки эти две темы.

 Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)

Работа в группах.

Чтение и обсуждение притчи.

 « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? ( « ПОНИМАНИЕ».)

Каждая группа выдвигает свои предположения.

Учитель:  Какая семья называется дружной?  Что необходимо иметь семье, чтобы в ней не было разногласий? Высказываниея от групп.( необходимо создать правила поведения) Давйте представим, что с вами самое главное руководство школы и от того какие правила мы с вами придумаем будет зависеть наша дальнейшая жизнь.

  1. Относись к учителям так, как ты относишься к своим родителям.
  2. Относись к одноклассникам так, как своим братьям и сестрам.
  3. Береги школьное имущество, как бережешь свои вещи.
  4. Правило имени.

Физкультминутка.( игры на объединение коллектива)

  1. В ряд выставлены несколько стульев. Учитель дает команду. Ребята, представьте, что наш корабль терпит кораблекрушение. У нас есть единственный шанс спастись, забравшись на эту шлюпку.
  2. Дети встали в круг,  сняли обувь, взялись за руки.

Учитель: А теперь попробуйте обуться без помощи рук.

Сюжетно – ролевая игра

Каждой группе даётся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошёл к доске, задевая по пути тетради и учебники. Ничего не выучив дома, начал грубить учителю.

Ситуация №2. Петя работал на компьютере. Что-то не заладилось и он с силой ударил по клавиатуре кулаком.

Ситуация №3. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неё линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №4. Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаёт вопрос или просит разрешения выйти.

Ситуация №5. Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что её обижают одноклассники, дразнят ее по фамилии.

Учитель: А сейчас самое время прочесть стихи.

1.    Мы все одна семья

 С добром и книжкой дружим.

 И наши мысли   -  все срочно

 Должны стремиться к знаньям прочным!

 

2.      Будем к чистоте стремиться,

Чтоб нигде не осрамиться.

Доски, ручки, книжки, парты

Очень чисты, аккуратны.

 

3.      Девчонок  будем уважать,

Как можно меньше обижать.

А если дернем за косичку,

Тому виной во всем – привычки.

 

4.      Сила каждому нужна

Для учебы и труда.

Будем есть творог, омлет

И компотик на обед.

 

5.      Мы любим улыбку,

Задорны всегда,

Любые невзгоды для нас ерунда!

 

6.      Эти правила нужны,

Эти правила важны,

Только выполняя их,

Будем выглядеть мы завтра

Даже лучше космонавта!

 

 Учитель: ребята в начале урока вы самостоятельно сформулировали цель нашего занятия. Давайте совместно сделаем выводы. А помогут вам в этом слова подсказки.

Я  понял…

Я разобрался…

Я  определил…

Учитель подводит итог. Итак, ребята. Сегодня мы с вами совершили очень важное дело мы стали большой дружной семьей. Давайте жить с вами по правилам и стараться их не нарушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам светской этике "Семейные традиции" в 5 классе

Урок "Семейные традиции" знакомит с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов и разработан с учётом федеральных с...

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина" помогает в развитии эмоционально- волевой сферы учащихся, в раскрытии темы урока....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.

Конспект урока по  Основам светской этики 5 кл.поможет учителю  научить каждого ученика самостоятельно добывать знания,   научить анализировать, наблюдать, делать выводы....